Публикации Статью «Личностно- ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения детей с умственной отсталостью в условиях перехода на ФГОС».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статью «Личностно- ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения детей с умственной отсталостью в условиях перехода на ФГОС».
Автор: Екатерина Валерьяновна Клубова

«Личностно- ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения детей с умственной отсталостью в условиях перехода на ФГОС» (теория и из опыта работы учителя-логопеда Е.В.Клубовой).Наиболее сложной категорией детей к включению в образовательное пространство являются дети с умственной отсталостью. Категория умственно отсталых детей представляет собой весьма неоднородную группу. Дети этой группы характеризуются разным темпом и разной динамикой психофизического развития, потенциалом к коррекционно-педагогическому воздействию и социализацией в общество. Перед педагогом, обучающим детей с умственной отсталостью непременно возникает ряд проблем. А именно: - как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его образовательной деятельности; - как обеспечить успешность каждого воспитанника в обучении;- каким образом обеспечить не механическое усвоение знаний, а прежде всего приобретение каждым учеником социального опыта.Успешное решение всех этих задач и проблем невозможно без обращения к личности воспитанника. Но есть вопрос вопросов: «Как работать со всем классом, со всей группой  и одновременно с каждым, ориентируясь на личность конкретного ученика, и добиваться  поставленных целей?»Модель личностно-ориентированного обучения составляет: 1.разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;       2.дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней дифференциации: по знаниям, способностям, уровню психического развития;       3.индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности, или     4.субъектно-личностный подход — отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.Основным принципом обучения и воспитания является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. Чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо строить образовательный процесс таким образом, чтобы педагог являлся не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Как определить индивидуальные характеристики мышления ученика? Каждый добросовестный преподаватель знает своих учеников, их индивидуальные особенности. В практике своей работы я учитываю принцип принятия индивидуальности каждого отдельного ребёнка, и следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, что бы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка. Основной целью своей работы считаю обеспечение позитивных сдвигов в психическом развитии ребёнка, целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей, стимулирование развития и саморазвития обучающихся. Добиваюсь этого с помощью дифференциации.1.Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой). В качестве репродуктивных заданий я предлагаю обучающимся выполнить упражнение в учебных тетрадях на печатной основе, вставить пропущенные слова в предложении, высказывания и т.д.К продуктивным я отношу задания, отличающиеся от стандартных. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности. Например, я предлагаю подобрать пословицы, поговорки, загадки. Использую такие задание как: продолжи рассказ, закончи предложение, проинсценируй.2.Дифференциация учебных заданий по уровню трудности.Такой способ дифференциации предполагает следующие виды усложнения заданий :
  • для 3 группы это: выполнение заданий по отработанному алгоритму.
  • для 2 и 1 групп: к базовому заданию добавляются дополнительные.
  • 3.Дифференциация заданий по объёму учебного материала. Такой способ дифференциации предполагает, что обучающиеся 1 и 2 групп выполняют кроме основного ещё и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним. Необходимость дифференциации заданий по объёму обусловлена разным темпом работы учеников. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту её фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников. 4. Дифференциация работы по степени самостоятельности.При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп обучающихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно. Обычную работу я организую следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 1 группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ выполнения задания или предложенный образец (карточки помощницы), фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2 группа) начала работу самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 3 группы, с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки провожу фронтально.5.Дифференциация работы по характеру помощи обучающимся. Такой способ, в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все обучающиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но, тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказываю дозированную помощь. Наиболее распространёнными видами помощи использую:
  • Помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;
  • Помощь в виде «подсказок» (карточек – помощниц, карточек – консультаций, записей на доске);
  • На карточках использую различные виды помощи:
  • Образец выполнения задания: показ способа выполнения, образца рассуждения.
  • Справочные материалы: теоретическая справка в виде правила.
  • Наглядные опоры, иллюстрации (схемы, план ответа).
  • Дополнительная конкретизация задания (разъяснение отдельных слов, указание на существенную какую-нибудь деталь).
  • Вспомогательные наводящие вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания.
  • Начало выполнения упражнения.
  • Различные виды помощи при выполнении учениками одного задания часто сочетаются друг с другом.Индивидуальная программа обучения (индивидуальный образовательный маршрут). Ребенок, воспитание и обучение которого, вследствие сложных дефектов в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если формировать их организованно, наиболее эффективными методами и приемами по индивидуальной программе. При составлении индивидуальной программы обучения ребенка (плана) я использовала следующие методы и приемы:
  • изучение документов, личных дел;
  • знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
  • изучение социума (внешкольных связей, семьи, близкого окружения) ребенка;
  • диагностические исследования;
  • наблюдение за ребёнком.
  • определение зоны ближайшего развития ребёнка
  • Фундаментальным стержнем коррекционно-развивающего обучения и воспитания с вверенными мне детьми является принцип единства диагностики  и коррекции отклонений в развитии каждого обучаемого. В тесном сотрудничестве со специалистами школы выстраивается направление работы с каждым ребенком индивидуально. Изучаю возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к освоению нового материала, правильно подбираю и объясняю материал, помогаю учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. С этой целью использую методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах освоения учебного материала. Успех в обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знаниями, умениями и навыками, даже в условиях специального обучения. Мир детей надо наполнить творчеством и эмоциями, а не только заучиванием параграфов учебников. В своей работе я стараюсь изменить способы подачи учебного материала, использовать новые технологии, чтобы особый ребенок мог почувствовать и осознать богатство своего внутреннего мира. Обучение и воспитание должно максимально опираться на индивидуальность ребёнка.Когда я говорю об индивидуальном подходе, то имею в виду не приспособление целей и основного содержания и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к его индивидуальным особенностям. И только в этом случае личностно-ориентированный урок предоставляет мне огромные возможности для решения этих задач.