Публикации Адаптация первоклассников в условиях дистанционного образования

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптация первоклассников в условиях дистанционного образования
Автор: Красникова Марина Борисовна

Адаптация первоклассников в условиях дистанционного образованияПервоклассник – это школьник, который вчера был просто ребенком, часто не имевшим ни обязанностей, ни режима, ни умения выполнять какое-либо дело от начала до конца по определенному алгоритму.Чаще всего первоклассник не имеет представления о режиме своего дня, о правильной посадке, о систематическом труде. И любое насилие («Ты должен!», «Ты обязан!», «Сядь правильно!») воспринимает как обиду и помеху в течении его привычной жизни.Еще одна проблема состоит в том, что, в связи с известными обстоятельствами, первоклассник не имел возможности социализации, то есть воспринимает как единственную заслуживающую внимания фигуру только себя. У него нет опыта длительного общения и совместной деятельности с другими детьми. Человек, который является для него безусловным авторитетом одитель или член семьи, но никак не учитель или воспитатель.Следующая проблема связана с семейным воспитанием. Родители, пытаясь подготовить ребенка к обучению в школе, будущую его успешность определяют по формальным признакам. Если их ребенок научился до школы читать и писать, или хотя бы умеет складывать буквы в слоги, если ребенок усвоил азы счета или хотя бы знает названия цифр, он, по определению, к школе готов.Потому что собственные воспоминания о собственных проблемах в начальной школе уже растаяли, а в памяти закрепилась строчка из песни: «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе…»Каждый из перечисленных пунктов способен вызвать у ребенка либо реакцию отторжения («Больше не пойду в школу!»), либо страх перед тем, что его оценят не так, как ему хотелось бы, либо вызвать стрессовое состояние на фоне того, что ребенок не может ввиду отсутствия жизненного и школьного опыта справиться с неожиданными проблемами, либо из-за несоответствия новой картины мира его ожиданиям. А длительный стресс перерастает в дистресс, что является измененным состоянием сознания и требует вмешательства специалистов-психологов.Именно потому, что первые месяцы школьной жизни могут оказать как положительное, так и негативное влияние на формирование личности первоклассника, а также и на его физическое здоровье и развитие, появилось понятие периода адаптации. Ошибочно считают те, кто думает, что период адаптации совпадает с временными рамками так называемого «ступенчатого режима обучения».На нем период адаптации не завершается. Признано, что этот период продолжается в среднем до конца первого месяца третьей учебной четверти, хотя для каждого ребенка он определяется индивидуально. И может продолжаться в течение всего учебного года.Определившись с тем, какие опасности грозят школьнику в период адаптации, решим, что нужно делать и чего нельзя делать ни в коем случае.Начать следует с подготовки ребенка к школе. Понимая, что режим дистанционного обучения ограничивает возможности учителя, ищем эти возможности в первую очередь в общении с родителями. Устанавливаем с ними связь и беседуем о том, как они представляют себе, что такое успех их ребенка, каковы критерии оценки этого успеха. Объясняем, что программные требования при том, что они значительно снижены в новых ФГОС, тем не менее являются обязательными и представления о том, чему учат в школе должны быть расширены.Далее (при очередной встрече, потому что нельзя давать избыточную информацию, от нее многие родители просто «зависают») Выясняем уровень общего развития ребенка. В СССР был проведен эксперимент. Были взяты две группы первоклассников. Первые считались одаренными, так как демонстрировали незаурядные способности в математике или литературе, в музыки или живописи. Вторые были ничем не выделяющимися детьми.Выяснилось, что общее (интеллектуальное и эмоциональное развитие детей первой группы страдает от их «однобокости». Посвящая все свое время узким, но для них интересным занятиям, эти дети делали это за счет сокращения информации о других сторонах жизни. А самое главное – они совершенно не умели играть! Взрослые, поощрявшие такое восприятие ребенком мира, загоняли его в ловушку, из которой не было выхода. Ребенок, интеллектуально и эмоционально соответствовавший своему возрасту, постепенно деградировал. Теряя сначала неспецифические навыки. А затем и интерес к своим занятиям. А затем и интерес к жизни. Пример юной поэтессы Ники Турбиной - грозное предупреждение. Нельзя забывать, воспитывая ребенка, слова Козьмы Пруткова: «Узкий специалист подобен флюсу».В то же время, дети из второй группы, приученные к играм, общению, чтению оказались людьми с разносторонними интересами и с большим потенциалом самореализации.Поэтому убеждаем родителей в том, что ребенок должен учиться играть. И родственники должны стать ему помощниками и соучастниками в играх.Так мы предупредим, в том числе, дефицит общения в семье, когда общение сводится к формуле: «Поспал? Поел? Погулял? Поиграл в сетевую игру? Быстро в туалет и спать!» Кроме того речь ребенка развивается за счет внешних источников. Речевые модели, предлагаемые СМИ и интернетом снижают уровень интеллекта ребенка, делают его косноязыким и говорящим штампами. Например, известны случаи, когда мамы гордятся: «Мой ребенок знает наизусть все рекламы и на любой вопрос отвечает или телевизионным, или интернетовским мемом». Покажите, какие в реальности на уроке чтения или математики ребенок испытает трудности.Сказки. Песни. Былины, Потешки, Загадки. Все эти виды фольклора исчезают из пространства семейного воспитания. Их нужно вернуть. Дети должны слышать их от родителей и родных. Это залог развития и успеха в обучении.Чтение книг родителями стимулирует ребенка к познанию и получению удовольствия от процесса чтения.Резюмируем, что однобокость («читать-считать научился – к школе готов») в воспитании и подготовке к школе приведет обязательно к большим проблемам. Дети требуют вложений. И речь не о деньгах. Дети требуют жертвенности родителей. И платят потом за это всю жизнь любовью. И благодарностью.Минимум за полгода до начала школьной жизни ребенок должен приучаться к режиму дня и узнать не только о своих правах, но и об обязанностях. Уборка, гигиена, порядок с игрушками, соблюдение режима чередования отдыха и активной деятельности, воспитание усидчивости, наблюдательности, развитие памяти и развитие руки, развитие речи и купирование логопедических проблем – это обязательные требования к подготовке первоклассника.Но если у родителей не получается или нет желания или интеллектуальных возможностей (часто и материальных)? Что делать? Судьба таких детей в руках учителя. Все мы знаем методические приемы, у нас имеется научно-исследовательский и воспитательный потенциал. Главное, в погоне за выполнением программы и формальными результатами не оставить на обочине того, кто является в школе главным. И это вовсе не директор, завуч или учитель. Это ребенок.Что позволит нам адаптировать ребенка? Два инструмента. Игра и природосообразность.Игра смягчит противоречия между естественным детским индивидуализмом и эгоцентризмом и новыми для ребенка требованиям. Термин игра гораздо шире понятия «игра дидактическая». Ребенок должен быть не посторонним наблюдателем или лицом, действующим согласно инструкции. Он должен быть участником. А учитель должен быть его партнером. Все мы стакивались с ситуацией, когда ребенок, погруженный в учебное действие, вдруг обращается к учителю: «Мам! А как это..». Ну, или называет бабушкой. Не нужно обрывать его, не нужно указывать, что мама дома, а здесь Я царь и бог. Ребенок просто продемонстрировал, что в какой-то момент ваша игра достигла успеха.Не старайтесь загрузить ребенка по максимуму. Этим страдают многие учителя. Можешь исписать страницу и выучить стихотворение? Так на тебе два. Для твоей пользы, конечно. Вот только пользы мало, а вред велик. Используйте принцип природосообразности. Наглядно его эффективность продемонстрировал актер цирка Юрий Куклачёв, создавший знаменитый театр кошек. Маленькие хищники, которые не поддавались дрессировке с помощью кнута и пряника, в его театре делают поразительные вещи и с явным удовольствием. Просто потому, что мудрый клоун наблюдал за тем, что кошке интересно и что нравится. А они платили ему успехом.Так и дети. Можно сказать, что дети не кошки и всех нужно учить одинаково. Не одинаково. А согласно программным требованиям. При этом конкретный ребенок должен участвовать в процессе именно с той точки зрения, что этот способ решения учебной задачи ему соответствует и доставляет удовольствие. Урок не должен с первых дней ненужной «обязаловкой» и источником слез. Ребенку должно быть комфортно. Это и есть главная особенность периода адаптации первоклассника.Список литературы
  • Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. - 1989. - №1. - с. 92-100.
  • Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь - М.: Эксмо, 2009. - 464 с.
  • Блонский П.П. Психология младшего школьника. - М.: МОДЭК, 1997. - 632 с.