Публикации
«Особенности диагностики музыкальных способностей детей на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности диагностики музыкальных способностей детей на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования»
Автор: Агапова Марина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности диагностики музыкальных способностей детей на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования»
Автор: Агапова Марина Владимировна
Агапова М.В.Особенности диагностики музыкальных способностей детей на занятиях фортепиано в условиях дополнительного образования.В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями обычно понимают следующие три: музыкальный слух, чувство ритма и музыкальную память. Музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Они возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребёнка, изначально конечно, в самых примитивных формах этой деятельности. Раннее проявление музыкальных способностей, несомненно, является одним из показателей хорошей музыкальной одарённости, однако никак нельзя считать, что отсутствие таковых проявлений в какой-либо мере говорит о немузыкальности ребёнка. Во-первых, возможность раннего проявления музыкальных способностей зависит не только от задатков ребёнка, но и от степени «музыкальности» того окружения, в котором он проводит свои первые года жизни. Во-вторых, у многих детей музыкальные данные впервые начинают развиваться лишь в результате планомерной педагогической работы, и это ни в коем случае не свидетельствует о их слабости.Необходимо диагностировать индивидуальные особенности музыкального слуха и памяти каждого учащегося, преобладание у него мелодического или гармонического слуха, степень чистоты интонации, скорость реакции. Важно помнить, что нормальный ход развития музыкального слуха предполагает одновременное развитие и «внешней» его стороны, то есть ощущения и восприятия музыкального материала, и «внутренней» его стороны, то есть музыкально-слуховых представлений. Чисто «внешнего» музыкального слуха не бывает. Самый основной признак музыкального слуха – ощущение музыкальной высоты – теснейшим образом связан с интонированием звука голосом, которое может развиваться только при условии наличия слуховых представлений, то есть внутреннего слуха, поэтому так важно на начальном этапе обучения не только проигрывать пьесы с учеником, но и пропевать их.На начальном этапе диагностики и последующей работы с учеником необходимо выяснить качество ритмических навыков: восприятие и воспроизведения метрических долей в произведении; различение двух- и трёхдольности; различение ритмических групп по акцентам, по рисунку; точность воспроизведения ритма мелодии. Узнать, каково качество внутренних слуховых представлений: наличие способности внутреннего пения, адекватность внутреннего пения реальному звучанию. Определить качество музыкальной памяти: преобладание кратковременной или долговременной, или их сочетание; объём запоминаемого материала; скорость запоминания; степень соотношения слуховых, зрительных, моторных типов музыкальной памяти.Основной целью диагностики музыкальных способностей является знакомство с уровнем развития ребёнка, с его первоначальным комплексом музыкальных данных, которые будут являться стартом для дальнейшего развития и корректировки гармоничного потенциала ученика.Начальное обучение детей музыке обычно состоит из двух периодов: подготовительного и начальных классов, в течение которых развиваются музыкальные данные ребёнка, когда он уже непосредственно обучается игре на инструменте. В основе развития музыкальных данных детей лежит их интерес, проявляемый к звукам, причём не к любому сочетанию звуков, а только к цельной и ясной мелодии (песенке, мотиву), вызывающей у ребёнка либо эмоциональное переживание, либо образное представление, создающее то или иное настроение. Работа за инструментом ставит перед учениками много новых, незнакомых задач: правильная посадка за инструментом, постановки рук, изучения клавиатуры, ключей и нот, способов звукоизвлечения, умения считать в размере, соблюдать ритмический рисунок. Всё это потребует от педагога анализа и дальнейшего развития рабочих способностей ученика: самодисциплины, трудолюбия, воли к преодолению трудностей, рациональности в труде, соблюдения режима занятий, а также изучения и развития моторно-двигательных навыков ребёнка на основе его индивидуальных данных: «рост-вес», гибкость суставов, длина рук, пальцев и их сила и цепкость, растяжка и независимость пальцевого удара и особенность прикосновения к клавиатуре. Но среди такого обилия решаемых задач в этот ответственный период важно не упустить основную – сохранить любовь к музыке и развить интерес к музыкальным занятиям. Это зависит от многих условий, среди которых главную роль играет личность педагога и его контакт с учениками. Занятие – это творческий процесс, не следует диктовать знания и умения, необходимо совместно их как бы заново открывать, делая интересными и волнующими самые элементарные задачи, тем самым, включая ученика в активную творческую работу.Неправильно разговаривать с ребёнком в духе безоговорочного приказа, строгого подчинения. При таком подходе основным состоянием ученика на уроке будет страх и скованность, боязнь сделать то, что педагогу не понравится. Не стоит часто подчёркивать ученику его недостатки. Педагог обязан найти у него положительные стороны (пусть даже самые незначительные) и в своей работе опираться на них, поощрять их и развивать.Разговаривая и рассуждая с учениками на равных нельзя забывать, что перед вами ребёнок, которому свойственен конкретный вариант мышления, поэтому каждая музыкальная задача должна быть выражена непосредственно в звуке, темпе и ритме, это и будет работой над художественно-музыкальным образом и над приобретением игровых приёмов. Система, включающая в себя основные принципы и главные задачи обучения, должны быть незыблемой. Методика же, определяющая пути к практическому решению этих задач, может быть разной. Чем опытнее педагог, тем больше он видит путей для различных индивидуальностей. От стремления исполнить пьесу до самого исполнения проходит известный промежуток времени, заполненный разучиванием, и чаще всего именно в этот период ослабевает интерес ученика к музыкальным занятиям. Ученикам хочется получать от музыки удовольствие и радость, но он не согласен достигать этого ценой длительной, нудной и однообразной работы. Путь один наполнить процесс разучивания осмысленными, интересными и доступными ученику задачами, а время занятий проходило незаметно, на этой основе можно развить концентрацию внимания и интерес ученика. Педагог должен использовать в работе с учениками яркие и разнообразные мелодии, а также пьесы, близкие детям по музыкальным образам и настроениям, которые научили бы понимать и переживать музыку различного характера – весёлую, грустную, торжественную, танцевальную и т.д. Таким образом, будут созданы условия для естественной концентрации внимания ребёнка и проявления у него, так называемой «слуховой наблюдательности». Список использованной литературы.Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия/сост.-ред. А.Е. Тарас. – М.: АСТ; Мн: Харвест, 2005. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: академия развития, 1997. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. Методическое пособие. – Москва, Советский композитор, 1989. Музыкальный слух: Теория и методика развития и совершенствования/С.Е. Оськина; Д.Г. Парнес – 2-е изд.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. О.П.Радынова Музыкальное воспитание дошкольников – М., 1994. Б.М.Теплов Психология музыкальных способностей - М., 2008.