Публикации
Конспект урока по музыке в 5 классе: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по музыке в 5 классе: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Автор: Карловская Ирина Михайловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по музыке в 5 классе: "Колокольность в музыке и изобразительном искусстве"
Автор: Карловская Ирина Михайловна
Конспект урока по музыке в 5 классе на тему: «Колокольность в музыке и изобразительном искусстве».Цель: Сформировать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства.Задачи: Образовательные:Способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, музыки, отражающих значимость этого явления. Развивающие:Развивать умение анализировать музыкальные примеры, сравнивать их; Работать с учебником и дополнительной литературой. Воспитательные:Воспитывать патриотизм, любовь к Отечеству и уважение к своему народу, чувство гордости за свою Родину. Тип урока:Урок – изучение нового материала.Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, аудиозаписи.Ученики должны:Знать жанры музыкального и изобразительного искусства, в которых встречается колокольный звон; Понять значение колокола для русского человека; Уметь различать на слух виды колокольного звона. Ход урока:Определение темы урока У: Ребята, попробуйте отгадать загадку:Язык есть,Речей нет, А вести подает. (колокол)А теперь мы с вами заслушаем одно музыкальное произведение. (Звучит сюита С. Рахманинова «Светлый праздник» 4 часть).Подумайте, что лежит в основе этой музыки?Д: Колокольный звон.У: Какой инструмент подражает колокольному звону?Д: Фортепиано.У: Действительно, с помощью одного музыкального инструмента мы смогли услышать целый оркестр колоколов. Это и маленькие колокольчики, и большие колокола.Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?Д: О колоколах и колокольном звоне.Изучение нового материала. У: Правильно. Колокольный звон всегда был неотъемлемой частью духовной жизни народа. На колокола жертвовали, им давали имена. Звон сопровождал человека на протяжении всей его жизни. И, конечно, это находило отражение в народном творчестве. Каждый из вас, наверное, слышал колокольный звон. Скажите, одинаково ли они звучат?Д: Нет.У: В церкви различают 4 канонических звона. А какими они бывают мы с вами сейчас узнаем. Они зашифрованы и находятся в этих двух конвертах. Сейчас мы с вами разделимся на две группы и расшифруем названия колокольных звонов. (Делимся на группы, получаем конверты с двумя лишними словами).ХРАМ – 23, 18, 1, 14ГЛАС – 4, 13, 1, 19НАБАТ – 15, 1, 2, 1, 20БЛАГОВЕСТ – 2, 13, 1, 4, 16, 3, 6,19, 20ПЕРЕЗВОН – 17, 6, 18, 6, 9, 3, 16, 15ТРЕЗВОН – 20, 18, 6, 9, 3, 16, 15А теперь мы с вами найдем определения данных слов. (Работа со словарем).Ну а теперь давайте послушаем как звучат эти колокольные звоны. (звучат колокольные звоны).Колокольность – это важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола не могла не отразиться в музыкальных произведениях отечественных композиторов. Исключительное место занимает колокольность в творчестве С. Рахманинова. На слайде мы с вами видим Софийский Собор в г. Новгород. Сюда Серёжа вместе со своей бабушкой приезжал в церковные праздники, и здесь Сергей мог слышать колокольный звон. Давайте обратимся к учебнику и прочитаем воспоминания композитора о его детских впечатлениях. (страница 108)А сейчас мы еще раз обратимся к музыкальному фрагменту из сюиты – фантазии С. Рахманинова «Светлый праздник» и подумаем каким настроением наполнена эта часть произведения?Д: Радость, восторг, ликование.У: С каким православным праздником у вас ассоциируется это фрагмент? (Пасха)Какой вид колокольного звона использовал композитор? (трезвон).В основе прослушанной музыки лежат 4 ноты колокольного звона. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющею тему…Композитор лишь изменил чередование 4 знакомых нам нот, и сложилась иная музыка (тема «Слёзы»)- Что изменилось? Как звучит колокольный напев?(Музыка стала грустной, печальной).Сравнительная характеристика музыкальных произведений.ВЫВОД: Звучание колокольных звонов оставили глубокий след в душе композитора, что нашло отражение в его творчестве. И в этом мы с вами сегодня на уроке убедились.Еще один композитор, деятель искусств России и УкраиныВалерий Григорьевич Кикта также обращался в своём творчестве к церковным мотивам. Свою концертную симфонию для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской» он посвятил 1500-летию Киева. Несколько веков назад на Руси был возведен собор Святой Софии, украшенный мозаикой, фресками, орнаментом.Симфония состоит из 9 частей. Каждая часть – это образ новой фрески, возникающей перед взором композитора. Автор идет вдоль многовековых стен храма, он рассматривает возникающие передним живописные образы, и в его творческом воображении, они превращаются в образы музыкальные. Фрески живописные становятся фресками музыкальными.Кто знает, что такое «Фреска»? (выполняется по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей.)А что такое орнамент? (узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.)Давайте обратим внимание на следующий слайд. Что вы видите?Перед вами орнамент и нотный пример «Орнамента». (волнистые линии).Такой прием в музыке называется АРПЕДЖИО, где звуки воспроизводятся последовательно. (Звучит фрагмент «Орнамент»).С каким жанром русского музыкального творчества имеет сходство эта тема? (былин)Звучание какого музыкального инструмента имитирует композитор? (гусли)«Фрески Софии Киевской» - это своего рода большая инструментальная былина, которую композитор назвал «концертная симфония».Итак, мы с вами заслушали отрывок из произведения В.Кикты и отрывок из произведения С.Рахманинова. Что их объединяет? (обращаются к народным источникам, используют прием имитации).Рефлексия Ну а сейчас для вас итоговое задание.«Вставь нужное слово»Колокола – это символ…. (России). Колокольный …. (звон) всегда был частью духовной жизни…. (народа). Различают ….. (4) канонических звона. Колокольный звон в один колокол за другим поочередно, начиная с самого большого – это ….. (перезвон). Музыкальные инструменты, как и голос человека, могут …. (имитировать) колокольный звон. Красота звучания …. (колокола) отразилась в разных музыкальных произведениях русских композиторов. Неотъемлемой чертой русской музыки является ….. (колокольность).Вывод: на примере творчества русских композиторов (Кикта и Рахманинов) можно сделать вывод, что каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к духовным ценностям. Именно такая музыка становится близкой ипонятной.Домашнее задание Знать определения, найти песни в интернете, в которых поётся о колокольных звонах.