Публикации
Занятие по математике в подготовительной группе «Веселое путешествие по стране «Математика»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по математике в подготовительной группе «Веселое путешествие по стране «Математика»
Автор: Сорокина Ирина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Занятие по математике в подготовительной группе «Веселое путешествие по стране «Математика»
Автор: Сорокина Ирина Владимировна
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15«Золотая рыбка» с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского краяКонспект занятияпо математике в подготовительной группе«Веселое путешествие по стране «Математика»Автор: воспитатель высшей квалификационной категории Сорокина Ирина Владимировна.с. АрзгирНоябрь 2024 г. Цель: Выявить уровень знаний детей по математике.Программное содержание:Обучающие задачи:- Упражнять в счёте в пределах 10 .- Закрепить ориентировку в пространстве (слева, справа).- Развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, мелкую моторику рук.- Продолжать знакомить с составом числа 10 из двух меньших.- Закрепить умение детей различать геометрические фигуры сравнивать их по свойствам ( форма и величина).-Способствовать развитию зрительного внимания.Развивающие задачи:- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.- Развивать у тактильно – кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Воспитательные задачи:- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.-Воспитывать интерес к математическим занятиям.Методические приёмы:- Игровой (использование сюрпризных моментов).- Наглядный (использование иллюстрации).- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).- Поощрение, анализ занятия.Демонстрационный материал: полоски разной длины и разного цвета, геометрические фигуры, полотно с фигурами, дорожки разной длины.Раздаточный материал: блоки Дьеныша, пуговицы, набор цифр каждому ребенку, домики с цифрами. Поддон с горохом. Звездочки с цифрой и буквой. Ход Занятия:Воспитатель входит в группу:Придумано кем-то и просто и мудроПри встрече здороваться: «Доброе утро!»Доброе утро солнцу и птицам!Доброе утро приветливым лицам!И каждый становится добрым, доверчивым!Доброе утро длится до вечера!Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!Ребята вы любите математику?Приглашаю вас в удивительное путешествие по стране «Математика». Страна эта состоит из прекрасных полянок, на каждой найдете забавные вопросы, загадки, задачки. Я думаю, вы все любите математику, и это путешествие будет для вас очень весёлым и увлекательным, но для этого мы должны быть дружными. А на чем мы отправимся, вы должны отгадать.Железные избушкиприцеплены друг к дружке,Одна из них с трубоюВезет всех за собою.(Паровоз)Воспитатель:Правильно, это паровозик из Ромашково, который очень хочет отправить вас в путешествие. Ну что же, давайте, приготовим паровозик с вагончиками – и в дорогу …У меня полоски-вагончики разной длины. Вам надо составить паровозик из полосок-вагончиков от самой короткой до самой длинной.-Сколько всего вагонов у паровозика? (пять)-Каким по порядку стоит белый вагон? (вторым)-Какого цвета третий ? (зеленый вагон)-Какой по порядку вагон стоит между зеленым и коричневым? (четвертый)Но туда могут отправиться только те , кто умеет считать и знает цифры. Вы знаете? Точно? А вот я сейчас и проверю. Игра «Передай мяч» (прямой, обратный счет.) «У меня есть два соседа» (слева, справа.) Молодцы!Готовы отправиться в путешествие? Давайте возьмёмся за плечи друг друга, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Поехали (звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»).Воспитатель: Вот наш паровозик прибыл на первую поляну, которая называется. «Загадочная».1 задание. «Отгадай загадки»1. Сколько ушей у двух кошек? (4)2. Сколько дней в неделе? (7)3. Сколько глаз у светофора? (3)4. Сколько пальцев на одной руке? (5)5. Сколько солнышек на небе? (1)6. Сколько лап у двух собак? (8)7. Сколько пальцев на двух руках? (10)8. Сколько в неделе выходных дней? (2) 9.Сколько спинок у трех свинок?(3) 10.Сколько хвостов у двух котов? (2) 11.Сколько домишек у ста муравьишек? (1) Молодцы вы отгадали все загадки. Отправляемся дальше(музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»).Воспитатель:Вот наш поезд прибыл, на вторую полянку, которая называется «Веселые дорожки».Задание №2 «Дорожки»Перед нами дорожки. Сколько их? (две)Они одинаковые? (одна прямая, другая кривая)- Нам нужно выбрать короткую дорожку из двух. Как вы думаете, по какой дорожке ? Почему? (прямая линия короче кривой) Почему? Если выпрямить кривую дорожку она станет длиннее.(Дети приставным шагом проходят по короткой дорожке и видят рассыпанные палочки и пуговки.)Задание№3. «Собери палочки» Ребята надо собрать в коробку по 9 палочек и по 1 пуговице.Сколько палочек у…?Почему? (было сказано собрать 9 палочек).Дальше дети видят озеро. В этом озере живет одна рыбка. Давайте заселим рыбок в озеро и выложим их из счетных палочек и пуговиц, которые мы нашли на дорожке. Задание №4.«Выложи рыбку в пруду» Давайте сосчитаем, сколько рыбок в пруду? Молодцы. Наше путешествие продолжается (музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»).Воспитатель: Наш паровозик прибыл на третью полянку, которая называется «Спортивная».Во дворе стоит сосна,К небу тянется она.Тополь вырос рядом с ней,Быть он хочет подлинней. (Стоя на одной ноге, потягиваемся — руки вверх, потом то же, стоя на другой ноге.)Ветер сильный налетал,Все деревья раскачал. (Наклоны корпуса вперёд-назад.)Ветки гнутся взад-вперёд,Ветер их качает, гнёт. (Рывки руками перед грудью.)Будем вместе приседать —Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания.)Мы размялись от душиИ на место вновь спешим. Молодцы. Мы отправляемся дальше(звучит музыка из мультфильма «Паровозик из Ромашково»).Воспитатель: Наш паровозик прибыл на четвертую поляну, которая называется «Поляна чисел и геометрических фигур».Задание №5 «Состав числа» Дети садятся за столы. На столах домики на крыше каждого домика цифры 10 с картинками зверей в одном окошке. В домике живут зверюшки ,их по10 в каждом домике. Но в окошко выглядывают не все. Подумайте и ответьте сколько зверей спрятались в домике? И в пустое окошко положите нужную цифру. Дети ставят в пустое окошко цифру и называют состав числа 10. Задание №6 «Геометрические фигуры»Ребята посмотрите здесь на доске какой-то круг с фигурами. Какие геометрические фигуры вы видите в круге? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (У всех фигур есть углы)- Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).Задание №7 «Игра с мешочком». Дети по очереди достают из мешочка геометрическую фигуру и называют их.Игра с блоками Дьеныша: «Какую фигуру я загадала?»-Синий, но не круг (Ответы детей, треугольник, квадрат)-Красный, но не квадрат (круг, треугольник)-Желтый, но не катится (треугольник, квадрат)-Синий, но без углов (круг)Молодцы! Справились и с этим заданием.Воспитатель: Ну вот наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по стране математика? А что именно вам понравилось? (ответы детей)Я хочу поблагодарить вас за вашу смелость, ваши знания! Сегодня все дети работали хорошо, и все были активны. Воспитатель обращает внимание детей контейнер с горохом,в которых спрятаны звездочки и предлагает посмотреть, что спрятано под горохом. Дети говорят о том, что они нашли. Воспитатель предлагает из найденных звездочек с цифрами выстроить числовую прямую, а потом дети звездочки переворачивают другой стороной и воспитатель читает «МЫ МОЛОДЦЫ!».ВСЕМ СПАСИБО!Литература:1. Е.В.Колесникова «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»Программа развития математических представлений у дошкольников Второе издание, переработанное и дополненное.Главный редактор ТВ. ЦветковаРедактор А. С. Лебедева2.Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет). 3. Е.В.Колесникова «Математика для детей 6-7лет» Издательство ООО «ТЦ Сфера» 2015 г. 4.Е.В. Колесникова «Я считаю до десяти». Рабочая тетрадь для детей 6 - 7 лет. Издательство ООО «ТЦ Сфера» 2016 г. В своей работе я использую блоки Дьеныша. В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения на протяжении всего дошкольного обучения дана не во многих. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем. Логические блоки знакомят детей с различными цветами, понятием форма и размер. Играя с блоками Дьенеша, дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами.Таким образом, игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи. В ходе занятия я использовала один из интересных способов организации творческой деятельности в ДОУ «Игру-путешествие».Эта деятельность позволяют детям «прожить» интересный для них материал, узнать новое, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт. В игре дети учатся выражать свое отношение к происходящему, погружаются в организованную взрослыми ситуацию: в данном случае – превращение в путешественников.В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детской инициативы в различных видах деятельности, необходимой для создания социальной ситуации развития детей. У инициативного ребенка ярко проявляются такие отличительные черты, как любознательность, изобретательность, пытливость ума. Я старалась охватить все 4 сферы инициативы: коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);-творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);-инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);-познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).В свое работе я применяю педагогические технологии : ТРИЗ, ИКТ, ЗСТ.