Публикации
опубликовала материал: Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: опубликовала материал: Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Автор: Карманова Наталья Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: опубликовала материал: Развитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Автор: Карманова Наталья Петровна
Карманова Наталья ПетровнаМАДОУ №3, д/с Радуга детстваРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством дидактических игр. Дидактическая игра Для любого ребенка игра - способ познания мира и своего места в этом мире. Именно в игре ребенок растет и развивается как личность, приобретает навыки общения и поведения в обществе. Большинство современных родителей знают, что у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Дидактические игры помогают ребенку пополнять и активизировать словарь, формировать правильное произношение, развивать связную речь, уметь правильно выражать свои мысли. С помощью игры ребенок снимает скованность, он с легкостью выражает свои чувства. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организованных отношений и, каждая дидактическая игра имеет чёткие правила. Многие дидактические игры для развития речи направлены на закрепление, уточнение и усвоение знаний об окружающем.На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различия сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для усвоения звукового анализа и синтеза. Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Дидактические игры:Игра «Послушай и назови» Цель игры: овладение умением отличать друг от друга звуки, которые издают окружающие предметы, развитие фонематического слуха.Оборудование: металлические и деревянные ложки, мяч, бумага, книга, стакан с водой, пустой стакан, колокольчик, ключи. Ход игры. В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Дети вместе с взрослым рассматривают различные предметы, которые разложены на столе. Затем играющие садятся спиной к взрослому, который в это время издает звуки различными предметами, которые дети рассматривали до этого, а играющие в свою очередь должны отгадать, что звучит и ответить полным предложением. Например, они могут сказать так: «Это звенит колокольчик» или «Это льется вода» и т. д.2. Игра «Закончи предложение»Цели: учить дополнять предложения словом противоположного значения, развивать внимание.Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.Сахар сладкий, а перец - …. (горький).Летом листья зеленые, а осенью (желтые).Дорога широкая, а тропинка. (узкая).3. Игра «Кто больше назовет действий?»Цели: учить подбирать глаголы, обозначающие действия, развивать память, внимание.Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.– Что можно делать с цветами? (рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать)– Что делает дворник? (подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега)4. Игра «Какой звук первый?»Цель игры: овладение умением выделять первый звук в слове (гласный и согласный), развитие фонематического слуха, памяти, внимания. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Взрослый называет простые слова, выделяя при этом голосом и интонацией первый звук. Если слово начинается с гласного звука, то он должен быть под ударением, а если же первый звук согласный, то произносить его нужно с силой, т. е. так, чтобы он отличался от других звуков в слове. Например: нос – звук [н], аист – звук [а], Аня – звук [а], луна – звук [л] и т. д.Оборудование: предметные картинки со словами, начинающимися на разные звуки, по несколько картинок на каждый из них. Ход игры. Взрослый выкладывает перед ребенком картинки, называет то, что на них изображено, а затем просит его сложить изображения, объединяя их по первому звуку. Например: [П] – палка, палатка, подушка, попугай и т. д.; [С] – собака, слон, силач, стол, стул и т. д.; [Л] – лампа, лошадь, ложка, ларец и т. д.; [У] – улитка, удочка, утюг, утка и т. д.; [М] – малина, молоко, машина, мак, муха и т. д.; [И] – игла, ива, игрушка, индюк и т. д.; [Р] – роза, ромашка, ракета и т. д.5. Игра «Живое – неживое» Цель игры: закрепление у детей понятия об одушевленных и неодушевленных предметах, обогащение словарного запаса, развитие памяти, внимания.Оборудование: мяч. Ход игры.Играть можно с одним ребенком или группой детей. Взрослый объясняет детям, что одни предметы, которые нас окружают, могут двигаться, дышать и расти. Это одушевленные, или живые, предметы, они отвечают на вопрос «Кто?». Другие предметы — неподвижные, никаких действий они сами не совершают. Это неодушевленные, или неживые, предметы, они отвечают на вопрос «Что?». После этого взрослый называет слова, а дети должны сказать, живыми или неживыми являются эти предметы. Например, ложка, стол, машина – это неживые предметы, а белка, кошка, девочка – живые.6. Игра «Что это?» Цель игры: закрепление в речи детей обобщающих понятий, расширение словарного запаса. Оборудование: мяч. Ход игры. Участники игры встают в круг. Взрослый называет любой предмет и бросает мяч одному из детей. Тот ребенок, который его поймал, должен вернуть его взрослому и назвать обобщающее понятие, к которому относится названный предмет. Например, яблоко – фрукт, юбка – одежда, стакан – посуда, мотоцикл – транспорт, туфли – обувь и т.д. 7. Игра «Назови ласковым словом» Цель игры: закрепление умения образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, обогащение словарного запаса, развитие ловкости и быстроты реакции. Оборудование: мяч Ход игры. Взрослый бросает мяч ребенку, называя любое существительное. Малыш, возвращая мяч, должен назвать это слово в уменьшительноласкательной форме. Например: мяч – мячик; стол – столик; ключ – ключик; шар – шарик; кукла – куколка.8. Игра «Слушай внимательно»Цель игры: развитие фонематического слуха, остроты слуха. Оборудование: специального оборудования не требуется. Ход игры. Игра проводится с группой детей из 4–5 человек, которые садятся по кругу. Взрослый обычным голосом просит выполнить какое-либо задание или действие, а затем шепотом называет имя того, кто будет его выполнять. Если ребенок не услышал свое имя, ведущий называет имя другого ребенка. Заключение Одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к одной из важнейших педагогических задач. На завершающем этапе дошкольного образования ребенок должен, прежде всего, хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Проблема развития речи является одной из актуальных в дошкольном возрасте. При этом дидактическая игра является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, а самое главное, средством совершенного воспитания личности ребёнка.