Публикации «Развитие структуры связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие структуры связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Автор: Мастерова Валентина Дмитриевна

«Развитие структуры связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»Общее недоразвитие речи (ОНР) является одной из наиболее распространенных речевых патологий у детей дошкольного возраста. Оно затрудняет формирование связного высказывания, что негативно сказывается на речевых навыках, социальной адаптации и эмоциональном благополучии ребенка. В данной статье рассматриваются основные аспекты развития связного высказывания у детей с ОНР, а также методы и подходы, способствующие улучшению их речевых навыков.Понятие связного высказыванияСвязное высказывание — это логически последовательное и грамматически правильное выражение мысли, которое включает в себя использование слов, фраз и предложений для передачи информации. Оно состоит из трех основных компонентов:Связное высказывание должно учитывать особенности слушателя и контекст общения, что способствует лучшему пониманию и восприятию информации.Общее недоразвитие речи может являться:
  • самостоятельным;
  • либо клиническим дефектом.
  • Если говорить о недоразвитии речи, как о самостоятельном дефекте, то причинами его становятся факторы неклинического происхождения:
  • неблагоприятная среда, в которой растет ребенок; 
  • дефицит общения (например, если у ребенка имеются глухонемые родители);
  • случаи двуязычия (билингвизма) в семье, когда язык общения в семье не совпадает с официальным языком страны проживания.
  • Клинические дефекты недоразвития речи, как следует из названия классификации, вызваны факторами органического поражения некоторых структур и отделов головного мозга. Такими причинами могут быть:
  • проблемы внутриутробного развития;
  • тяжелые роды;
  • структурные повреждения головного мозга;
  • перенесенные болезни и т. д.
  • Классификация ОНРВрач-невролог Е. М. Мастюкова провела исследование, посвященное изучению общего недоразвития речи с точки зрения медицинской патологии, выделив при этом три формы ОНР:1. Неосложненный вариант общего недоразвития речи, когда у детей не имеется какого-либо повреждения центральной нервной системы, но, в то же время, у них фиксируются: 
  • слабые волевые качества; 
  • недостаточное развитие контроля за произвольными движениями; 
  • слабое развитие мелкой моторики; 
  • слабо развиты ощущения, передаваемые через кожу (тактильные), и ощущения движения (кинестетические).
  • 2. Осложненный вариант общего недоразвития речи, когда общее недоразвитие речи сопровождается некоторыми клиническими проявлениями. В этом случае врачи-неврологи диагностируют не только задержку развития центральной нервной системы, но и легкие повреждения отдельных структур мозга, управляющими функцией речи.3. Специфическое (грубое) речевое недоразвитие по типу моторной алалии (полная неспособность ребенка сформулировать связную речь). В этом случае речь ребенка не развивается полноценно в результате: 
  • раннего внутриутробного поражения речевых зон мозга; 
  • недостаточной мозговой активности в обоих полушариях.
  • Такой характер органической недостаточности выливается в полное отсутствие возможности, или слабую степень самостоятельного формирования связной речи у ребенка.Как правило, ОНР возникает вследствие поражения нервной системы у ребенка во время внутриутробного развития, непосредственно родов или первых лет жизни (до того, как начнут формироваться речевые навыки). В число наиболее частых причин расстройства входит:
  • инфекции, токсикоз, вредные привычки, тяжелые общие заболевания матери во время беременности;
  • резус-конфликт;
  • гипоксия плода;
  • тяжелые роды, сопровождающиеся травмой и/или асфиксией младенца;
  • черепно-мозговые травмы и нейроинфекции в первые годы жизни;
  • социальные факторы: отсутствие внимания со стороны взрослых, неблагоприятная обстановка в семье и т.п.
  • По степени тяжести проявления дефекта в современной логопедии условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи.Первые три описаны Р.Е. Левиной:
  • Первый уровень – отсутствие общеупотребительной речи;
  • Второй уровень – начатки общеупотребительной речи;
  • Третий уровень – развернутая речь с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
  • Четвертый уровень – незначительные нарушения всех компонентов речи (представлен в работах Т.Б. Филичевой).
  • Первый уровень речевого развитияВ младшем возрасте – полное или почти полное отсутствие словесных средств общения. Активный словарь в зачаточном состоянии. Речь детей состоит из звукоподражаний, звуков, звуковых комплексов (лепетных слов).В старшем возрасте дети в пассивном и активном словаре имеют небольшое количество общеупотребительных слов. Однако эти слова ещё недостаточно сформированы по слоговой структуре и звуковому составу, а также употребляются в неточных значениях, т. е. имеет место многоцелевое использование звукоподражаний, лепетных слов.Вместо названий действий дети употребляют названия предметов. У детей имеют место грубые нарушения понимания грамматических изменений слов. Бедность словарного запаса вынуждает ребенка прибегать к активному использованию парадигматических средств: жестов, мимики, интонации.Развитие фонематических процессов находится в зачаточном состоянии. Звукопроизношение характеризуется смазанностью, нечеткостью артикуляции, невозможностью произношения многих звуков. У детей наблюдается ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры. Звуковой анализ слова представляет для детей невыполнимую задачу. Дети не способны овладеть навыками чтения и письма.У детей с первым уровнем речевого развития отсутствует фразовая и связная речь. Они используют однословные слова – предложения.Второй уровень речевого развитияПонимание речи на этом уровне речевого развития улучшается, появляется различение грамматических форм, но и эти различения ещё неустойчивы.В речи детей появляются слова, обозначающие предметы, действия, а нередко и качества. Иногда они пользуются личными местоимениями, изредка предлогами и союзами, качественными прилагательными, наречиями. Однако объем словарного запаса резко отстает от возрастной нормы.Фонематическое недоразвитие проявляется в замене и смешении звуков, в неумении выполнять простые формы звукового анализа слогов и слов. Усвоение чтения и письма без специального обучения практически невозможно.В речи детей многие звуки отсутствуют, заменяются или произносятся искаженно. Количество нарушенных звуков достигает 16-20.Для детей этого уровня развития речи характерны замены твердых согласных мягкими согласными или, наоборот. Воспроизведение слоговой структуры слова оказывается более доступным. Дети могут правильно воспроизводить контур слов простой слоговой структуры.В процессе общения дети используют фразовую речь, которая состоит из нераспространенных и малораспространенных предложений. Однако связи между словами в предложении оформлены грамматически неправильно. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью логопеда могут рассказывать о себе, семье, событиях окружающей жизни (2-3 предложения).Третий уровень речевого развитияНа этом уровне разговорная речь детей становится развернутой, без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений.Понимание обращенной речи приближается к низкой возрастной норме. Однако дети не понимают некоторые категории рода, числа, падежа существительных, прилагательных, глаголов. Активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальным речевым развитием. Более устойчивым становится употребление детьми простых грамматических конструкций.Фонематическое недоразвитие проявляется в неправильном звукопроизношении, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками, а также в неумении выполнять несложные действия звукового анализа.Фонетическая сторона речи на данном уровне речевого развития более сформирована. Но имеют место нарушения (искажения, пропуски) произношения свистящих, шипящих, аффрикат и соноров. В большинстве случаев слоговая структура 2-3-4-х сложных слов воспроизводится правильно. Грубое нарушение слоговой структуры слова проявляется при воспроизведении слов со стечением согласных, а также малознакомых и незнакомых слов.Данный уровень предполагает наличие развернутой фразы, однако связная речь сформирована недостаточно.Четвертый уровень речевого развития (по Т.Б. Филичевой)Проведенное Т.Б. Филичевой многолетнее изучение речи старших дошкольников позволило установить, что выделяется еще одна категория детей, которая оказывается за пределами выше описанных уровней развития речи, и может быть определена как четвертый уровень речевого развития.У этих детей обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий.Особенности детей с общим недоразвитием речиДети с ОНР сталкиваются с рядом трудностей, которые влияют на их способность к формированию связного высказывания:
  • Лексика: Ограниченный словарный запас затрудняет выбор необходимых слов и выражений для передачи своих мыслей. Это может проявляться в использовании простых слов и фраз, а также в затруднениях при описании объектов и событий.
  • Грамматика: Неправильное использование грамматических форм, таких как склонения, времена и согласования, приводит к нечеткости и непониманию высказываний. Дети могут путать окончания слов, что создает дополнительные трудности в коммуникации.
  • Связность: Проблемы с логической последовательностью изложения мыслей могут проявляться в разрозненности высказываний и отсутствии четкой структуры. Это затрудняет понимание и восприятие информации как со стороны слушателя, так и со стороны самого говорящего.
  • Коммуникативные навыки: Трудности в установлении контакта с окружающими могут привести к замкнутости и социальной изоляции. Дети могут испытывать страх перед общением, что дополнительно усугубляет их речевые проблемы.
  • Этапы развития связного высказывания у детей с ОНР
  • Наблюдение и анализ: Важно внимательно наблюдать за речевым поведением ребенка, выявлять его сильные и слабые стороны. Это поможет определить, на каких аспектах необходимо сосредоточить внимание. Методики наблюдения могут включать видеозапись речевых взаимодействий, анализ устной и письменной речи.
  • Формирование лексического запаса: Использование игр, карточек, книг и других материалов для обогащения словарного запаса ребенка. Важно вводить новые слова в контексте, чтобы ребенок мог увидеть их применение. Например, можно использовать картинки и предметы для наглядного объяснения значений слов.
  • Работа над грамматикой: Занятия, направленные на развитие грамматических навыков, помогут ребенку правильно строить предложения. Использование рифмовок, песен и стихов может сделать процесс обучения более увлекательным. Важно также проводить упражнения на составление предложений с использованием различных грамматических конструкций.
  • Создание связных высказываний: Постепенное введение заданий на составление рассказов, описаний и диалогов. Начинать можно с простых заданий, таких как описание картинки, и постепенно усложнять их, вводя темы для обсуждения и ролевые игры.
  • Развитие коммуникативных навыков: Создание условий для общения с другими детьми и взрослыми. Игры в группе, ролевые игры и обсуждения помогут ребенку научиться выражать свои мысли и чувства. Важно поощрять инициативу ребенка в общении и создавать ситуации, способствующие взаимодействию.
  • Роль взрослых в процессе развития речиВзрослые играют ключевую роль в развитии связного высказывания у детей с ОНР. Они должны:
  • Создавать поддерживающую и стимулирующую среду для общения. Это может включать в себя создание комфортной обстанов
  • ЗаключениеРазвитие структуры связного высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — это сложный, но важный процесс, требующий терпения и систематического подхода. С помощью целенаправленной работы, поддержки со стороны взрослых и создания благоприятной среды для общения, дети могут преодолеть свои трудности и научиться эффективно выражать свои мысли и чувства. Это, в свою очередь, способствует их социальной адаптации и общему развитию, что является основой для успешной жизни в будущем.Упражнения для развития речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) с использованием картинок
  • Описание картинки
  • Материалы: Яркие картинки с изображениями различных сцен (например, природа, животные, люди).
  • Задание: Попросите ребенка описать, что он видит на картинке. Подсказки могут включать вопросы: "Что делает этот человек?", "Какие животные изображены?" и "Какой цвет у этого предмета?".
  • Составление рассказа
  • Материалы: Серия картинок, показывающих последовательность событий (например, как готовится пирог).
  • Задание: Попросите ребенка рассказать историю, основываясь на картинках. Можно предложить начать с фразы: "Сначала…", "Потом…", "В конце…".
  • Поиск отличий
  • Материалы: Две похожие картинки с небольшими отличиями.
  • Задание: Попросите ребенка найти и описать отличия между картинками. Это развивает внимание и лексический запас.
  • Игра "Что изменилось?"
  • Материалы: Картинка с множеством элементов (например, на картине в комнате).
  • Задание: Покажите ребенку картинку на некоторое время, затем уберите ее и измените некоторые элементы (например, уберите или добавьте предметы). Попросите ребенка сказать, что изменилось.
  • Картинки с вопросами
  • Материалы: Картинки, которые вызывают вопросы (например, дети играют на площадке).
  • Задание: Показать картинку и задать вопросы: "Кто на картинке?", "Что они делают?", "Почему они улыбаются?". Это стимулирует разговор и развивает связное высказывание.
  • Составление предложений
  • Материалы: Картинки с различными предметами или действиями.
  • Задание: Попросите ребенка составить предложения с использованием слов, изображенных на картинках. Например, если на картинке изображен кот и мяч, ребенок может сказать: "Кот играет с мячом".
  • Ассоциации
  • Материалы: Картинки с предметами, животными, действиями.
  • Задание: Показать ребенку одну картинку и попросить назвать ассоциации. Например, на картинке с собакой можно спросить: "Что еще связано с собакой?" (например, "Кость", "Прогулка").
  • Сказочные персонажи
  • Материалы: Картинки с героями известных сказок.
  • Задание: Попросите ребенка рассказать о любимом персонаже, используя картинки. Например, "Кто это?", "Что он делает в сказке?".
  • Список литературы
  • Баранова, И. А. (2019). Логопедия: Теория и практика. Москва: Издательство «Просвещение».
  • Кузнецова, Н. В. (2021). Развитие речи у детей с общим недоразвитием речи. Санкт-Петербург: Речь.
  • Соколова, Т. П. (2020). Дошкольная логопедия: методические рекомендации. Екатеринбург: Уральский университет.
  • Шевченко, Л. В. (2022). Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР. Москва: Научный мир.
  • Лебедева, О. В. (2018). Методы коррекции речевых нарушений у детей. Новосибирск: Сибирское университетское издательство.
  • Фролова, Н. А. (2020). Игровые технологии в логопедической практике. Казань: Казанский университет.
  • Романов, А. П. (2021). Психология и логопедия: взаимодействие и коррекция. Москва: Научный мир.
  • Григорьева, Е. В. (2019). Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Речь.
  • Коваленко, И. С. (2021). Логопедические занятия с детьми с ОНР: методические рекомендации. Москва: Просвещение.
  • Сидорова, Т. А. (2022). Арт-терапия в коррекции речевых нарушений у детей. Екатеринбург: Уральский университет.