Публикации Правовые аспекты развития цифровой экономики в России

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Правовые аспекты развития цифровой экономики в России
Автор: Шингалиева Виктория Александровна

Правовые аспекты развития цифровой экономики в РоссииСовременный темп жизни диктует нам свои условия, под которые общество и государство должно подстраиваться, чтобы быть всегда «наплаву» и соответствовать условиям новой реальности. Цифровизация всех отраслей нашей жизни уже не выглядит как чтото новое, а принимается как само собой разумеющееся, ведь растущий объем информации, колоссальные информационные массивы, базы данных, цифровые технологии требуют и соответствующий инструмент управления. Мы не будем давать оценку происходящей цифровизации, так как во всех новых процессах всегда есть и плюсы, и минусы. В своей статье мы разберем правовое сопровождение активного процесса цифровизации экономики России. Цифровая экономика – новое понятие для нашей страны. Постиндустриальное общество требует современного подхода к решению задач в сфере экономики страны и бизнеса. Именно поэтому государство предпринимает шаги по разработке федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, которые включают в себя механизмы реализации цифровой экономики на практике. Ведь в первую очередь, задача создания цифровой экономики – непрерывная работа административно-правовой цепочки правоприменения ее в нашей жизнедеятельности. Важной задачей является также защита прав человека и реализация грамотного законодательного инструментария в сфере цифровой экономики. В нашей стране цифровая экономика стоит на пути прогрессивного развития, а правовую составляющую и государственную поддержку ей дает, в первую очередь, Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 года № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации»». Это Распоряжение обращено на создание необходимых условий для успешного развития и функционирования цифровой экономики в нашей стране. Стремительно развивающиеся технологии в нашем информационном обществе, в том числе в качестве финансового средства, являются сейчас предметом всеобщего обсуждения. Проблематика построения структуры цифровой экономики стоит на контроле у органов власти. Такие понятия, как «биткойн», «криптовалюта» теперь рассматриваются на государственном уровне. И всему этому явлению требуется правовая окраска, чтобы соблюсти права и интересы всех участников технологического процесса. Цифровая экономика – результат всеобщего использования информационных технологий. Для того, чтобы в правовой среде определить этому новому явлению законное место, надо сначала решить некоторые вопросы, связанные с формированием нормативно-правовой базы для сферы цифровой экономики. Разберемся, что же это за вопросы? Во-первых, надо четко понять, в каких отраслях какие правоотношения будут регулироваться – в финансовой, гражданской и т.п. Во-вторых, нужен единый структурированный законодательный акт и разработанный комплекс норм права и институтов, которые войдут в гражданскую отрасль права, налоговую и так далее. Именно так цифровое право сможет закрепиться в законодательной системе, и все сделки с цифровыми правами и деньгами будут урегулированы на государственном уровне. Существует Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, которая утверждена Указом Президента РФ от 01.12.2016 № 642, где были зафиксированы трудности, с которыми наша экономика столкнулась в условиях инноваций. Таким образом, нужно было вносить изменения в законодательную базу, чтобы оптимизировать процесс внедрения цифровой экономики в нашу жизнь. В 2018 году были подготовлены два важных альтернативных законопроекта. Первый – проект федерального закона № 419059-7 «О цифровых финансовых активах» - дает определения таким цифровым активам, как криптовалюта и токен, законодательно закрепляет вид договора, заключаемый в электронной форме – смарт-контракт. Второй – проект федерального закона № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (о цифровых правах) – был внесен депутатами В.В. Володиным и П.В. Крашенинниковым [1, с. 165]. В проект федерального закона № 424632-7 предполагалось зафиксировать основные моменты, при помощи которых можно было бы контролировать рынок новых объектов экономических правоотношений и создать условия в рамках права для проведения сделок в цифровом пространстве, а также предоставить защиту прав субъектам этих отношений. Но Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства не посодействовал в принятии обоих этих проектов в связи с тем, что наша система еще просто не готова к таким нововведениям. В связи со всеми вышеперечисленными доводами, мы понимаем, что сейчас жизненно необходим процесс ускорения правовой точности и четкости в вопросах цифровизации экономики. Нам не обойтись без строгих формулировок и определений, категорирования отраслей цифровой экономики и жесткого правового регулирования на законодательном уровне. Нельзя позволить пробелам в сфере управления цифровой экономики отразиться на правах субъектов общественных отношений. Ведь, таким образом, могут пострадать граждане, добросовестно соблюдающие закон, а с другой стороны, это дает возможность развитию различных нелегальных схем уклонения от налогов и тому подобные действия. Сегодня трудности правового регулирования цифровой экономики выходят за рамки нашей страны, так как большинство крупных интернетплощадок реализуют свою деятельность в том числе и в других странах. Цифровые объекты не стоят на месте, они постоянно развиваются. Криптовалюта пользуется все бо́льшим спросом, и все перспективнее видится ее развитие в экономике мира. Этот процесс уже трудно остановить, поэтому и надо дать ему правовую определенность. В заключении считаем необходимым отметить, что в нашем обществе все отношения являются очень подвижными, они постоянно видоизменяются. Соответственно, адаптируется к этим изменениям и законодательство. В такой модели управления – это гарантия результативности и качества. Закон обязан подстраиваться под перемены в социальной, экономической и политической жизни страны. Надеемся, что и в случае с цифровой экономикой, в скором времени мы увидим положительные сдвиги в правовом регулировании и государственной поддержке этой молодой и перспективной отрасли. Список литературы 1. Смирнов Д.А., Боташева Л.Э. К вопросу о правовых аспектах развития цифровой экономики // Журнал Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. №3 (47). URL: (дата обращения: 28.11.2022). 2. Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 г. № 1632-р // Собрание законодательства РФ. 2017. № 32, ст.5138. 3. О Стратегии научно-технического развития Российской Федерации: указ Президента РФ от 01.12.2016 г. № 642. URL: (дата обращения: 28.11.2022). 4. О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации: экспертное заключение Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по проекту федерального закона № 424632-7. URL: (дата обращения: 28.11.2022). 5. О цифровых финансовых активах: экспертное заключение Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства по проекту федерального закона № 419059-7. URL: (дата обращения: 28.11.2022).