Публикации
Социализация обучающихся через использование технологий социального проектирования в организации дополнительного образования
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социализация обучающихся через использование технологий социального проектирования в организации дополнительного образования
Автор: Никишина Ирина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Социализация обучающихся через использование технологий социального проектирования в организации дополнительного образования
Автор: Никишина Ирина Александровна
Никишина И.А.,
педагог-организатор,
МБОУДО ДПЦ Содружество, г.Калуга
Социализация обучающихся через использование технологий
социального проектирования в организации дополнительного образования
Развитию новых педагогических технологий и способов воспитания социально-активной личности уделяется большое внимание на современном этапе модернизации системы образования в Российской Федерации.
Применение проектной технологии в дополнительном образовании позволяет успешно решать воспитательные задачи. Метод социального проектирования способствует формированию у обучающихся активной жизненной позиции и позволяет активно проявлять себя в системе общественных отношений.
Социальное проектирование способствует развитию личности обучающегося, его инициативы, формированию навыка ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование способности самостоятельно мыслить, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать свои действия.
Организации дополнительного образования имеют большой потенциал по созданию условий для успешной социализации обучающихся с учётом социального заказа общества. Педагог в организации дополнительного образования имеет возможность создать поистине уникальную образовательно-воспитательную среду, в которой обучающиеся становятся двигателями и генераторами идей, а педагог берет на себя менторскую и консультирующую роль, осуществляет поверхностный контроль. Возможность применения разнообразных методов и приемов обучения в дополнительном образовании позволяет заинтересовать обучающихся, а также сделать образовательный процесс социально значимым.
Условие успешности применения технологий социального проектирования в системе дополнительного образования - обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию социальной проблемы, а также создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта. Продуктивная деятельность по социальному проектированию способствует развитию у обучающихся умений выявлять потребности своей семьи, учебного заведения, общества в продукции и услугах.Благодаря этому методу обучающиеся имеют возможность испытать на практике, что означает выбрать себе интересующую деятельность и взять на себя обязательство по ее выполнению, развиваются активные, всесторонне развитые личности, способные обучаться самостоятельно и находить решения.
По технологии социального проектирования я впервые начала работать со своими обучающимися в 2018 году. Они сами стали инициаторами проведения в городе мероприятий по здоровому образу жизни и пропаганде занятий на турниках. После всех обсуждений был подготовлен проект социальной акции Спорт в каждый двор, в который входило 15 различных мероприятий, мастер-классов и соревнований. На первый взгляд, обучающимся казалось, что от их идей до воплощения в жизнь всего задуманного один шаг, но практика показа обратное и пришлось многому учиться.
В процессе реализации проекта мы изучали правила подготовки писем к заинтересованным лицам и пресс-релизов, требования к проведению различных мероприятий, организацию работы судейских бригад, требования к обеспечению безопасности при проведении массовых мероприятий и многое другое. А главное, правильно анализировать и оценивать результативность проделанной работы.
Было много проб и ошибок, но осознание обучающимися причастности к решению социальной проблемы и востребованности в их деятельности, пробуждало все больший интерес к постановке новых задач-проблем и поиски их решения. На пороге уже 2024 год, а работа по проекту продолжается и уже проведено более 160 различных мероприятий.
Технология социального проектирования опирается на путь самостоятельного поиска решения социальной проблемы обучающимися, планирования и решения поставленных задач, что максимально развивает аналитические и коммуникативные способности и способствует их социализации.
Подводя итоги вышесказанному, следует заметить, что при всех возможностях и выгодах, применение технологии социального проектирования в дополнительном образовании требует от педагога большого энтузиазма и трудолюбия. Педагогу приходится следить за новейшими социальными и молодежными тенденциями и приводить проекты в соответствие с современной действительностью. Только в этом случае у педагога дополнительного образования будет возможность показать обучающимся, что обучение и развитие имеет практическую ценность и применимо в их жизни уже сегодня.
Литература:
Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей : учебное пособие для студентов вузов /под ред. A.B. Мудрика – М.: Academia, 2004. - 239 с.
Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Журнал Школьные технологии. - 2006. - №6. - С.43-47.
Князева Г.А. Использование проектных технологий на занятиях в организации дополнительного образования как условие социализации школьников / Г.А.Князева [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Сагдетдинова А.Т. Проектная деятельность в дополнительном образовании детей / А.Т.Сагдетдинова [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
педагог-организатор,
МБОУДО ДПЦ Содружество, г.Калуга
Социализация обучающихся через использование технологий
социального проектирования в организации дополнительного образования
Развитию новых педагогических технологий и способов воспитания социально-активной личности уделяется большое внимание на современном этапе модернизации системы образования в Российской Федерации.
Применение проектной технологии в дополнительном образовании позволяет успешно решать воспитательные задачи. Метод социального проектирования способствует формированию у обучающихся активной жизненной позиции и позволяет активно проявлять себя в системе общественных отношений.
Социальное проектирование способствует развитию личности обучающегося, его инициативы, формированию навыка ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование способности самостоятельно мыслить, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать свои действия.
Организации дополнительного образования имеют большой потенциал по созданию условий для успешной социализации обучающихся с учётом социального заказа общества. Педагог в организации дополнительного образования имеет возможность создать поистине уникальную образовательно-воспитательную среду, в которой обучающиеся становятся двигателями и генераторами идей, а педагог берет на себя менторскую и консультирующую роль, осуществляет поверхностный контроль. Возможность применения разнообразных методов и приемов обучения в дополнительном образовании позволяет заинтересовать обучающихся, а также сделать образовательный процесс социально значимым.
Условие успешности применения технологий социального проектирования в системе дополнительного образования - обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию социальной проблемы, а также создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта. Продуктивная деятельность по социальному проектированию способствует развитию у обучающихся умений выявлять потребности своей семьи, учебного заведения, общества в продукции и услугах.Благодаря этому методу обучающиеся имеют возможность испытать на практике, что означает выбрать себе интересующую деятельность и взять на себя обязательство по ее выполнению, развиваются активные, всесторонне развитые личности, способные обучаться самостоятельно и находить решения.
По технологии социального проектирования я впервые начала работать со своими обучающимися в 2018 году. Они сами стали инициаторами проведения в городе мероприятий по здоровому образу жизни и пропаганде занятий на турниках. После всех обсуждений был подготовлен проект социальной акции Спорт в каждый двор, в который входило 15 различных мероприятий, мастер-классов и соревнований. На первый взгляд, обучающимся казалось, что от их идей до воплощения в жизнь всего задуманного один шаг, но практика показа обратное и пришлось многому учиться.
В процессе реализации проекта мы изучали правила подготовки писем к заинтересованным лицам и пресс-релизов, требования к проведению различных мероприятий, организацию работы судейских бригад, требования к обеспечению безопасности при проведении массовых мероприятий и многое другое. А главное, правильно анализировать и оценивать результативность проделанной работы.
Было много проб и ошибок, но осознание обучающимися причастности к решению социальной проблемы и востребованности в их деятельности, пробуждало все больший интерес к постановке новых задач-проблем и поиски их решения. На пороге уже 2024 год, а работа по проекту продолжается и уже проведено более 160 различных мероприятий.
Технология социального проектирования опирается на путь самостоятельного поиска решения социальной проблемы обучающимися, планирования и решения поставленных задач, что максимально развивает аналитические и коммуникативные способности и способствует их социализации.
Подводя итоги вышесказанному, следует заметить, что при всех возможностях и выгодах, применение технологии социального проектирования в дополнительном образовании требует от педагога большого энтузиазма и трудолюбия. Педагогу приходится следить за новейшими социальными и молодежными тенденциями и приводить проекты в соответствие с современной действительностью. Только в этом случае у педагога дополнительного образования будет возможность показать обучающимся, что обучение и развитие имеет практическую ценность и применимо в их жизни уже сегодня.
Литература:
Мудрик А.В. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей : учебное пособие для студентов вузов /под ред. A.B. Мудрика – М.: Academia, 2004. - 239 с.
Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Журнал Школьные технологии. - 2006. - №6. - С.43-47.
Князева Г.А. Использование проектных технологий на занятиях в организации дополнительного образования как условие социализации школьников / Г.А.Князева [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
Сагдетдинова А.Т. Проектная деятельность в дополнительном образовании детей / А.Т.Сагдетдинова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: