Публикации
Методическая разработка. Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста: Тема: «История создания книги»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка. Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста: Тема: «История создания книги»
Автор: Портянова Наталья Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка. Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста: Тема: «История создания книги»
Автор: Портянова Наталья Михайловна
Методическая разработка.Открытое занятие с детьми старшего дошкольного возраста:Тема: «История создания книги»Подготовила старший воспитательМБДОУ «МДС №6 «Звездочка»Портянова Наталья МихайловнаЗанятие проведено на безе библиотеки семейного чтения поселка Мирный.Цель: формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении.Программные задачи: Обучающие:• продолжать обогащать представления детей о мире предметов;• познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;• знакомить с правилами безопасного чтения;Развивающие:• расширять и уточнять представления о разных материалах;• развивать умение поддерживать беседу;• развивать мелкую и крупную моторику;Воспитательные:• воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение;• развивать умение свободно общаться со взрослыми и детьми,• проявлять доброжелательные отношения друг к другу.Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.Словарная работа: • папирус, береста, пергамент, свитки, печатный станок, печатная машинка;Оборудование: • книги;• иллюстрации для сценки; костюм доктора;• проектор, экран, отрывок из мультфильма «Ледниковый период»;• слайды (свитки, береста, папирус, печатная машинка);• музыкальная динамическая пауза «Наскальная живопись»Предварительная работа:экскурсия в библиотеку семейного чтения; • просмотр презентации «Кто работает в библиотеке»;• чтение рассказа А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга»;• чтение сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций;• заучивание пословиц, стихотворений, загадок о книге;• изготовление книжек-малышек совместно с родителями к Всемирному дню детской книги.ХОД ЗАНЯТИЯ:Заставка на экран (МУЗЫКА)Дети заходят в зал.Воспитатель:Сегодня мы совершим путешествие в мир книг. Ведь именно книга помогает нам узнать всё обо всем. И кто много читает – тот много знает. Библиотекарь:В некотором царстве, в некотором государстве, которое зовется библиотекой,Живет самая прекрасная и самая умная из всех королев на свете – королева книга. Нет в ее королевстве ни золота, ни серебра, одни книги составляют все ее богатства, а в книгах вся мудрость жизни, и мудрость помогает выйти из любого самого трудного положения, чувствовать себя богатым, красивым и самым величественным. Я хочу вас познакомить с этой удивительной королевой и уверена, что она вам очень понравится.(МУЗЫКА) /Появляется Королева Книга/Королева Книга:Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости.Я очень рада, что вы посетили мое чудесное королевство.Здесь собраны все духовные сокровища мира. Это книги.Нет ничего дороже книг, и в этом вы убедитесь.Ребята, а вы, знаете, как надо с книгой обращаться? (ответы детей) Это мы сейчас проверим и за одно повторим правила обращения с книгой. Королева Книга:Предлагаю вам игру «Да – нет».Я буду задавать вам вопросы. Что любит книжка?Да - мы громко хлопаем, нет - мы дружно топаем. КНИГА ЛЮБИТ….Красивую обложку. – Да.Грязные руки. – Нет.Закладку. – Да.Дождик и снег. – Нет.Бережное отношение. – Да.Ласку. – Да.Конфеты. – Нет.Чистые руки. – Да.Валяться на полу. – Нет.Жить на книжной полке. – Да.Рисунки ручкой на страничках – Нет.Любознательных читателей. – Да.Молодцы ребята! (МУЗЫКА ГРУСТНАЯ)Посмотрите, к нам в гости пришли книги. Ведущая:У Скворцова ГришкиЖили-были книжки -Грязные, лохматые,Рваные, горбатые,Без конца и без начала,Переплёты - как мочала,На листах - каракули.Книжки горько плакали.Ведущая:Что же с вами приключилась?Расскажите что случилось?1 книга:Дрался Гришка с Мишкой,Замахнулся книжкой,Дал разок по голове -Вместо книжки стало две.2 книга:У Крылова вырван лист3 книга:В математике измятойНа странице тридцать пятойНарисован трубочист.4 книга:В географии ПетроваНарисована корова – Все книги:Как нам быть?Ведущая: - спросили книжки.Все книги:Как избавиться от Гришки?Ведущая:- Девчонки и мальчишкиВезде калечат книжки.Куда бежать от Гришки?Нигде спасенья нет!2 книга:Бежим в библиотеку.В центральный наш приют,-Там книжку человекуВ обиду не дают!Библиотекарь:Собирем мы картотеку,Вас возьмем в библиотекуЗдесь есть лампы над столом,Блещут полки за стеклом.- Бесприютные вы, книжки,Истрепали вас мальчишки!Отнесём мы вас к врачу,К Митрофану Кузьмичу.(МУЗЫКА) (Выходит врач с чемоданом)Врач:Я вас, бедных, пожалею,И подчищу, и подклею,И обрежу, и сошью,Переплет вам обновлю!Ведущая: (Звучит торжественная музыка.)Вышли книжки из больницы,Починили им страницы,Переплёты, корешки,Налепили ярлыки.А потом в просторном залеКаждой полку указали.А живётся им не худо,Их владельцы берегут.Никогда они оттудаВсе дети хором:Никуда не убегут!Королева Книга:Я надеюсь, ребята, что среди вас нет таких ребят, которые небрежно обращаются с книгой. Книги – это наши друзья!Воспитатель:А хотите узнать, с чего началась история создания книги?Внимание на экран!(Просмотр м/ф «Ледниковый период»)Мы все вместе смотрели мультфильм «Ледниковый период». Наше внимание привлекли рисунки, сделанные на стенах пещеры, в которой прятались Мэни и его друзья. Оказывается, древние люди так оставляли послания друг другу, потому что писать они не умели.Так началась история создания книги.Итак, хотите узнать об этом побольше? Для этого нам понадобится помощь. Как вы думаете, кто мог бы нам помочь? Кто все знает о книгах, о науке?- ответы детей: Нам нужен ученый, который все знает о книгах, и у него есть большая подзорная труба. Как вы думаете кто это? (ответы детей)Посчитать совсем не простоНочью в темном небе звезды.Знает все наперечетЗвезды в небе … (Звездочет). ЗВУЧИТ МУЗЫКА ЗАХОДИТЗвездочет :Здравствуйте ребята! Здравствуйте взрослые! Предлагаю вам совершить путешествие на машине времени.Воспитатель:Но у нас нет машины времени.Звездочет : Давайте пофантазируем:(Звучит музыка)-На машину дружно сели,В прошлое мы полетели.(Переходим во 2 зал)Мы оказались в том времени, когда на Земле появились первые люди. Что вы об этом знаете? (ответ детей)Давайте обратимся к королеве книге( показывает энциклопедию )Королева Книга:Ребята, посмотрите древние люди не умели писать и даже разговаривать. Поэтому они рисовали на стенах своих жилищ – в пещерах. Так они рассказывали о своей жизни. Эти рисунки называются наскальные.Воспитатель: (обращается к королеве книги)Что мы можем узнать о жизни этих людей по наскальным рисункам?Королева Книга: А мы сейчас постараемся, вместе с гостями, расшифровать эту загадочную живопись. Я вам покажу рисунки а вы повторите движения.(Звучит музыка.)«Наскальная зарядка» (с использованием схем изображений движений) Звездочет :Молодцы какие! Вы справились с чтением наскальных рисунков!Продолжаем наше путешествие.На машину дружно селиК пирамидам полетели……(Перешли в лабораторию)Звездочет: Посмотрите ребята! в Древнем Египте книги представляли собой длинные свитки из папируса. Ребята! Кто знает – из чего его делали? (ответ детей)Его делали из растения, похожего на камыш.Звездочет : (ПОКАЗ СВИТКА)Правильно! К началу и к концу свитка прикрепляли палочки, чтобы удобнее было скручивать. И писали специальными острыми палочками. Изготовление свитка занимало очень много времени.Я вас приглашаю поэксперементировать в моей лаборатории и создать самый настоящий свиток.Дети подходят к столу.Воспитатель: И так приступим! (ПОКАЗ Выполнение работы). Конечно, он не из папируса. Звездочет : Молодцы ребята, теперь у каждого из вас есть свой именной свиток. Продолжим наше путешествие.На машину дружно сели На Русь родную полетели.Королева Книга:А жители Руси использовали вместо бумаги бересту – кору березы, которую специально готовили. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. (показ иллюстрации)Такие записи назывались берестяные грамоты. Когда появились первые книги из бумаги, их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. (Показ иллюстрации с изображением летописца).ВОСПИТАТЕЛЬ:(Диалог с детьми о почерке).Но во все века купить книгу мог позволить себе, лишь очень богатый человек. Старинные книги были очень большими, очень тяжелыми и очень дорогими.Королева Книга:/предлагает детям обратить внимание на книги, выставленные в «библиотеке», сравнить старинную и современную книги/.Звездочет :Ребята посмотрите. Как вы думаете что это такое? На что похоже?(показ печатной машинки, компьютера ). ДИАЛОГ С ДЕТЬМИ.Это печатная машинка. С появлением печатных станков, книги стали выпускать много и они стали доступнее!!Скажите, а чтобы напечатать книгу, достаточно одной бумаги или нужно еще что-то? (ответы детей)- Как вы думаете, прежде чем напечатать книгу, что необходимо подготовить? (Ответы детей). Нужно подготовить материал для книги. Над этим работают поэты, писатели, художники. Они решают, о чем, какого размера будет книга, как она будет выглядеть, какие будут рисунки.Воспитатель:Теперь книги доступны всем. Их можно купить, можно даже сделать самим, своими руками. Вот и наши дети со своими родителями поучаствовали в выставке книг ручной работы, приуроченной к всемирному дню детской книги (Дети показывают книги ручной работы). Есть электронные книги и планшеты. Но! Как это здорово: открыть новую книгу и узнать из неё обо всем на свете! Даже если мы ещё не умеем читать! Зато можно смотреть картинки или слушать, как читают мама, бабушка и воспитатели в детском саду!Звездочет: Вот и закончилось наше путешествие.Теперь вы знаете, какой долгий путь прошла книга.Королева Книга:Мы все вместе замечательно провели время: путешествовали, рассматривали книги, сделали именной свиток, узнали много нового. А я вам ребята приготовила подарки!! (вручает книги)Воспитатель: Спасибо Вам, Звездочет и Королева Книг за то, что путешествовали вместе с нами. Мы с ребятами узнали много нового: (ВОПРОСЫ ПО ЗАНЯТИЮ)Ведь кто много читает – /Все дети/ тот много знает!Звездочет: На машину дружно сели В звездочку все полетели!!!ДОСВИДАНИЯ!!!