Публикации Формы реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанников с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанников с ОВЗ
Автор: Аббасова Ольга Елмаровна

Формы реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанников с ОВЗ Аббасова О.Е. МБДОУ «Детский сад №59 «Ягодка», г. Тамбов, Abbasova.olga.1982@mail.ruКлючевые слова: Индивидуальный образовательный маршрут, инклюзия, социализацияВ основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, воспитатель, логопед, музыкальный руководитель, врач, др.Некоторые методы и формы, которые используются при составлении индивидуального образовательного маршрута, направленного на освоение социального опыта, социализацию, включение в жизнь общества.Познавательное развитиеОзнакомление с окружающей действительностьюРазвитие высших психических функцийОбобщение первичных представлений об осени по существенным признакам сезона. Формирование представлений о многообразии природных явлений осенью, о сезонных изменениях в природе. Расширение представлений об овощах, фруктах, грибах, ягодах, местах их произрастания, цвете, форме, размере. Обобщение и расширение представлений по теме «Я и моя семья»Развитие зрительной, осязательной памяти.Развитие избирательности,концентрации внимания.Развитие зрительного, цветового восприятия, восприятия величины, воссоздающего воображения; развитие наглядно-образного мышления.Формирование умения классифицировать; формирование умения понимать схематическое изображение, создание новых образов на основе образа - схемы; учить детей устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность сюжета.«Найди в ряду предметов два одинаковых»«Разрезная картинка»«Что изображено на картинке?» «Чудесный мешочек» «На что похоже?»«Раскрась картинку»«Запомни, какого цвета предмет» «Загадки и отгадки» «Собери все овощи»«Кто где живет?» «Мама, папа, я- дружная семья!» «Мамы и их детеныши»«Учимся договариваться»«Четвертый лишний»Социально-коммуникативное развитиеФормирование позитивного образа «Я» и позитивного отношения к окружающимФормирование адекватной самооценкиФормирование коммуникативных навыков и возрастной формы общенияПовышение уверенности в себе, развитие чувства доверия к окружающему миру, снятие защитных реакцийУмение выражать свои эмоциональные состояния; развивать групповую сплоченность; Формирование умения у детей благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение Формирование умения регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.Развитие способности понимать эмоциональное состояние других людей и умение адекватно выражать собственное.Развитие умения работать в команде, оказывать поддержку сверстникамИгра «Красивое имя»Игра «Эхо»Игра «Комплименты»Игра «Ожерелье из листьев»Игра «Книга моих желаний» Игра «Закончи предложение»Пантомимический этюд на выражение эмоции радости.«Вот свернулся еж в клубок»«Сидит белка на тележке»Игра «Паутина»Игра-драматизация «Подарок на всех»Игра-драматизация «Лисичка со скалочкой»Физическое развитиеФормирование произвольной саморегуляцииРазвитие и совершенствование двигательных умений, координации движений, ориентировки в пространстве.Развитие мелкой моторики, зрительно-моторных координацийСнятие психоэмоционального, мышечного напряженияРазвитие интереса к выполнению графических упражненийРазвитие ловкости пальцев рук, скоординированности их движенийРазвитие моторной ловкости, тактильной чувствительностиУпражнение «Волшебная радуга» Игра «Замри»Релаксационное упражнение «Сон в лесу»Упражнение «Сенсорная тропа»Упражнение «Волшебный дождь»Игра «Гусеница»Игра «Раздувайся, пузырь»Игра «Запомни свою позу»Игра «Пройди лабиринт»Таким образом, для внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры, обладающие необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ. Литература:1.Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / под ред. Т.Н. Гусевой. - М.: Центр «Школьная книга», 2010.2.Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.