Публикации Организация отдыха самбистов (Программа туристического похода)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация отдыха самбистов (Программа туристического похода)
Автор: Сергей Викторович Кречкин

Программатуристско-краеведческого водного похода«Амурский сплав - 2024»АВТОРы ПРОГРАММЫ:Преподаватели-организаторы ОБЖ МБОУ «СОШ смурзет»Кречкин С.В МКОУ «СОШ ск-Никольское» Баранов В.П ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТАПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Назовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога, что день, проведённый ребёнком среди рощ и полей… стоит многих недель, проведённых на учебной скамье. К.Д. УшинскийСитуация с состоянием здоровья детей и подростков приобрела за последние годы настолько трагический характер, что о ней заговорили не только врачи и педагоги, проблема эта стала волновать представителей широкой общественности и политиков.До 80% первоклассников приходят в школу, имея нарушения состояния здоровья. К моменту окончания школы число таких детей увеличивается до 90%! Поздно бить тревогу и заниматься исследованиями, необходимо предпринимать энергичные меры для изменения сложившегося положения. Одним из реальных, давно опробованных путей, не требующих крупных вложений средств, является туризм.Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края — своей малой родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как о важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки занимающихся к действиям в условиях экстремальных ситуаций.Растущая отчужденность между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда стояла в центре внимания педагоги ческой науки, всего общества, т. к. любовь к Родине, стремление к ее процветанию являлись основой могущества государства. Решение этой проблемы сегодня - одно из условий вывода страны из экономического и социального кризиса.Одной из важных форм обучения, воспитания и оздоровления учащихся, разумного использования их свободного времени является туристско-краеведческая деятельность.В настоящее время летняя занятость детей в Октябрьском районе находится на достаточно высоком уровне. Различные виды и типы лагерей прекрасный отдых для ребят. Но предлагаемая нами форма досуга для ребят является новой, а значит интересной и занимательной - водный туризм. Знакомство с краем, смена обстановки, самостоятельность, коллективизм - вот далеко не полный перечень положительных факторов сплава. Походная жизнь отучает от потребительского отношения, труд каждого направлен для пользы общего дела, вырабатывается характер.Педагогически правильно организованная туристская деятельность есть средство всестороннего развития личности. Она позволяет ввести растущего человека в поле родной культуры, в духовную атмосферу того места, с которого начинается его судьба.Эффективное использование средств туризма и краеведения в условиях летнего оздоровительного сезона дает возможность шире познакомить школьников с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории, культуры, приобщиться к исследованию родного края в разных формах — от простейших описаний до серьезных исследовательских работ.Плюсами этой программы является то, что в ней принимают участие ребята старших классов, которые уже не идут в пришкольные и обычные лагеря и, как правило, в летний период предоставлены сами себе, а ведь это так называемая «группа риска»; расширяются знание о родном крае, некоторые ребят бывали за границей, отдыхали на Юге, а о красоте родных мест знают лишь понаслышке. Подготовка к путешествию начинается с комплектования групп. Многолетняя практика участия в таких походах показывает, что команда может состоять из 10-15 человек. Это количество определено не случайно: рассчитано по количеству мест в лодках, нужно ли оказать помощь, преодолеть возникшее естественное препятствие, поставить укрытие, приготовить пищу и т.д. - это легче сделать, если в команде не более 15.В данном же случае, мы намереваемся совершить водный поход протяженностью до 100 км.Целью путешествия является не установление рекордов и преодоление препятствий, а оздоровление ребят (путешествие по реке). Основными задачами достижения этой цели будут: учебно-спортивные и прикладные (ориентирование, преодоление водных миль, организация бивака, приготовление пищи); развитие навыков и умений, полученных на уроках ФК, ОБЖ, географии, биологии и т.д.; формирование экологической культуры (любовь к природе, умение гармонично вписываться в ее среду, природосберегающие и природоохранные мероприятия). Обычно цель похода для многократно участвующих в походах и новичков заключается в успешном прохождении маршрута и овладении элементарными туристическими навыками. Этой цели будем придерживаться и мы.ЦЕЛЬ ПРОВЕДЕНИЯ ВОДНОГО ПОХОДАСоздание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, укрепления нравственного и физического здоровья.ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ ВОДНОГО ПОХОДА:ОБУЧАЮЩИЕ 1. Совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения, закрепление на практике теоретического материала из курса школьной программы по географии, биологии, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности из раздела «Туристские навыки и умения»2. Ознакомление учащихся с историей освоения, флорой, фауной и ихтиофауной Октябрьского района, воспитание бережного отношения к природному и культурному наследию родного края.3. Приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.РАЗВИВАЮЩИЕ4. Совершенствование нравственного и физического воспитания учащихся, воспитание эко - и этнокультуры.5. Формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма6. Формирование отношений сотрудничества в детском коллективе и во взаимодействии со взрослыми.ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ7. Создание условий для реализации творческих возможностей детей,8. Воспитание нравственной экологической культуры, изучение и сохранение культурного наследия региона.9. Организация разностороннего и развивающего отдыха детей.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫПРОВЕДЕНИЯ ВОДНОГО ПОХОДАПри создании данной комплексной программы мы опирались наследующие педагогические идеи и принципы:
  • осуществление целостного подхода к воспитанию;
  • соответствие содержания возрастным особенностям учащихся;
  • деятельностный подход;
  • формирование социально приемлемых интересов и потребностей детей и подростков.
  • Водный линейно-радиальный поход - особая организационная форма деятельности в полевых условиях, в процессе которой выполняются определенные задания. Характер и тип заданий определяются профилем похода (этнографическая, экологическая, орнитологическая, поисковая и т. д.). Результаты похода имеют практическое значение.Организационной основой водного линейно-радиального похода являются 1 туристический отряд от каждой школы - временное детское объединение, созданное для реализации поставленных задач. Численность каждого отряда – 10-15 подростков в возрасте от 12 до 17 лет и учителей (родителей).Программа включает в себя теоретическую и практическую образовательную части, направленные на овладение туристскими знаниями, умениями, навыками. Имеет ярко выраженную физкультурно-оздоровительную направленность. Предполагает формирование у детей психолого-адаптивных качеств, при тесном контакте с окружающей средой, расширяет границы их кругозора и представления о родном крае. Учит выживать в природных условиях, не нанося ущерба и урона; максимально использовать природосберегающие технологии.Теоретическая часть1. Вводная подготовкаЗнакомство с комплексной программой проведения водного линейно-радиального похода — чем полезен и интересен поход.Масштаб карты (линейный, числовой). Умение определять расстояние на карте. Знание условных знаков карты (20-25 знаков). Компас и его устройство. Что такое азимут. Правила ТБ на воде.2. Краеведческая подготовкаОктябрьский район ЕАО. Изучение истории. Географическое положение, рельеф, климат. Проблемы охраны и сохранения природного единства в зонах отдыха и туризма. Практические работы с картами региона. Составление паспорта похода или паспорта объекта.Охрана природы. Наиболее интересные места для проведенияпоходов. Географические особенности Октябрьского района.3. Подготовка и проведение походовПодготовка к многодневному походу: принципы подбора группы, распределение обязанностей, оформление маршрутной документации.Групповое и личное снаряжение. Основные требования к нему. Подготовка снаряжения к путешествию. Состав ремонтного набора. Порядок получения и сдачи снаряжения. Проведение учебных тренировок по гребле и спасению утопающих.Значение правильной организации питания. Калорийность пищи. Примерный набор продуктов для похода. Составление меню и раскладок.Организация питания в походе (знать нормы закладки продуктов на одного человека). Упаковка и транспортировка продуктов. Режим питания в походе. Приготовление пиши в походных условиях. Водно-солевой режим.4. Техника безопасностиОсновные меры предосторожности при движении по воде на надувной лодке, передвижение по лесу. Основные меры безопасности в условиях плохой видимости, грозы, ветра при выборе мест для бивака. Действия в аварийной ситуации. Транспортировка пострадавшего.Практическая часть1. Подготовка и проведение похода, организация бивака, приготовление пищиПодготовка личного снаряжения к походу (ремонтный набор, аптечка). Организация питания в походе. Организация похода (обязанности участников, строй и порядок движения). Опасности в походе (при движении на воде, пересечении рек, связанные с растениями, ядовитыми насекомыми, пресмыкающимися, связанные с рельефом и плохой погодой). Правила разведения костра. Приспособления для приготовления пищи. Алгоритмы выживания в условиях природной среды2. Самоконтроль и доврачебная медицинская помощьПодгонка обуви как предотвращение потертостей, мозолей. Умение оказать помощь при наминах, потертостях, мозолях, при повреждениях кожи, растяжениях мышц, вывихе сустава. Первая помощь при термических и солнечных ожогах, ожогах растениями. Состав минимальной аптечки для похода. Умение накладывать простейшую повязку на ногу, руку. Умение организовать транспортировку пострадавшего.3. Зеленая аптекаЗнание и умение отличать в гербарии, на рисунках, в походе, лекарственные и опасные растения. Применение 5-6 растений. Знание и умение отличать опасные и ядовитые растения, грибы. Использование и применение полезных и съедобных растений. Заготовка лекарственных растений.4. Туристская техникаВязка узлов. Наведение переправы. Построение временного укрытия. Ориентирование. Управление маломерным судном. Подъем спортивным способом. Спуск спортивным способом. Переправа по бревну. Преодоление условного «болота». Изучение и способы подачи знаков бедствия.5. Самодеятельная песняСамодеятельная песня — история возникновения и развития. Умение исполнять в коллективе несколько туристских песен. Умение исполнять в коллективе несколько туристских песен. Знание популярных туристских песен.6. Основы фотоделаВыбор экспозиции и ракурса. Пейзажная съемка. Съемка на тренировках и соревнованиях. Выпуск ежегодного фильма о водном походе.7. Оформление походной документацииЗнакомство с правилами организации и проведения туристских походов. Составление сметы, плана похода. Подбор картографического материала. Оформление походных документов.8. Формы организации досуговой деятельностиКонкурсы, соревнования, беседы, диспуты. Ежедневные мероприятия
  • Сплав по реке на лодках.
  • Рыбная ловля.
  • Ведение дневника.
  • Вечерняя рефлексия (очень полезное дело, зная, что вечером придется высказываться, ребята начинают осмысливать происходящее в течение дня, анализировать обстановку и принятые в этой обстановке решения, оценивать действия свои и товарищей.)
  • Сбор материалов о путешествии. Фотографическая и видео съемка.
  • Подвижные и спортивные игры.
  • Творческие и интеллектуальные вечера.
  • Разучивание песен у костра.
  • Утилизация мусора.
  • Полевой туристический лагерь кроме всего прочего - это отличная возможность для экологического воспитания детей. Постоянное наблюдение за природой вырабатывает у детей понимание, что человек - составная ее часть, а его организм зависит от состояния окружающей среды.Кроме приобретения практических навыков, дети учатся правилам общежития и поведения в разновозрастном коллективе, умению подчинять свои личные интересы интересам группы.9. Закон жизни при проведении водного линейно-радиального похода 1) «Закон един - говорит один».2) «Закон братства»: наша сила - в коллективе, равнодушие и лень - наши враги; не жди, когда тебя позовут на помощь, не дай в обиду слабого и младшего.3) «Закон справедливости»: честность и доброта - залог настоящей дружбы; не ищи благодарности за доброе дело; лучшая награда - чувство, что ты нужен людям.4) «Закон долга»: каждому делу – кусочек сердца; обещал - выполни; начал дело - окончи.5) «Закон правой руки»: поднятая рука - просьба выслушать; крик - доказательство бессилия; умей признать себя неправым.6) «Закон похода»: в труде и опасности - первая помощь младшим, больным и девочкам, но в походе нет иждивенцев; у костра найдется дело каждому, ищи его сам; помоги людям понять и полюбить природу.7) «Закон инициативы и самостоятельности»: не жди, когда работа найдет тебя - ищи ее сам; прежде чем пробовать что-либо, рассчитай свои силы; умей сам делать себе хорошее настроение; слов «нет», «не хочу», «не буду» - не знаем! 8) «Закон на воде»: крик - это сигнал о помощи, а не игра.10. Легенда водного путешествияКаждая команда сплава имеет свою особую мотивацию, то есть нести в себе определенные элементы сюжетно-ролевой игры. Помимо тех целей и задач, которые ставятся перед педагогическим коллективом программой: патриотическое воспитание, развитие социально-значимых качеств у ребят, оздоровление и физическое развитие подростков, краеведческая работа и так далее, во время каждой новой смены сами педагоги разрабатывают каждый раз новую легенду туристической кампании. Легенда должна представлять собой выражение сверхзадачи, которая ставиться перед всеми участниками экспедиции.Так во время первой сверхзадачей для ребят, двигающихся по маршруту экспедиции, это поиск и нанесение на карту всего пути кампании. Поскольку некоторые участники сплава являются первопроходцами, то им будет вменяться в обязанности запись всех сложных, опасных мест на карте маршрута, выбор наиболее оптимального режима и пути движения.Для следующих легенда уже меняется. Теперь ее участники должны изучить флору и фауну того бассейна реки, по которому проходит их маршрут движения. Собрать ее образцы, составить карту растений данного, знакомство с животным миром, анализ экологической обстановки на ней.Важным элементом повседневной жизни туристического лагеря являются дежурства, которые будут распределятся среди ребят. Дежурство включает в себя кухонные работы, костровые мероприятия и т.д. 11. Физкультурно-оздоровительная работа в течение сменыФизкультурно-оздоровительная деятельность во время сплава является одним из важнейших направлений программы. Причин этому несколько. Во-первых, в настоящее время одной из серьезных медицинских проблем молодежи является общее ослабление иммунитета, т.е. защитных сил организма. Во-вторых, современные молодые люди все реже и реже бывают на природе, более привычной средой для них становится компьютерный мир, телевизор. В-третьих, к сожалению, Россия сейчас не в силах содержать эффективную систему бесплатного здравоохранения, что наносит огромный удар по здоровью нации. Все это усугубляется такими бедами, как наркотики, алкоголь, курение.Конечно, программа не может решить такую глобальную проблему, как здоровье всего подрастающего поколения, но она в силах помочь хотя бы небольшому количеству подростков.Походы и путешествия способствуют улучшению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, повышению сопротивляемости организма к заболеваниям, укреплению мускулатуры. Пребывание на свежем воздухе, воздействие солнца, воды и дозированных физических нагрузок, разнообразие впечатлений во время путешествия нормализует деятельность центральной нервной системы, восстанавливает силы, повышает работоспособность. Таким образом, туризм, где используются активные средства передвижения, приносит наибольшую пользу здоровью.12. По завершении водного похода участники должны знать:- порядок организации и проведения похода;- поведения вне населенных пунктов, вопросы экологии, туризма;- основы туристской техники;- основы топографии и ориентирования;- иметь общие представления об истории Октябрьского района, географических особенностях и ближайших окрестностях;- иметь общие представления о самоконтроле и доврачебной медицинской помощи.- опасные и ядовитые растения, растущие в наших окрестностях.13. По завершении водного похода участники должен уметь:- передвигаться по реке и тропам в составе группы;- организовать походный быт, составлять раскладку продуктов;- преодолевать несложные естественные препятствия, владеть приемами самостраховки;- ориентироваться по карте и компасу на несложном полигоне по спортивному ориентированию;- составить описание похода или паспорт краеведческого объекта;- оказывать элементарную медицинскую помощь.- несколько туристских песен;- опасные и ядовитые растения, растущие в регионе, основные лекарственные растения, которые можно использовать в походе;- основные принципы фотографии, репортажной и пейзажной фотосъемки.КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕС каждым туристическим отрядом работают учитель ОБЖ школы с привлечением родителей учащихся и учителей: руководитель, в задачу которого входит обеспечение выполнения программы сплава, административно-хозяйственная работа. Он отвечает за: материально-техническое обеспечение, организацию питания, жизнь и здоровье отдыхающих; зам. руководителя, осуществляющий безопасную жизнедеятельность и продвижение отряда по маршруту, учебно-познавательная и воспитательная деятельность. Отвечает за: выполнение программы лагеря, содержание программы по направлениям, жизнь и здоровье отдыхающих.Отряд в условиях экспедиции полностью подчиняется распоряжениям своих руководителей, что не исключает наличия системы детского самоуправления, высшим органом которого является общее собрание отряда.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  • Решение проблемы занятости детей и подростков в летний период.
  • Профилактика безнадзорности и правонарушений.
  • Оздоровление детей и подростков через проведение туристско-краеведческой, спортивной деятельности.
  • Организация культурного досуга детей и подростков.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫДля верного воплощения на практике целей и задач, поставленных в программе водного линейно-радиального похода, а также пояснения некоторых специфических моментов специально подготовлено описание механизма реализации данного проекта.
  • Подготовительный этап:
  • - разработка программы проведения водного похода;- разработка маршрута движения;- подбор кадров;- проведение рекламно-информационной компании, привлечение детей и их родителей к участию в предлагаемом походе;- знакомство с подростками, пожелавшими принять участие в реализации программы (анкетирование, социальные опросы); - формирование сплоченного коллектива детей и подростков, теоретическое обучение участников;- создание материальной и методической базы для реализации программы;- разработка документации, сбор медицинских справок (допуск школьного врача) и страховок жизни и здоровья.- согласование с ФСБ, ГИМС и МЧС;Природа подростка требует, чтобы общество, коль оно рассчитывает на него, в свою очередь считалось с его личными стремлениями, предоставляя каждому возможность свободно проявлять себя. Однако зачастую подрастающее поколение не может грамотно распорядиться своей свободой и приходит к анархии. Воспитать в будущем гражданине понятие о долге и чувство собственного достоинства, помочь приобрести навыки внутренней дисциплины, а также закалить физически, научить мужеству и натренировать ловкость - таковы основные задачи данной программы.Непосредственно, перед началом многодневного сплава в первые дни (предположительно от трех до пяти дней), мы специально выделили специальный подготовительный период. Во время, которого проводится особая работа по подготовке участников кампании к жизни в походных условиях, а также по обучению знаниям, умениям и навыкам туристического дела, и в частности, водного туризма. Поскольку во время движения по реке будут использоваться специальные средства, оборудование и походное снаряжение, такие как надувные лодки, для спуска по рекам, индивидуальное средство спасения на воде (спасательный жилет) и другие, то особое внимание в ходе подготовки участников компании будет уделяться освоению именно этих средств.Весь курс обучения делится на два этапа: теоретический и практический. В дальнейшем участники многодневного похода будут получать новые знания, совершенствовать свои умения и навыки по туристическому делу, однако, основные, базисные познания они получают в подготовительный период. В учебном плане наибольшее количество времени уделяется практическим занятиям, на которых оттачиваются знания полученные участниками кампании во время уроков, посвященных теории.Во время подготовительного периода огромное значение имеет установление строгой дисциплины среди участников похода, которая должна присутствовать во время учебных занятий и во время непосредственного движения по туристическому маршруту. Поскольку от установившейся дисциплины во многих случаях может зависеть жизнь и здоровье участников проводимой кампании. Программа обучения специального подготовительного периода заканчивается сдачей зачета каждым участником многодневного похода, задания которого будут проверять их теоретические и практические знания. Обучение осуществляется силами собственных педагогических кадров, которые непременно имеет необходимый туристический опыт, позволяющий вести обучающий процесс и участвовать в прохождение туристического маршрута. К процессу обучения также привлекаются медицинские работники, которые раскрывают темы тех занятий, где внимание уделяется специальным медицинским знаниям по охране жизни и здоровья участников кампании. Могут привлекаться работники ГИМС, ФСБ и МЧС.Во избежание конфликтных ситуаций в среде подростков и преодоления стрессовых моментов во время их участия в кампании следует привлечь к работе с ними психолога, который сыграет важную роль в воспитательном процессе подростков, а также проведет эмоциональную подготовку ребят к предстоящим трудностям, которые возникнут во время прохождения туристического маршрута. Результатом работы по данному направлению станет хорошо обученный, самостоятельный коллектив. Каждый участник раскроет свои индивидуальные способности, закрепит нормы поведения в коллективе, которые помогут ему и в дальнейшем, во время всего периода взросления. 2. Основной этап:- сплочение ребят и педагогов, создание разновозрастного экспедиционного отряда;- знакомство и распределение обязанностей;- знакомство режимом походного дня, порядком движения;- проведение первоначальной подготовки, проведение зачета из курса ОБЖ по разделу «Туристические навыки и умения»;- закупка продуктов, медикаментов, канцелярских товаров и т.д.;- выезд в окрестности реки;- проверка плавсредств и средств спасения; - торжественное открытие похода, поднятие флага России, посещение памятного места на пограничной заставы имени Федько. - старт в союзное;- реализация программы проведения водного линейно-радиального похода и выполнение календарного плана мероприятий;- финиширование в с. Нагибово, торжественный спуск флага похода.
  • Заключительный этап:
  • - ремонт, консервация и сдача инвентаря; - проведение совещания об итогах деятельности, анализ результатов деятельности;- подготовка пакета документов по результатам анализа с рекомендациями для дальнейшей работы по данному направлению;- подготовка сюжетов, фотоматериалов и статей для освещения данной работы на страницах газеты, телевидения, сайтах школ.УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
  • Наличие квалифицированных педагогов, имеющих опыт проведения туристских походов, соревнований, экскурсий и т. д.;
  • Согласование с органами пограничной службы;
  • Взаимосвязь теории с практической работой;
  • Наличие достаточного количества туристского снаряжения;
  • Финансирование перечисленных мероприятий.
  • МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫДля реализации программы предполагается использовать, родительские взносы, спонсорскую помощь.ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТВ результате реализации данной программы:
  • Выработка активной гражданско-патриотической позиции;
  • Приобретение знаний, умений и навыков в области туристско-краеведческой и экологической деятельности;
  • Углубление знаний о природе территории родного края;
  • Выбор жизненных ориентиров по отношению к экологическим проблемам;
  • Выработка устойчивой потребности к здоровому образу жизни и формам активного отдыха
  • У детей и подростков повысится возможность приобретения социального опыта, коммуникативных навыков, морально-волевых качеств (самостоятельность, смелость, трудолюбие, коллективизм и т.д.), тем самым произойдет отвлечение от опасностей улицы и внедрение в мир товарищества, доброты и взаимопомощи;
  • Привлечение детей и подростков к труду, как к необходимой и очень важной составляющей жизни, через постоянное обеспечение себя в природном комплексе.
  • Получение знаний о специфике службы в рядах Пограничных войск;
  • Карта похода.Старт от с. Союзное – Финиш с. Нагибово