Публикации Доклад по теме: "Знакомство с технологией В.Ф. Базарного"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад по теме: "Знакомство с технологией В.Ф. Базарного"
Автор: Орехова Ирина Владимировна

Выступление на М.Ц. по теме: Знакомство с технологией В. Ф. Базарного.Подготовила:Учитель начальных классовОрехова Ирина Владимиров.Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор, ранее руководил лабораторией органов чувств при НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Академии наук СССР в Красноярске. Двадцать лет он занимался изучением влияния школы на здоровье в Московской областной  научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования в г. Сергиев Посад Московской области. За это время специалистами  этой лаборатории предложены и защищены патентами 44 уникальные технологии  оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания.По мнению В.Ф.Базарного,  сегодня вся концептуальная основа школьной жизни ориентирована против природы ребёнка.Во - первых, в её основе лежит закрепощение детского организма – режим систематического сидения, «близорукого» и узкоформатного зрения. Специалистами лаборатории доказано, что через 10 – 15 минут работы на контрольной ребёнок испытывает нагрузки, сравнимые с теми, что переживают космонавты на старте. Результат – так называемый школьный шок и ранняя стенокардия.Во – вторых, - сенсорно обеднённая школьная среда закрытых помещений и ограниченных пространств. За 11 лет, проведённых в четырёх бетонных стенах, угасает образно-чувственное восприятие мира, сужаются зрительные горизонты, угнетаются эмоциональные реакции детей.В – третьих, не менее губительно так называемое раннее «интеллектуальное» развитие детей, замещающее собой развитие чувственное. Активно познавая мир символов и слов, дети утрачивают связь с реальным миром и постепенно теряют воображение.К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В. Ф. Базарного относят:
  • Режим динамической смены поз. 
  • Упражнения на зрительную координацию. 
  • Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры). 
  • Упражнения на мышечно-телесную координацию. 
  • Рассмотрим более подробно каждый из них. Режим динамической смены поз:Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут. Ребенок сидит на уроке 40 минут.«Не усади!» – заповедь Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик в 4-6 раз больше.«Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В. Ф. Базарный. Поэтому обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у учащихся зрительно- моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, формировать на уроках атмосферу доверительного отношения, что позволяет говорить об организации обучения учащихся, которое в наибольшей степени служит оптимальному общему развитию каждого ребенка. Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, осуществляется профилактика близорукости, обеспечивается оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизируются процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта:использование настольной конторки   а там, где это возможно менять позу детей: за столами – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; дети могут стоять на массажных ковриках в носочках и в это время стоя послушать загадки, рассказ, сказку, участвовать в устном счете, решить логическую задачку.Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы: 
  • поддержание физической, психической активности умственной сферы; 
  • имеет высокие показатели физического развития здоровья; 
  • повышается иммунная система; 
  • улучшаются ростовые процессы; 
  • развивается координация всех органов (зрительно-ручной, телесно-координаторной, психо-эмоциональной); 
  • снижается степень низкой склоняемости головы. 
  • Упражнения на зрительную координацию«Никакой преграды глазу!» - еще один принцип В. Ф. Базарного.В четырех верхних углах размещаются образно-сюжетные изображения.Это сцены из сказок, сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных.Все вместе картины составляют единый сюжет.Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая продолжительность тренажа 1,5 минуты.Учащиеся с огромным удовольствием выполняют повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный всплеск. Влияние таких упражнений: 
  • данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, 
  • скорость ориентации в пространстве, а так же реакцию на экстренные ситуации в жизни. 
  • у детей развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. 
  • учащиеся становятся зоркими, внимательными. 
  • очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции, которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза. Зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры)на стене нарисована диаграмма, при этом цвета соответствуют следующим требованиям:наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево-золотистый,восьмерка - ярко-голубым цветом.Методика работы с офтальмотренажёромСтоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками.Затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения.Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость.Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.  Упражнения на мышечно-телесную координациюУрок проводится в режиме движения наглядного материала, постоянного поиска и выполнения активизирующих внимание детей заданий. Всевозможные карточки могут оказаться в любой точке класса.Дети ищут их, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот.Например, учитель показывает дидактический материал сначала с близкого расстояния, а затем постепенно отходит от учеников, тренируя тем самым мышцы глаза.Для двигательной активности на уроке используются «сенсорные кресты»      «Сенсорные кресты» развешиваются под потолком в классной комнате. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объёмные геометрические фигуры, буквы, словарные слова и пр.). Учитель в ходе урока периодически обращает внимание детей на то или иное пособие, просит что-то найти, проанализировать, дать характеристику и т.д. Школьники ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.