Публикации "Особенности организации урока русского языка в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС."

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности организации урока русского языка в 3 классе в соответствии с требованиями ФГОС."
Автор: Мазурина Виктория Леонидовна

ТЕМА УРОКА: ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ОБ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ. ЦЕЛИ УРОКА: Предметные: - повторить корневые орфограммы; - обобщить знания о существенных признаках имени прилагательного как части речи; - закрепить умение у обучающихся распознавать имена прилагательные, сложные имена прилагательные в тексте и в речи; отличать имя прилагательное от имени существительного; - развивать умение определять число, род и падеж имён прилагательных; орфографическую зоркость; связную речь обучающихся.Метапредметные: - показать важность употребления имен прилагательных в русской речи; - развивать познавательные УУД: поиск информации, ее исследование, обработка и систематизация; - развивать регулятивные УУД: ставить цели урока, задачи, проблему и на основе этого строить свою учебно-познавательную деятельность.Методологические: - ориентировать обучающихся на мотивированную учебную деятельность; - формировать умение работать в группах, планировать свою деятельность.ХОД УРОКА:1.  Организационный  момент. А сейчас проверь, дружок,                                            Ты готов начать урок?                                             Всё ль на месте, всё ль в порядке,                                             Ручка, книжка и тетрадка?                                             Все ли правильно сидят?                                             Все ль внимательно глядят?2.Определение объекта исследования, задач и проблемы урока- Тема нашего урока «Обобщение знаний о…»(тема записана на доске). Предположите, как можно продолжить тему урока? Проверим ваши предположения.Чтобы дополнить тему урока, послушайте стихотворение:Я слово ищу необычное, звучное,                                Особое, сильное, самое лучшее,Понятное, длинное, чуть-чуть игривое,Неброское, яркое, очень красивое,Оно уменьшительное или ласкательное,А называют его… прилагательное. - О какой части речи говорится в стихотворении? - Значит, будем обобщать свои знания об имени прилагательном. Мы должны доказать, имя прилагательное – важная часть речи!-Давайте вспомним, что такое имя прилагательное?- Сформулируйте правило. 3. Словарная работа- Посмотрите на карточки, найдите задание 1.К У К У Р У З А Ф К П К О М А З К П К И И Р О В Ё С А К Т К В К С Щ Р П Ш Е Н И Ц А Н К К В К К Р К СП К А Е Г Р Е Ч И Х А Т К В Ш К И - В каждой строчке найдите спрятавшееся слово. (кукуруза, овёс, пшеница, гречиха)- Что вы можете сказать об этих словах? - Что они обозначают? (растения)- К какой группе растений они относятся? (к зерновым культурам)НА ДОСКЕ CЛОВА (КУКУРУЗА, ОВЁС, ПШЕНИЦА, ГРЕЧИХА)4. Актуализация знаний.Послушайте загадку: Вот крупа, молоко, чаша. Сварилась к завтраку вкусная… (каша).- Можно ли эти слова связать со словом «каша»?Я предлагаю сегодня закрепить и обобщить наши знания об имени прилагательном с помощью каши. - А знаете ли вы, что каша существует очень много лет? Самые старые среди каш – пшеничная, перловая и овсяная . Человек ест их уже 9000 лет. Рисовую кашу - 5000 лет, гречневую – 4000 лет.у русских князей существовал обычай – в знак примирения между врагами сварить кашу. Без каши мирный договор считался недействительным. С тех пор про несговорчивого человека говорят: “С ним каши не сваришь”. - На какой вопрос отвечает слово «каша»? Составьте словосочетания со словом КАША, используя слова с доски, образовав от них имена прилагательные (овсяная каша, пшеничная каша, гречневая каша, кукурузная каша)- Задайте вопрос от главного слова к зависимому. (какая?)- Почему вопрос одинаковый? (все прилагательные относятся к слову “каша”) - А знаете ли вы, что такое «суворовская каша»?Рецепт знаменитой суворовской каши родился триста лет назад во время исторического перехода армии великого полководца А. В. Суворова через Альпы. К концу подходили запасы, оставалось чуть-чуть гороха, перловки, пшена, гречки. Задумавшись, как же накормить голодных, уставших солдат, Суворов вдруг приказал сварить всё в общем котле, добавив лука и масла. Получилось вкусно и полезно, такую кашу до сих пор называют суворовской.5. Формирование практических навыков.- Какие грамматические признаки можем определить у имени прилагательного?- Найдите задание 2 на карточке.1. Определить род и число имен прилагательныхКукурузн…хлопья, рисов…крупа, пшеничн…зерно, полезн…геркулес.- Что нужно сделать? (вставить окончания)- Определите число и род у прилагательных.Вывод: род и число имен прилагательных определяем по роду и числу существительных.2. Определить падеж прилагательного в выделенных словосочетаниях.- Посмотрите на задание 3 на карточке.На плите в кастрюльке нашейТомится ароматная каша.Наш Аркаша подружилсяС рассыпчатой рисовой кашей.Маленькой девочке ДашеНравится манная каша.А спортивный мальчик СашаОбожает перловую кашу.Жить не может юная НаташаБез молочной гречневой каши.Благодарны все вкусной каше,Что стали здоровее, бодрее и краше.Вывод: имя прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.6. Физминутка.Если называю прилагательные во мн. ч, то приседаете, если в ед.ч, то хлопок над головой (низкие тучи, родного человека, яркий огонь, глубокими корнями, о комнатном растении, стройным деревьям, резного узора, воздушным шаром)- Ребята, а рассказ какого писателя вы знаете про кашу? (Н. Носов “Мишкина каша”)Давайте составим свой рассказ. -Посмотрите на задание 4 на карточке.Прочитайте 1 текст. Понятен смысл? Интересный рассказ? Давайте вставим слова, которые даны ниже. (работаем коллективно)
  • Мы с другом решили сварить … кашу. Налили в кастрюлю воды, засыпали … крупу, сахар, соль. И поставили на … огонь. Вскоре почувствовали запах … каши. Мы были … и побежали пробовать своё … произведение …искусства. Каша получилась…. Вот такие мы … повара.
  • Слова для справок: хорошую, родниковой, гречневую, большой, горелой, голодные, горькое, кашеварного, несъедобная, неумелые.- Какая получилась история? (грустная)- Теперь посмотрите на 2 текст. Вставьте в него другие слова. (работают самостоятельно)
  • Мы с другом решили сварить … кашу. Налили в кастрюлю … воды, засыпали … крупу, сахар, соль. И поставили на … огонь. Вскоре почувствовали запах … каши. Мы были … и побежали пробовать своё … произведение …искусства. Каша получилась…. Вот такие мы … повара.
  • Слова для справок: волшебную, живой, каменную, маленький, необычной, некормленые, драгоценное, поварского, разноцветная, необыкновенные. - А какая сейчас история получилась? (веселая, фантастическая)- Почему получились разные рассказы? (использовали разные прилагательные)- Смогли ли мы с помощью имён прилагательных наиболее точно выполнить задание?Вывод: имена прилагательные делают речь более точной, выразительной, понятной.7. Обобщение и систематизация знаний- Давайте систематизируем наши знания. Найдите задание 5. Ваша задача охарактеризовать имя прилагательное, выбрав нужную информацию. - Молодцы, ребята, хорошо справились с данным заданием.10. Подведение итогов.Закончи предложение.- Я понял(а), что …- Я узнал(а) …- Мне было интересно …- Я теперь буду … - Итак, ответим на проблемный вопрос урока: Имя прилагательное – важная часть речи?! - Имя прилагательное по частоте употребления занимает 3 место после имени существительного и глагола. Давайте чаще употреблять эту часть речи, и тогда наша речь будет красивой, яркой и понятной!11. Рефлексия.- Нам каша помогла обобщить знания об имени прилагательном? С нами кашу сваришь? Дополни стихотворение нужными именами прилагательными.На уроке…………………….языкаРабота была… …………………...Каждый показывал знания………………Кашу сегодня сварили … ……………..Слова для справок: нелегка, русского, личные, отличную.Потому что мы:УмныеЛенивыеВнимательныеПрилежныеТрусливыеСтарательныеГлупыеТрудолюбивыеИ любознательные! -Знания и дисциплина помогают сделать любое блюдо вкусным. 12. Домашнее задание. - Найти и записать в тетрадь 5 пословиц или поговорок про кашу.