Публикации
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в рамках использования нейро-подхода
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в рамках использования нейро-подхода
Автор: Игнатова Фаина Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в рамках использования нейро-подхода
Автор: Игнатова Фаина Викторовна
«Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в рамках использования нейро-подхода»Современное образование ставит перед собой задачу адаптации и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательное пространство. Особое внимание в этом процессе уделяется психолого-педагогическому сопровождению, которое помогает детям развиваться и социализироваться. Одним из наиболее перспективных направлений в этой сфере является нейро-подход, который основывается на последних достижениях нейропсихологии и нейробиологии.Нейро-подход в коррекционно-развивающей работе предполагает использование знаний о структуре и функциях мозга для создания программ и методов, способствующих развитию детей с ОВЗ. Этот подход опирается на следующие принципы:Индивидуальный подход: Учитываются уникальные особенности каждого ребенка, его способности и стратегии обучения.Нейропластичность: Мозг обладает способностью изменяться и адаптироваться при условии правильного стимула и окружающей среды. Это означает, что даже при наличии ОВЗ возможно значительное улучшение функций при целенаправленной работе.Многофункциональность: Нейро-подход включает в себя как когнитивные, так и эмоционально-волевые аспекты развития. Работая с детьми, необходимо уделять внимание не только интеллектуальному развитию, но и эмоциональной поддержке.Интерактивность: Важным аспектом является взаимодействие между речевыми и моторными функциями, которое может быть активно использовано в игре и различных игровых методах.Нейро-подход строится на трех основополагающих компонентах: 1.Двигательное развитие – это основа для развития психических и когнитивных функций.2.Эмоциональное развитие - это внутренний баланс и гармония, которая также влияет на функционирование и работоспособность в целом.3.Мышление и речь – верхушка психических процессов, способность принимать и обрабатывать информацию, делать собственные умозаключения.Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ включает в себя несколько ключевых направлений:Диагностика: На первом этапе важно провести качественную диагностику состояния ребенка, выявить его сильные и слабые стороны, а также понять, какие методики и подходы будут наиболее эффективными.Коррекция развития: Используя нейро-подход, педагог-психолог может разработать индивидуальную программу, которая будет включать в себя адаптированные игры, развивающие упражнения и занятия, направленные на развитие необходимых навыков.Развитие социальных навыков: Коррекционная работа также должна включать занятия, направленные на развитие коммуникации и взаимодействия с другими детьми. Это может осуществляться через групповые игры и совместные активности.Работа с родителями: Важно вовлекать родителей в процесс коррекции и развития ребенка. Проведение консультаций, тренингов и семинаров поможет родителям лучше понимать потребности своих детей и способы поддержки их развития.На основе данного подхода разработаны и апробированы 2 программы, а именно «Коррекционно-развивающая программа «Развитие внимания, памяти и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством нейро-подхода «Нейростарт»», ставшая лауреатом всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде 2022 и удостоенная грифом общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования» и Программа по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством нейропсихологического подхода, ставшая финалистом Регионального этапа Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде «Ψ – перспектива». Данные программы были апробированы в нашем детском саду с детьми групп компенсирующей направленности.Реализация Программы по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ТНР посредством нейропсихологического подхода показала свою эффективность. Таким образом, после реализации программы не выявлено воспитанников с низким уровнем развития внимания, памяти и логического мышления, мелкой и крупной моторики и зрительного восприятия относительно возрастной нормы. При этом возросло количество детей, чей уровень сформированности всех психических процессов является средним (с 19% до 63%). Высокий уровень сформированности исследуемых психических процессов после реализации Программы продемонстрировало 37% участников Программы.Результативность Коррекционно-развивающей программы для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством нейро-подхода «Нейростарт». В реализации программы участвовало 5 воспитанников в возрасте 5-6 лет, которые имеют основной речевой диагноз, а также задержку психического развития по заключению ПМПК. Таким образом, после реализации программы не выявлено воспитанников с низким уровнем развития внимания, памяти и логического мышления, относительно возрастной нормы. При этом возросло количество детей, чей уровень сформированности внимания, памяти и логического мышления является средним (с 20% до 80%). Высокий уровень сформированности внимания, памяти и логического мышления после реализации Программы продемонстрировало 20% участников Программы.Далее представлены некоторые упражнения из описанных выше программ.Упражнения с малярным скотчем (просмотр видеофрагментов):Упражнение «Снежинка» - ребенок встаёт в центр снежинки, которая склеена на полу малярным скотчем. Задача касаться правой (или левой) ножкой кончика лучика снежинки и возвращать ножку в центр. Ножка должна коснутся каждого лучика. Далее прорабатывается упражнение второй ножкой. При выполнении упражнения необходимо стоять ровно и не поворачиваться в стороны. Усложнение данного упражнения: можно поставить на лучики звоночки или массажные следочки.Упражнение «Ладошки-кулачки» Ребенка необходимо познакомить с инструкцией: «Перед нами двухэтажный дом, на первом этаже живут кулачки, а на втором – ладошки. Поднимаясь наверх кулачки становятся ладошками. Спускаясь ладошки становятся кулачками». Далее можно выполнять данное упражнение поочередно, например, правая ручка изначально на 1 этаже в кулачке, а левая на 2 этаже в ладошке, ребенок под счет меняет положение рук.Усложнение данного упражнения: можно добавить третий или четвертый «этаж» и добавить движение «ребро» и, например, «лайк».Упражнения на развитие крупной моторики, точности движений, ловкости и внимания (выполнение упражнений участниками заседания)Нейро-танец Особенный интерес мои воспитанники испытывают к нейро-танцам. Им нравится ритм музыки и процесс выполнения движений танца, многие помимо основных движений, например, руками, успевают приплясывать всем телом. Данное упражнение способствует развитию крупной моторики, чувства ритма, слухового внимания и памяти. Сейчас я предлагаю нам всем исполнить один из наших любимых нейро-танцев.Упражнения на нейро-ковриках (напольные игры) Представление авторского пособия «Разноцветные крестики» и приобретенного «Руки-ноги»Упражнение «Арбуз, лимон и апельсин» На полу разложены по кругу коврики в виде арбуза, лимона и апельсина, необходимо ходить по коврикам, держа в руке «мороженное» (стаканчик с шариком), так чтобы шарик не упал.Усложнение: не наступаем, например, на арбузы. Далее можно задать инструкцию более сложную: на арбуз не наступаем, на лимон наступаем левой ногой и приставляем правую, а на апельсин первой ножкой наступаем правой, а затем приставляем левую.Упражнения на переключение и концентрацию внимания:Упражнение «Ладонь, кулак и кнопка» По периметру стола разложены массажные ладошки, вязанные кружочки и сквиши-полусферы. Задача ребенка идти вдоль периметра стола и поочередно нажимать на тот или иной предмет со следующим условием: если массажная ладошка правая, нажимаем на нее правой рукой, если левая-левой, на кружочек кладем кулак, а на сквиш нажимаем ладонью как на кнопку.Усложнение данного упражнения: можно дать уточняющее задание, например, на сквиш нажимаем правой рукой, а на кружочек ставим исключительно левый кулак.Упражнение из авторского нейро-сборника «Переключалочка» Необходимо опираясь на схему нажимать на звоночки поочередно, а также хлопать и топать.Упражнения, направленные на точность движений рук и реакцию:Упражнение «Попади в стакан» У каждого ребенка бумажный стакан и пробка от бутылки, пробка лежит на донышке стакана, а стакан в руке донышком вверх. Необходимо подбросить пробку и перевернуть стакан одновременно, так чтобы пробка упала в стакан.Упражнение «С закрытыми глазами» У участников упражнения закрыты глаза масками для сна, перед ними тарелка с шариками и ложка, а также пустую тарелку держит на голове. Задание заключается в том, чтобы участник взял ложкой несколько шариков и донес эти шарики до тарелочки, которую он удерживает на голове.Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук (работает также внимание и мышление)Упражнение «Пианино» Для данного упражнения необходимо карандаш удерживать двумя руками так, чтобы большой палец оказался внизу, а остальные располагались на карандаше.По команде необходимо поднимать пальчики, например, мизинцы, в этот момент остальные пальцы не поднимаются от карандаша.Усложнение: поднимаем средний пальчик правой руки, мизинчик – левой руки.Упражнение «Ползание по карандашу» В обеих руках находятся карандаши, необходимо доползти вверх по карандашу обеими руками одновременно.Усложнение: правая рука держит карандаш у его основания, а левая рука держит кончик, выполняем упражнение в разном направлении, правая «ползет» вверх, а левая рука – вниз.Игры и упражнения в основе которых лежит нейро-подход применяются на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях с детьми с ОВЗ.Если игра используется в начале занятия, то она отлично активизирует внимание и мыслительные процессы ребенка. В середине занятия нейро-игры могут нести дополнительную функцию снятия физической усталости.В результате использования нейро-подхода получены следующие результаты: У детей отмечается повышение уровня развития интеллектуальных способностей, а именно развитие логического мышления, внимания, его концентрации, объема и переключения внимания, памяти зрительной и слуховой; Воспитанники проявляют заинтересованность в совместной деятельности с психологом, в ходе занятий меньше отвлекаются и проявляют собственную инициативу, предлагая упражнения; Улучшилось качество-коррекционно-развивающей работы, что отмечено мною на срезовых мониторингах и диагностических пробах. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми дошкольного возраста с ОВЗ при использовании нейро-подхода представляет собой комплексный и индивидуализированный процесс. Благодаря современным знаниям о работе мозга и его адаптивных возможностях можно значительно улучшить качество жизни таких детей. Важно, чтобы коррекционная работа была системной, включала взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса и основывалась на доверии и понимании потребностей каждого ребенка. Сотрудничество психолога, родителей и педагогов создаст необходимую основу для гармоничного развития детей с ОВЗ и их успешной интеграции в общество.