Публикации
Конспект урока по русскому языку: «Части речи». 4 класс.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по русскому языку: «Части речи». 4 класс.
Автор: Дворянинова Татьяна Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по русскому языку: «Части речи». 4 класс.
Автор: Дворянинова Татьяна Анатольевна
Конспект урока по русскому языку: «Части речи». 4 класс.Цели:Актуализация знаний по частям речи. Развитие умения отличать части речи от состава слова; тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте. Воспитание доброты, чувства дружбы, коллективизма. Формируемые УУД:Познавательные:определять части речи и обосновывать своё мнение; определять морфологические признаки частей речи; классифицировать объектов по выделенным признакам. Коммуникативные:согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; адекватно использовать речевые средства для представления результата. Регулятивные:постановка учебной задачи; оценивание качества усвоения материала. Личностные: Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности.Тип урок: урок развития умений и навыков.Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. 1 ч.; мультимедийный проектор; карточки для индивидуальной работы.Ход урокаI. Организационный момент- Ребята, у нас сегодня обычный урок, но к нам пришли гости.Итак, друзья, внимание.Ведь прозвенел звонокСадитесь поудобнее- Начнем скорей урок! II. Актуализация опорных знаний1. Работа в тетрадяхПальчиковая гимнастикаДвадцать третье октября. Классная работа.2. Минутка чистописания- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.Большой – маленький Сухой - ? Война - ? Глубокий - ? Старый - ? Твёрдый - ? Запись буквосочетаний м мм3. Словарный диктантКаникулы, пассажир, багаж, календарь, горизонт, хозяйство, библиотека, комбайнёр, хозяин, шофёр, костюм, железо, пассажирский.4. Взаимопроверка(Слайд 2)5. Оценивание0 ошибок – оценка «5» 1-2 ошибок – оценка «4» 3- 5 ошибок – оценка «3» Более 5-ти ошибок – оценка «2» III. Самоопределение к деятельности- Послушайте сказку.Жили-были в стране Русского языка разные слова. Одни из них называли предметы: солнце, река, трава, птица, ветер. И назывались эти слова? (Существительными.)Другие - все время задавали вопросы Существительным: «Что делает?», «Что сделает?», и заставляли предметы действовать - солнце светит, река течет, трава шумит, птицы поют. В этой стране слова-действия называли? (Глаголами.)Были еще и очень любопытные, которые интересовались: «А солнце какое?», «Река какая?», «Ветер какой?» - называли признаки и украшали нашу речь - солнце яркое, река быстрая, трава зеленая, птицы звонкие. И эти слова называли? (Прилагательными).А также в этой стране жила очень странная семья. У них у всех были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и существительное сундук – он, золото – оно, семья – она. (Местоимение).И когда они не могли всех сосчитать за обеденным столом к ним в гости приходила, та которая знала все обо всем, например, сколько людей в стране, сколько земель и замков, их порядок. И конечно же это? (Числительное)Благодаря этим словам люди научились выражать и передавать свои мысли, чувства, из них состоит речь Человека, поэтому и называют их ЧАСТЯМИ РЕЧИ.- Назовите тему нашего урока.- Части речиДавайте определимся с нашими целями на урок.(Повторим части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи).III. Работа по теме урока1. Составление кластера «Части речи»- На какие 2 большие группы можно разделить слова русского языка?Перечислите самостоятельные части речи?Перечислите служебные части речи?2. Работа в группахВспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Отгадать часть речи и подготовить ответ по плану. Каждой группе дается 5 минуты для сбора информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (Ответ готовят по плану.) учебник стр. 68-69, доп. материалПлан выступления.Часть речи. Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Морфологические признаки. Роль в предложении. Местоимение, числительное - совместно3. Работа по определению частей речи - Запишите слова.- Что можно сказать о этих словах?- Какой частью речи они являются? Как определить? Что для этого нужно сделать? (задать вопрос)V. ФизкультминуткаНазываю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное - в сторону, глагол - хлопок.(Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать).VI. Продолжение работы по теме1. Разбор предложенияСоставьте предложение, в котором слово ученый будет отвечать на вопрос КТО?Какой частью речи оно будет являться?Разберем это предложение по членам предложения.2. Послушайте внимательно отрывок из произведения А.С.Пушкина и определите, какой частью речи является слово «ученый»?У лукоморья дуб зеленый,Златая цепь на дубе томИ днем и ночью кот ученыйВсе ходит по цепи кругом.3. Работа с учебником1. Распознавание частей речи устно (с.67, упр. 111).2. Выполнение упражнения, вставить подходящие по смыслу предлоги и союзы (с. 67, упр. 112)3. Запись нового словарного слова Двенадцать 4. Закрепление изученногоИгра “В свои ворота”Учитель диктует слова,1-я группа записывают только имена существительные, 2-я группа - имена прилагательные, 3-я группа - глаголы. Грустный, огурцы, рисует, ковер, светлая, пятый, играют, ученик, долго, автобус, лисица, три, лечил, мягкое, капуста, шьет, длинный, отлично.Индивидуальная работа. Для тех кто быстро справился с заданием – карточки!Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются.VII. Подведение итогов1. РефлексияЧто мы с вами изучили на уроке?Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось… Была ли достигнута цель урока? 2. Оценивание3. Домашнее заданиеРезервное заданиеИгра называется «Третий лишний».Из данных 3-х слов надо выбрать одно лишнее и записать его с новой красной строки. затем определить какой частью речи оно является.Зима, зимний, зимовье.Чистота, чистить, чистка.Грязь, грязнуля, грязнить. прил. гл. гл.Зимний, чистить, грязнить.И вновь у нас есть «Третий лишний». Найдите слово и разберите его по составу.ЗимнийЗим – кореньн – суффиксий – окончаниезимн - основа