Публикации
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
Автор: Звездина Алёна Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
Автор: Звездина Алёна Анатольевна
На основании анализа педагогической литературы выяснилось, что для успешного формирования культурно-гигиенических навыков необходимы следующие педагогические условия:организация привлекательной и удобной для выполнения действий и заданий обстановки в детском саду и дома (мебель, оборудование, соответствующие росту детей, закрепленные места хранения вещей, доступные для пользования и т.д.); разделение осваиваемых действий, следующих в строго установленном порядке, на ряд операций, что способствует более быстрому созданию прочных динамических стереотипов; многократные упражнения детей в действиях с выделением способа и порядка их выполнения (особенно на начальном этапе обучения). При этом характер действий должен быть неизменным, а формы - разными; индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками; организация ситуаций, обеспечивающих контроль за выполнением осваиваемых детьми в непривычной обстановке действий; безукоризненное выполнение взрослыми всех гигиенических и культурных требований. Вместе с тем, использование устного народного творчества требует соблюдения воспитателем следующих педагогических условий, которые внедряются в педагогический процесс:произведения содержат в себе положительную эмоциональную установку на выполнении действий; педагог помогает ребенку осознать значимость выполнения действий; произведение включает в себя алгоритм выполнения действий. Широко используется в работе художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки) для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков. В процессе работы применяются наглядные приемы обучения навыкам – показ, пример, которые занимают особенно большое место в работе с детьми. Показ сопровождается пояснениями. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Операции идут в строгом порядке с небольшим интервалом (не более 5-10 секунд). Показ действия обязательно сопровождался проговариванием («Теперь возьмем полотенцем»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом. Объяснение нового действия сначала даётся очень подробно, потом постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое было обращено ко всем или отдельным детям. Особенно удачной является косвенная форма, когда детям дают уверенность в том, что они правильно выполнят указания. Например, «Сейчас я посмотрю, как дети поставят на место свои стулья. Наверное, все это сделают бесшумно». Таким образом, не только указывали на их действия, но и напоминали, как нужно правильно выполнить это указание.Широко используется прием поощрения «Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий?». В некоторых случаях приходилось использовать порицание, но делалось это в косвенной форме, не называя имен детей. Одним из ведущих приемов, явился прием повторения действий, упражнений. Например, сказать перед мытьем: «Нужно мыться непременно утром, вечером и днем, перед каждою едою, после сна и перед сном»; «Руки мой перед едой, грязные руки грозят бедой».Хорошей формой упражнения детей в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры.Существенной частью педагогического процесса по формированию культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста являются игры-занятия с куклой «Кукла Катя проснулась» (Спали – почивали, весело ли встали?), «Кукла Катя обедает» (На моей тарелочке рыженькая белочка, чтоб она была видна, все съедаю я до дна). Обязательным условием для формирования культурно-гигиенических навыков соблюдение детьми режима дня. Систематическое использование устного народного творчества позволяет успешно формировать культурно-гигиенические навыки у детей среднего дошкольного возраста.