Публикации Доклад: «Виды и типы уроков по ФГОС в начальной школе».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Доклад: «Виды и типы уроков по ФГОС в начальной школе».
Автор: Дворянинова Татьяна Анатольевна

Доклад: «Виды и типы уроков по ФГОС в начальной школе».Существуют разные подходы к определению типов учебных занятий, но учителю необходима такая классификация уроков, которая реально отражала бы образовательные цели и обеспечивала оптимальное построение процесса обучения в связи с изучением той или иной темы.Целесообразно построить типологию учебных занятий, исходя из структуры процесса усвоения учащимися знаний.Целесообразно построить типологию учебных занятий, исходя из структуры процесса усвоения учащимися знаний.Типология уроков по ФГОС в начальной школе.На комбинированном уроке необходимо реализовать все этапы усвоения знаний, что практически неосуществимо в силу ограниченности времени (всего 40-45 мин.). Следовательно, такой урок бывает перегружен дидактическими задачами, которые учитель часто не успевает выполнить. Отсюда возникает вопрос об эффективности комбинированного урока. Восприятие – предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств, и требует сосредоточенности внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии большое значение имеет субъектный опыт школьников.Педагогические задачи учителя:
  • актуализировать субъектный опыт учащихся;
  • новый материал давать законченными в смысловом отношении частями-блоками;
  • в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное (выделить главное);
  • повторить содержание основного блока.
  • Осмысление – предполагает понимание учащимися изучаемого учебного материала.В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.Педагогические задачи учителя:
  • проанализировать с учащимися воспринятое;
  • выделить алгоритм – строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого;
  • дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;
  • содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;
  • провести рефлексию познавательных действий школьников.
  • Запоминание — предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.
  • Известно, что можно понять то или иное явление, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание.
  • Педагогические задачи учителя:
  • выяснить, что учащиеся еще не поняли;
  • выявить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и организовать деятельность по их устранению;
  • определить, что учащиеся должны запомнить;
  • организовать деятельность учащихся, направленную на поиск своих примеров, комментирующих сущность изучаемого материала;
  • выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации.
  • Применение – предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.Педагогические задачи учителя:
  • определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;
  • обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий;
  • использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.
  • Обобщение и систематизация – предполагают сведение изученного в единую систему.Педагогические задачи учителя:
  • связать полученные ранее знания с новым учебным материалом;
  • обеспечить формулирование учащимися философских выводов;
  • использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;
  • инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и своего субъектного опыта.
  • Типы и виды уроков по ФГОС в начальной школеВиды уроков по ФГОС в начальной школе: традиционные и унифицированные определения.Интерактивный режим – все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Ученики выступают здесь как субъекты учения, то есть учащиеся.  Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.Второй вариант работы в интерактивном режиме – информационные потоки двусторонние (диалог), ученик выступает в постоянно флуктуирующем субъектно-субъектном отношении относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным элементом. Режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа или консультация.Экстраактивный режим – все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для лекции. Иногда такой режим называют пассивным, так как научение имплицируется активностью обучающей среды.Более подробную информацию Вы сможете найти в книге «Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности» издательства Планета.