Публикации Конспект урока по русскому языку: «Части речи». 4 класс.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект урока по русскому языку: «Части речи». 4 класс.
Автор: Дворянинова Татьяна Анатольевна

Конспект урока по русскому языку: «Части речи». 4 класс.Цели:
  • Актуализация знаний по частям речи.
  • Развитие умения отличать части речи от состава слова; тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.
  • Воспитание доброты, чувства дружбы, коллективизма.
  • Формируемые УУД:Познавательные:
  • определять части речи и обосновывать своё мнение;
  • определять морфологические признаки частей речи;
  • классифицировать объектов по выделенным признакам.
  • Коммуникативные:
  • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;
  • адекватно использовать речевые средства для представления результата.
  • Регулятивные:
  • постановка учебной задачи;
  • оценивание качества усвоения материала.
  • Личностные: Уметь использовать, приобретенные знания и умения в практической деятельности.Тип урок: урок развития умений и навыков.Оборудование: Учебник по русскому язык 4 класс Канакина В.П., Горецкий В.Г. 1 ч.; мультимедийный проектор; карточки для индивидуальной работы.Ход урокаI. Организационный момент- Ребята, у нас сегодня обычный урок, но к нам пришли гости.Итак, друзья, внимание.Ведь прозвенел звонокСадитесь поудобнее- Начнем скорей урок!  II. Актуализация опорных знаний1. Работа в тетрадяхПальчиковая гимнастикаДвадцать третье октября. Классная работа.2. Минутка чистописания- Внимательно посмотрите на слова. Выявите закономерность, с помощью которой подобраны пары.
  • Большой – маленький
  • Сухой -           ?
  • Война -          ?
  • Глубокий -    ?
  • Старый -      ?
  • Твёрдый -      ?
  • Запись буквосочетаний м  мм3. Словарный диктантКаникулы, пассажир, багаж, календарь, горизонт, хозяйство, библиотека, комбайнёр, хозяин, шофёр, костюм, железо, пассажирский.4. Взаимопроверка(Слайд 2)5. Оценивание
  • 0 ошибок – оценка «5»
  • 1-2 ошибок – оценка «4»
  • 3- 5 ошибок – оценка «3»
  • Более 5-ти ошибок – оценка «2»
  • III. Самоопределение к деятельности- Послушайте сказку.Жили-были в стране Русского языка разные слова. Одни из них называли предметы: солнце, река, трава, птица, ветер. И назывались эти слова? (Существительными.)Другие - все время задавали вопросы Существительным: «Что делает?», «Что сделает?», и заставляли предметы действовать - солнце светит, река течет, трава шумит, птицы поют. В этой стране слова-действия называли? (Глаголами.)Были еще и очень любопытные, которые интересовались: «А солнце какое?», «Река какая?», «Ветер какой?» - называли признаки и украшали нашу речь - солнце яркое, река быстрая, трава зеленая, птицы звонкие. И эти слова называли? (Прилагательными).А также в этой стране жила очень странная семья. У них у всех были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и существительное сундук – он, золото – оно, семья – она. (Местоимение).И когда они не могли всех сосчитать за обеденным столом к ним в гости приходила, та которая знала все обо всем, например, сколько людей в стране, сколько земель и замков, их порядок. И конечно же это? (Числительное)Благодаря этим словам люди научились выражать и передавать свои мысли, чувства, из них состоит речь Человека, поэтому и называют их ЧАСТЯМИ РЕЧИ.- Назовите тему нашего урока.- Части речиДавайте определимся с нашими целями на урок.(Повторим части речи и их признаки, научимся распознавать изученные части речи).III. Работа по теме урока1. Составление кластера «Части речи»- На какие 2 большие группы можно разделить слова русского языка?Перечислите самостоятельные части речи?Перечислите служебные части речи?2. Работа в группахВспомним все, что мы знаем о частях речи. Для этого разделимся на группы. Отгадать часть речи и подготовить ответ по плану.  Каждой группе дается 5 минуты для сбора информации. Затем каждая группа выступит с сообщением. (Ответ готовят по плану.) учебник стр. 68-69, доп. материалПлан выступления.
  • Часть речи.
  • Что обозначает?
  • На какие вопросы отвечает?
  • Морфологические признаки.
  • Роль в предложении.
  • Местоимение, числительное - совместно3. Работа по определению частей речи - Запишите слова.- Что можно сказать о этих словах?- Какой частью речи они являются? Как определить? Что для этого нужно сделать? (задать вопрос)V. ФизкультминуткаНазываю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное - в сторону, глагол - хлопок.(Весна, идёт, осень, жёлтые, зелёные, поднять, опустить, новый, школа, учатся, дружные, цирк, прыгать).VI. Продолжение работы по теме1. Разбор предложенияСоставьте предложение, в котором слово ученый будет отвечать на вопрос КТО?Какой частью речи оно будет являться?Разберем это предложение по членам предложения.2. Послушайте внимательно отрывок из произведения А.С.Пушкина и определите, какой частью речи является слово «ученый»?У лукоморья дуб зеленый,Златая цепь на дубе томИ днем и ночью кот ученыйВсе ходит по цепи кругом.3. Работа с учебником1. Распознавание частей речи устно (с.67, упр. 111).2. Выполнение упражнения, вставить подходящие по смыслу предлоги и союзы (с. 67, упр. 112)3. Запись нового словарного слова Двенадцать  4. Закрепление изученногоИгра “В свои ворота”Учитель диктует слова,
  • 1-я группа записывают только имена существительные,
  • 2-я группа - имена прилагательные,
  • 3-я группа - глаголы.
  • Грустный, огурцы, рисует, ковер, светлая, пятый, играют, ученик, долго, автобус, лисица, три, лечил, мягкое, капуста, шьет, длинный, отлично.Индивидуальная работа. Для тех кто быстро справился с заданием – карточки!Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются.VII. Подведение итогов1. РефлексияЧто мы с вами изучили на уроке?
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Мне захотелось…
  • У меня получилось…
  • Была ли достигнута цель урока?
  • 2. Оценивание3. Домашнее заданиеРезервное заданиеИгра называется «Третий лишний».Из данных 3-х слов надо выбрать одно лишнее и записать его с новой красной строки. затем определить какой частью речи оно является.Зима, зимний, зимовье.Чистота, чистить, чистка.Грязь, грязнулягрязнить.  прил.              гл.              гл.Зимний,    чистить,     грязнить.И вновь у нас есть «Третий лишний». Найдите слово и разберите его по составу.ЗимнийЗим – кореньн – суффиксий – окончаниезимн - основа