Публикации «Воспитание патриотических чувств к малой Родине на уроках литературного чтения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание патриотических чувств к малой Родине на уроках литературного чтения»
Автор: Медведева Лариса Николаевна

«Воспитание патриотических чувств к малой Родине на уроках литературного чтения» Медведева Лариса Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Калининская СОШ»Воспитание патриотических чувств у детей всегда было в центре внимания педагогов. Формирование у учащихся любви к Отечеству, своей малой родине – одно из приоритетных направлений в воспитательной работе. Что такое патриотизм? Давайте посмотрим в словарь: «Патриотизм – это любовь к родине, к отечеству: одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями».Любовь к Хакасии мною прививается на уроках литературного чтения. Литературное чтение – один из ведущих гуманитарных учебных предметов, содействующий формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота.Наша школа - малокомплектная. Рядом со школой находится сельский клуб, в котором находится библиотека. Зачастую готовить домашнее задание по литературному чтению ребята отправляются именно туда. Вместе с работниками клуба и библиотекарем мы готовим для учащихся различные праздники, где приобщаем их к чтению, к истории и современной жизни нашей Родины. Там же мы проводим книжные выставки и литературные игры, организуем разъясняющие беседы по выбору той или иной книги, беседы по прочитанному.Чувство патриотизма, на мой взгляд, сродни чувства любви к матери. Недаром слова «родина» и «мать» часто употребляются как синонимы. И если дошкольник всегда убежден в том, что его мама самая лучшая, то подросток уже понимает, что она может иметь какие – то отрицательные стороны характера, но, несмотря на это, продолжает любить свою мать как самого родного человека. Нечто подобное происходит и с развитием чувства патриотизма.На уроках литературного чтения в начальной школе мы постоянно знакомимся с произведениями о Хакасии. Например, изучая тему «Сказки», мы говорим и о сказках хакасского народа: «Алтын-Арчол», «Волшебный чатхан», «Кунари» и другие. Учащиеся знакомятся с произведениями хакасских писателей и поэтов: Котюшева И.Г, Аршанова М.А., Бурнакова Ф.Т., Кобякова В.А., Доможакова Н.Г., Килижекова А.В. Ребята пробуют сами сочинять стихи о природе родного края. Особенно выразительные стихи у ученицы 4 класса Вероники:Моя родная сторона, Моя Хакасия – ты птица!Моя ты лучшая земля!Всегда тобой буду гордиться!Не менее душевное стихотворение Кирилла, ученика 4 класса: Хакас ты вырос во степях, Ты жил с овечками, конями! Так встань, расправься во плечах! Пусть солнце светит тебе днями!Произведения хакасских писателей и поэтов дают детям полезные знания о природе, учат их наблюдательности и любви к природе родного края. Нестандартные уроки литературного чтения: уроки – исследования, уроки – экскурсии - позволяют школьникам в реальности овладеть умениями наблюдать и осуществлять реальные действия по изучению истории, природы своего края.Не обходится и без юмора и курьезов! При написании творческой работы:«За что я люблю Хакасию» один учащийся 4 класса написал: «Я люблю Хакасию, потому что у ее жителей - хакасов очень красивые узкие глаза!». И это было единственное предложение в сочинении! Через литературу о войне мы учим детей не забывать уроки истории. В.А. Сухомлинский говорил: «Никогда человек не переживает так глубоко чувства долга перед Родиной, как в те часы размышлений над судьбами Отчизны, когда он сам мысленно повторяет путь, пройденный своим народом, видит и ощущает себя как частицу народа».Поэзия периода Великой Отечественной войны воспринимается ребятами по-особому, ведь она соединяет высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями героев произведений. Конечно, на таких уроках мы говорим о своих земляках-фронтовиках. Особенно тронуло ребят стихотворение Николая Георгиевича Доможакова «Галина». Чтобы проникнуться духом военного времени, я смастерила им самодельную палатку, где с фонариком мы читали стихотворение: Кругом грохочет бой. Во мглеСолдат-хакас приник к земле...Горит трава в седой степи.«Боец, ты ранен? Потерпи.Я жизнь в тебя сейчас вдохнуИ рану накрепко стяну…!»Лежит, молчит солдат-хакас,Своих не открывая глаз,Опят летит и воет мина.Но Галя-Русская сестра-К нему склоняется, добра, Как мать, спасающая сына.» Формирование чувства патриотизма к своей стране, к своей малой родине сложный и длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе. Задачи патриотического развития и воспитания будут решаться эффективнее, если с первых дней обучения детей в школе, давать им представление о месте и роли их региона в мире. Без любви к Отечеству и уважения к его истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать у ребенка чувство собственного достоинства, привить ему положительные качества. Оканчивая школу, учащиеся должны не только знать определенное количество лучших произведений мировой литературы, но и любить книгу, обладать художественным вкусом, умением понимать литературное произведение. Патриотическое воспитание не может сводиться только к разовым мероприятиям. Процесс формирования патриотизма должен иметь собственную идеологию и целенаправленную систему. Все формы, использованные в работе по воспитанию патриотизма, формируют у учащихся интерес к чтению и расширяют кругозор. Хочу закончить выступление стихами собственного сочинения, которые нередко я цитирую на уроках:Здравствуй, милая сторонка!Здравствуй, матушка-земля!В душу ты запала только…Ты Хакасия моя!Я люблю тебя такую!Пусть ты в дымке и холмах…Я люблю тебя любую,Но на сердце сильный страх:А сумеешь ли подняться?Встать с колен и расцвести?Громко, весело смеятьсяИ себя вновь обрести!!!