Публикации
Технологическая карта урока биологии "Абиотические факторы"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока биологии "Абиотические факторы"
Автор: Руденок Юлия Юрьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технологическая карта урока биологии "Абиотические факторы"
Автор: Руденок Юлия Юрьевна
Технологическая карта урокаПредмет: биологияКласс:11Тема урока: «Абиотические факторы».№ урока по теме: урок №2 в главе 5 «Экосистема».Тип урока: урок открытия и первичного закрепления новых знаний.Цель урока: Дидактическая задача урока: обеспечение осознания и усвоения понятий, законов и закономерностей.Задачи урока: 1.Образовательные: Повторить базовые понятия по теме «Экология»: экология биоценоз, биогеоценоз, биом, биогеография , экосистема, продуценты , консументы , редуценты , цепи питания. Изучить действие абиотических факторов ( свет, влажность, температура ) на живые организмы. Осуществить межпредметную связь между биологией и географией , биологией и экологией , биологией и физикой , биологией и химией2.Развивающие: способствовать развитию речи с использованием биологической терминологии; продолжить развитие биологической наблюдательности , умения исследовать обобщать, анализировать и делать вывод развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность3.Воспитательные: воспитывать умение слушать, отстаивать свое мнение,уважать мнение других; воспитание экологической культуры поведенияПланируемые результаты:Предметные: Давать определения ключевых понятий, называть основные абиотические факторы описывать приспособленность организма к определенному комплексу абиотических факторов, выявлять действия местных абиотических факторов, объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды: закономерности действия абиотических факторов на организмыМетапредметные результаты: Познавательные УУД 1. Продолжить формирование умения выделять главное и второстепенное в изучаемом материале, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты; выявлять причинно-следственные связи. 2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию из разных источников, необходимую для решения учебных задач. 3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в схему и таблицу). Коммуникативные УУД 1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе и паре. Регулятивные УУД целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. . Личностные УУД: -установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютеры для каждого учащегося, диск «Общая биология. Часть 5», презентация к уроку «Эбиотические факторы», сигнальные карточки зеленого, желтого и красного цвета для каждого учащегося.Используемые учебники и учебные пособия: Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений, В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова, Дрофа, 2017. Мультимедийное учебное пособие. Биология 5-9 кл. 5 часть. Общая биология. М.; Дрофа, 2008. Экология 10(11) класс, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник, М.; Дрофа, 2001. Приложение 1.Тест по теме «Абиотические факторы среды»1. К абиотическим факторам относят:1) подрывание кабанами корней 2) нашествие саранчи3) образование колоний птиц 4) обильный снегопад2. Фактор, ограничивающий рост травянистых растений в еловом лесу, — недостаток1) света 2) тепла 3) воды 4) минеральных веществ3. Как называют фактор, который значительно отклоняется от оптимальной для вида величины1) абиотический 2) биотический 3) антропогенный 4) ограничивающий4. Сигналом к наступлению листопада у растений служит1) увеличение влажности среды 2) сокращение длины светового дня3) уменьшение влажности среды 4) повышение температуры среды5. Ветер, осадки, пыльные бури — это факторы1) антропогенные 2) биотические 3) абиотические 4) ограничивающие6. Важнейшим абиотическим фактором, минерализующим органические остатки в биогеоценозе леса, являются1) заморозки 2) пожары 3) ветры 4) дожди7. Главным ограничивающим фактором для жизни растений в Индийском океане является недостаток1) света 2) тепла 3) минеральных солей 4) органических веществ8. Какой цифрой обозначен прямоугольник в котором нужно вписать слово «оптимум»?1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 9. К абиотическим экологическим факторам относится1) плодородность почвы 2) большое разнообразие растений3) наличие хищников 4) температура воздуха10. Реакция организмов на продолжительность дня называется1) фототропизмом 2) гелиотропизмом 3) фотопериодизмом 4) фототаксисом11. Культурные растения плохо растут на заболоченной почве, так как в ней1) недостаточное содержание кислорода 2) происходит образование метана3) избыточное содержание органических веществ 4) содержится много торфа12. Какое приспособление способствует охлаждению растений при повышении температуры воздуха?1) уменьшение скорости обмена веществ2) увеличение интенсивности фотосинтеза3) уменьшение интенсивности дыхания4) усиление испарения воды13. Какой из перечисленных экологических факторов является ограничивающим жизнедеятельность бактерий, поселяющихся на мясных продуктах?1) влажность 2) состав солей 3) температура 4) освещённость14. Плотные и прочные кожные покровы, редукция органов зрения, конечности роющего типа — признаки животных, обитающих в среде1) наземно-воздушной 2) почвенной 3) водной 4) организменной15. Какой экологический фактор является ограничивающим для зерноядных птиц зимой в тайге?1) интенсивность освещения 2) перепады атмосферного давления3) отсутствие насекомых 4) высота снегового покрова Ответы:4 2.13.44.25.36.27.18.29.410.111.212.413.314.215.4