Публикации «Играя, развиваем!» - альтернативная коммуникация, как одно из средств развития и воспитания детей с РАС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Играя, развиваем!» - альтернативная коммуникация, как одно из средств развития и воспитания детей с РАС
Автор: Щепетнова Елена Николаевна

«Играя, развиваем!» - альтернативная коммуникация, как одно из средствразвития и воспитания детей с РАСЩепетнова Е.Н., учитель-дефектологМБОУ «ОШ №23 для обучающихся с ОВЗ»,гтарый Оскол, Белгородская об.Право на доступное и качественное образование детей с ОВЗ, в том числе с РАС в нашей стране закреплено на законодательном уровне. В Конвенции ООН по правам ребенка отмечается, что все дети обладают фундаментальными правами, однако многие из них по различным причинам нуждаются в дополнительной поддержке и помощи на разных стадиях развития для реализации своих прав. Такая дополнительная коррекционно-развивающая помощь необходима всем детям с аутизмом. Аутизм сегодня является распространенным явлением. Ежегодно по всему миру увеличивается количество людей страдающих этим расстройством. Актуальность проблемы образования детей с расстройствами аутистического спектра не вызывает сомнений и становится понятно, насколько важным является проведение коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми. Очевидно, что дети с РАС могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии вовремя начатого и правильно организованного обучения, воспитания и образования, обеспечивающих удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей.Аутизм (инфантильный аутизм, детский аутизм) – комплексное расстройство, включающее несколько нарушений. Для постановки диагноза аутизма должна присутствовать триада симптомов: недостаток социального взаимодействия (сложно понять чувства и эмоции других людей, а также выразить свои собственные, что затрудняет адаптацию в обществе), недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной) и недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения. Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Главной проблемой детей с особенными потребностями является то, что не все дети могу говорить и способны выразить свои потребности. Если родители еще как-то могут понять чего хочет их ребенок, то при общении с незнакомыми людьми у детей с расстройством аутистического спектра возникают трудности – зачастую их не понимают, вследствие чего ребенок начинает нервничать, психовать, проявлять агрессию и т.д. Возникает вопрос: как же общаться с невербальным ребенком?Изучив методы и подходы к обучению и развитию детей с РАС, было изготовлено интерактивное пособие «Играя, развиваем!», взяв за основу карточки ПЕКС (PECS -The Picture Exchange Communication System). PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточками для преодоления трудностей при использовании различных программ обучения навыкам общения детей - аутистов и детей с другими социально-коммуникативными отклонениями, для которых характерно отсутствие целенаправленной или социально приемлемой речи (Фрост Л., Бонди Э. Система альтнрнативной коммуникации с помощью карточек (PECS). Руководство для педагогов).Представленное методическое пособие предназначено для индивидуальной работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Основная цель данного пособия – стимуляция ребенка спонтанно начать коммуникационное взаимодействие, мотивация к адаптации к социуму, содействие всестороннему, максимально возможному, его развитию. Зона ближайшего развития – первостепенное понятие, на котором строится выбор нашей коррекционной работы. Для детей эта зона определяется наличием таких заданий, которые ребенок может освоить только с помощью взрослого. Но после приобретения совместной деятельности – он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач.Задачи: установить контакт с ребенком, формировать коммуникативные умения и навыки, формировать сенсорное развитие, формировать социально-бытовые умения и навыки самообслуживания, развивать и обогащать эмоциональный опыта ребенка, стимулировать звуковую и речевую активность, развивать память, мышление, внимание и речи.Данное пособие условно разделено на несколько блоков: развитие мелкой моторики, развитие речи, математических навыков, обогащение словаря, совершенствование зрительного восприятия, памяти, мышления.Отличительной чертой этого пособия является комплексный характер подачи материала, нацеленный на обеспечение развития познавательных процессов ребенка с РАС. Новизна и актуальность предложенного методического пособия заключается в подборе и систематизации материала для развития всех высших психических функций и речевых навыков, многофункционально, легко трансформируемо. В пособии отдается приоритет игровым методам работы с детьми, грамотно используется сгруппированные задания и упражнения. Информация доносится через схемы, наглядные карточки.Кроме работы с детьми с РАС, эти материалы помогут достичь успеха в развитии невербальных детей, страдающих тугоухостью, ЗПР, ДЦП, УО и т.п.Основные принципы работы с интерактивным пособием: опора на визуализацию, последовательность, системность и четкость структурирования каждого занятия. Формы и режим занятий. Основная форма – индивидуальные занятия. Продолжительность каждого занятия от 20 до 30 минут в зависимости от состояния ребенка. В процессе занятия педагог обязательно следит за самочувствием ребенка и учитывает его эмоциональное состояние, может полностью изменить составленный план занятия в силу неприемлемости ребенком на данный момент. Пособие состоит, из шести страниц (включая функциональную обложку). Страницы пособия крепятся на завязках, их можно менять местами либо добавлять новые. Внутри страниц и обложки – синтепон. Каждая страница представляет собой вполне самостоятельный элемент, то есть можно играть как целой книжкой, так и отдельными листами. Страницы выполнены из белой ткани для того, чтобы ярче и лучше были видны картинки. По своей структуре авторское методическое пособие представляет собой многофункциональное настольное поле с кармашками, в которых находятся карточки Pecs, способствующие описанию алгоритма действий задания. На «страницах» пособия расположены задания и упражнения в виде схем, алгоритмов и образцов, находящихся также в кармашках. По мере освоения ребенком определенных знаний, и когда сформировано умение соблюдать очередность и аккуратность при выполнении задания, добавляются новые упражнения. Так как карточек очень много, то хранятся они в контейнерах. А по мере необходимости выкладываются в кармашки. В зависимости от темы занятия. На первом этапе первыми вводятся две карточки «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой. Важно! Если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.Варианты, дидактических игр: «Оденься» - «Разденься»: данный вид карточек направлен на развитие навыков самообслуживания. Ребенок путается, когда одевается и раздевается? С помощью карточек можно сделать пошагово визуальное расписание, которое поможет ребенку запомнить правильный порядок действий; «Гигиена» - при помощи этих картинок (карточек) можно создавать инструкции и подсказки, которые помогут ребенку правильно выполнять последовательность действий; «Послушные пальчики» - в индивидуальной работе с детьми, имеющими РАС, необходимо применять один из важнейших разделов коррекционно-педагогической работы — развитие мелкой моторики рук, которое тесно связано с речевым, психическим и личностным развитием ребенка. Детям с аутистическими нарушениями сложно выполнять точные действия с мелкими предметами, когда пальцы руки должны действовать согласованно и координировано. Мы предлагаем увлекательные игровые задания с ладошками. У ребенка разовьется тонкая пальчиковая моторика, память, внимание и наблюдательность, расширится словарный запас качеств, признаков и свойств, научится различать правую - левую стороны; «Цветные нити» - развитию ручной умелости способствует художественный ручной труд, представляющий собой творческую работу с разными материалами, в процессе которой создается поделка. Это могут быть рисование цветными нитями на флисе. Для ребенка с РАС в пособии подготовлены образцы, по которым он может воспроизвести рисунок. Образцы лежат в кармашке. По мере развития творческого потенциала образцы меняются. Это направление работы играет чрезвычайно важную роль в формировании у детей навыка принятия и удержания определенной позы рук; «Повтори по образцу» - в этой игре ребенок должен повторить картинку - образец, используя разные по цвету и форме фигуры. Игра простая, возможна и с крупными деталями. В ходе выполнения задания, ребенку необходимо рассмотреть образец, найти соответствующие фигуры и выложить их в правильной последовательности, копируя картинку - образец. Результативность использования данного пособия включает в себя: развитие контакта, формирование способности к подражанию; «заражение» положительными эмоциями, формирование умения выражать эмоции и настроение; активизация речевой деятельности; развитие моторики, а также понимание и использование обозначений места, развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания; узнавание цвета и формы; копирование простых рисунков.Данное авторское методическое пособие «Играя, развиваем!» имеет практическую ценность и может быть использовано в практике учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, родителей, что будет способствовать эффективной коррекционно-развивающей работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. Для успешной работы следует придерживаться следующих рекомендаций:
  • Во время занятия карточки выкладываются на столе блоками по категориям.
  • На каждом занятии придерживайтесь одной и той же схемы раскладки карточек по блокам (но внутри каждой области придерживаться одного и того же порядка раскладки карточек не нужно).
  • Обязательно оставляйте достаточно места для области, где вы будете составлять схемы предложений.
  • Начинайте работу с небольшого количества карточек
  • На каждом этапе, необходимо помогать ребенку правильно подбирать карточки!
  • Методика основана на принципах последовательности и концентричности. Необходимо обязательно придерживаться уровневой и этапной последовательности. Переходить к следующему уровню только при достаточном овладении ребенком всех этапов предыдущего:
  • Четко проговаривать слова – обозначения, выделяя голосом изменяющиеся окончания.
  • Минимизировать свою речь во время занятий, ограничив четкими инструкциями.
  • Не использовать в своей речи многословные инструкции самое главное, регулярно проводить занятия, постепенно усложнять задания.
  • «…Аутичному ребенку требуется специально организованное обучение и многократное, совместное со взрослым, проживание повседневных бытовых ситуаций». Под «бытовыми ритуалами» подразумевается организация обучения ребенка отдельным бытовым навыкам, умению обслуживать себя, а также усвоение им распорядка повседневной жизни, ее социальных контекстов, ориентации в окружающем мире и развитию его познавательных способностей. Выработка им определенных навыков и умений потребует от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения, на основе которых потом можно формировать и закреплять новые навыки.Пожелание! «Тем, кто хочет помочь детям с расстройствами аутистического спектра, хочется пожелать терпения в понимании того, кто так не похож на нас. Ведь, в нашу с вами жизнь, эти дети приходят проверить нас с вами на человечность». Р. Шнайдер (педагог, философ)Список литературы
  • Аутичный ребенок- проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков./Под ред. С.А.Морозова. М. 1998. 92с.
  • Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой ориентации.//Дефектология.1997. №2. с. 31-39; №3. с.15-21
  • Гилберг К., Питерс Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты/Под ред. Л.М. Шипицыной, Д.Н.Исаева. СПб.1998. 124с.
  • Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография/А.Н.Коноплева, Т.Л.Лещинская. Мн. НИО. 2003. 232 с.
  • Фрост Л., Бонди Э. Система альтнрнативной коммуникации с помощью карточек (PECS). Руководство для педагогов//И.: М. РБОО «Центр лечебной педагогики», 2011, 373с.