Публикации ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Алевтина Ивановна Иванова

Детский оркестр как средство формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возрастаАннотация. Статья посвящена вопросу использования шумового оркестра как средства формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. В содержании уделяется внимание поиску новых подходов к воспитанию дошкольников, воспитанию музыкой, развитию творческих способностей. Раскрывается понятие шумового оркестра, его роль в сплочении детского коллектива, выявляются проблемы, существующие при организации шумовых оркестров и пути их решения.Ключевые слова: шумовой оркестр, творческие способности, дошкольный возраст, музыкальное воспитание, развитие детей.Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Воспитание музыкой, поэтому является актуальной проблемой в современной обществе.Развитие детей немыслимо без положительных взаимоотношений у детей между собой с близкими взрослыми. Учитывая, что базовые микросреды для ребёнка — это семья и детская труппа дошкольного учреждения, то можно сделать предположение, что на создание положительного эмоционального отношения к близким людям у ребёнка большое влияние оказывает стиль общения педагога с ребенком, а также особенности детско - родительских отношений.Изучая воспитательную роль игры в условиях педагогического руководства, Р.И.Жуковская рассматривает отношения дружбы между детьми в плане коллективных взаимоотношений, на развитие которых влияет содержательная, длительная по своему характеру сюжетно — ролевая творческая игра. Действительно, такого рода детские игры объединяют дошкольников на основе общности интересов и переживаний. Автор справедливо подчёркивает, что слаженности игровых отношений содействуют различные формы дружбы (парная избирательная дружба и дружба небольших групп детей), определённые правила поведения, которыми руководствуются дети в игре.Д.В.Менджерицкая, исследуя игры детей как средство нравственного воспитания, обращает внимание на чрезвычайно важный для педагогики факт: совместная детская игра, в которой можно наблюдать слаженные отношения и как будто умение дружно играть с товарищами, ещё не означает наличие истинно дружеских, товарищеских чувств и отношений. Лишь кропотливая педагогическая работа с отдельными детьми — представителями разных групп (по характеру индивидуальных проявлений), в частности влияние на ребёнка посредством положительного содержания игры и роли, делает его игровую деятельность, его поведение целенаправленными, имеющими нравственный характер (проявление в игре симпатии заботы о товарище и т.п.) В данном докладе я перед собой ставила следующие задачи:
  • Охарактеризовать нравственное воспитание и специфику формирования положительных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста;
  • Сформулировать, какова роль детского оркестра в формировании положительных взаимоотношений;
  • Выявить, какой уровень сформированности положительных взаимоотношений имеется к началу участия ребёнка в детском оркестре;
  • Исследовать, каким образом происходит формирование положительных взаимоотношений у детей – участников оркестра.
  • Ориентируясь на эти задачи, можно подвести итоги:
  • Важнейшей составной частью всестороннего и гармонического развития личности является её нравственное формирование.
  • Нравственное воспитание – это развитие и формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности.Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений.Общение, как и всякая другая деятельность, представляет собой «особую самостоятельную потребность человека, не сливающуюся с другими его нуждами и стремлениями, например нуждой в тепле, пище, во впечатлениях и активности или стремлении к безопасности».
  • Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ребёнком новый мир звуков и их соотношений.
  • Коллективная музыкальная деятельность – оркестр, сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своё партии, помогает преодолеть неуверенность, робость.
  • Ребёнок – участник творческого процесса. Дети – исполнители, должны при разучивании произведения понять не только его сюжет, внешнюю сторону происходящего в музыке, но и внутреннее содержания произведения. Образное художественное слово не только раскрывает содержание музыки, но и создаёт у детей определённое настроение, вызывает желание активно действовать, сопереживать. Говорить об исходном уровне положительных взаимоотношений не приходиться, потому что это была разлаженная и часто ссорящаяся группа оркестрантов, детям было тяжело исполнять что-то совместно, они ещё не могли договариваться, а больше ссорились, кому какой инструмент достанется.
  • В детском саду дошкольники не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необходимые знания о музыке, способах музыкальной деятельности. Задачи музыкального воспитания можно решить с помощью различных видов музыкальной деятельности.
  • Проведённые 6 занятий принесли детям не только музыкальные знания, но и ещё дети были заняты интересной для них деятельностью, это так же сблизило их, в результате этого взаимоотношения между детьми постепенно улучшились, результатом чего стала их дружба, творческое единение и развитие.Литература:
  • Аржанова А.И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста. Ученые записки Андижанского педагогического института. - Т. 6. – М., 1987. – С.55.
  • Аржанова, А. И. Проблема детской общительности и коллективной игры в системе психологии. - В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника. / Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М., - 2014. - 211 с.
  • Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология».— М.: Просвещение, 1983.— 255 с.
  • Ветлугина Н.А. Детский оркестр: Для детей мл. возраста: С метод. указаниями. – М.: Музыка, 1976. - 95 с.