Публикации
Формирующее оценивание как показатель личностного роста начального образования.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирующее оценивание как показатель личностного роста начального образования.
Автор: Корнета Ирина Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирующее оценивание как показатель личностного роста начального образования.
Автор: Корнета Ирина Анатольевна
Добрый день, уважаемые коллеги!Сегодня мы говорим о ФОРМИРУЮЩЕМ ОЦЕНИВАНИИ. Тема моей статьи: «Формирующее оценивание как показатель личностного роста начального образования»Я –учитель начальных классов. Использую в своей работе следующие техники и методики. Начинаю работу с наиболее простой , используемой уже в 1 классе при безотметочном обучении методики«Цветовых дорожек» , она позволят ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, уверенно ли он чувствует себя при ответе на вопрос. Выбрав один из трех цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях на полях или рядом с домашней работой или классной. Красный цвет – это сигнал тревоги: мне трудно, я в этом не разобрался, нужна помощь, желтый – я не совсем это понял, зеленый – мне все ясно, я с этим справлюсь. Учитель, взяв тетради, видит, кто в каком вопросе нуждается в помощи.«Светофор», другой вариант той же методики, дает возможность посылать сигналы в реальном времени, по ходу урока. Для этого у детей есть карточки тех же трех цветов. Отвечая на вопрос учителя, получив задание дети поднимают одну из трех карточек, сообщая о том, насколько им по силам это задание.Знаки + - для оценки согласия и несогласия с решением одноклассника.«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.При подведении итогов любого этапа урока законченность придает формирующее оценивание учащихся. Применяются следующие техники:- «Словесная оценка». Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока. Этапы стратегии позитивного оценивания: положительная оценка («Я знаю, ты очень старался…»), указания на ошибки («Но сегодня …. у тебя не получилось»), анализ причин («Посмотри, ты подумал, что…, но это не так»), обсуждение, выражение уверенности («Но в следующий раз, я уверена, у тебя получится…»). Такие виды оценивания как поощрение, похвала, подбадривание, словесная оценка, поддержка затрагивают вызывают положительные эмоции, которые сопутствуют формированию внутренней мотивации. Одобрительный взгляд или жест становятся видами формирующего оценивания. Такой вид оценивания важен для детей начальной школы(и детей с ОВЗ), когда закладываются личностные основы, способность к самообучению, самостоятельному выстраиванию стратегии решения проблемы. «Закончи предложение» Какие новые знания ты получил? Начни свой ответ со слов: я узнал…Я теперь знаю… Мне было интересно… Я хочу еще узнать…«Лестница знаний» «Оценочные листы» Можно совместно с детьми выработать критерии, разработать оценочные листы. Начинаем работу, чтобы детям был знаком этот вид деятельности. В среднем и старшем звене можно продолжить составление оценочных листов.«Портфолио» оценивает личностные результаты. Учимся собирать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его достижения в различных областях, демонстрировать спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений, способности практически применять приобретённые знания и умения. Итак, формирующее оценивание служит не только для повышения успеваемости учащихся , но и позволяет сформировать навыки самостоятельного обучения через личностные, метапредметные и предметные результаты, через внеурочную деятельность. Некоторые методики можно применить в среднем и старшем звене.Такое оценивание ориентировано на конкретного ученика, поддерживает обратную связь ученика и учителя, помогает ученику обнаруживать пробелы в знаниях и ликвидировать их. Заставляет концентрироваться, сосредотачиваться на уроке, быть собранным, внимательным, чтобы в конце урока получить положительную оценку не только от учителя и одноклассников, но и провести самооценку, которая вызовет самоудовлетворение ученика, в чём и заключается важность оценивания.Спасибо за внимание!