Публикации Семинар-практикум «В здоровом теле-здоровый дух» в средней возрастной группе, как средство повышения педагогической компетентности родителей.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семинар-практикум «В здоровом теле-здоровый дух» в средней возрастной группе, как средство повышения педагогической компетентности родителей.
Автор: Ширина Ольга Анатольевна


Семинар-практикум В здоровом теле, здоровый дух в средней возрастной
группе, как средство повышения педагогической компетентности родителей
Выполнила. Ширина О. А.
воспитатель
ГБОУ СОШ пгт Петра Дубрава СП
Детский сад Созвездие, г.о.
Самара
Тема: В здоровом теле, здоровый дух
Форма проведения: семинар-практикум
Аудитория родители средней возрастной группы
Количество участников: воспитатель и 17 родителей
Задачи:
1. Повысить педагогическую грамотность родителей в вопросе здоровья сбережения;
2. Формировать ответственное отношение родителей к своему здоровью и здоровью своих детей;
3. Обучить родителей конкретным приёмам оздоровления: дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, профилактика плоскостопия;
Информационно-техническое обеспечение: объявление в социальной сети на сайте в группе ВК и в группе о предстоящем проведении семинара практикума, памятка Комплекс гимнастик для оздоровления детей, спортивное оборудование для упражнений. Провести предварительное анкетирование за 2 дня перед семинаром Какое место занимает физкультура в вашей семье, анкета для родителей, музыкальный центр.
Материалы и оборудование: бумага, фломастеры, мяч. анкета, плакат Азбука
здоровья
Логика проведения:
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на семинаре- практикуме. Тема Здоровье детей в наших руках.
Начну с притчи: Жил был мудрец. К нему все шли за советом, все его уважали. Но был один завистник. Он говорил всем: Мудрец не такой уж и умный. Я могу это доказать. Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму её в руках и спрошу у него, что у меня в руках: живое или не живое? Если он ответит: не живое, я выпущу её. Если он скажет: Живое, я задавлю её и он будет не прав. Завистник на глазах у толпы подошёл к мудрецу с зажатой в руке бабочкой и спросил: Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое? Всё в твоих руках! ответил мудрец.
Актуальность этой темы в наши дни очевидна. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни первостепенные задачи для всех нас. Здоровье вашего ребёнка зависит не только от физкультурно- оздоровительной работы в детском саду, но и от условий жизни в семье, так как семья - среда, где закладываются основы здорового образа жизни. Сегодня вы станете участниками семинара практикума, где получите практические советы и рекомендации, которые помогут вам вырастить своих детей здоровыми.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей.Предлагаю вам во внимание анкету, цель анкеты - проанализировать работу детского сада по укреплению здоровья детей и снижению их заболеваемости. Прошу Вас искренне ответить на предложенные вопросы (подчеркнуть выбранный Вами ответ) Приложение 2
Так что же такое здоровый образ жизни по вашему мнению?
Я предлагаю вам поиграть в игру Передай мяч, но мы не просто будем
передавать мяч, а называть, по вашему мнению, составные части здорового образа жизни. (Высказывания родителей записываются на ромашку здоровья).
Вот такая у нас получилась ромашка. Вы назвали основные составляющие компоненты здорового образа жизни.
Когда же начинается обучение ЗОЖ? Начало обучения здоровому образу жизни у детей начинается с того, что они берут пример с собственных родителей. Накануне была проведена анкета, с целью определить какое место занимает физическая культура в вашей семье.
Проведя анкетирование родителей, я сделала такие выводы:
Семьи, посвящающие большое время спорту 43%, семьи, посвящающие спорту небольшое количество времени 33%, семьи, не уделяющие спорту времени 24%. После проведённых выводов будем стараться как можно больше привлекать Вас к физической культуре.
Здоровье, а также здоровый образ жизни имеют несколько правил. Какие по вашему мнению? (выслушать мнение родителей)
Каждое наше утро должно начинаться с положительных эмоций и тогда день обязательно принесёт вам хорошее настроение. Проснувшись, нельзя резко вставать с постели, необходимо подготовить организм к переходу от сна к бодрствованию. Нужно постепенно пробуждаться, спокойно потянуться в
кровати.
Для этого существуют хорошие упражнения, которые мы делаем с детьми после сна. Предлагаю Вам сделать упражнения всем вместе.
1. Левую ногу тянем пяткой вперёд, левую руку тянем вверх вдоль туловища на вдохе.
2. Тянем правую ногу пяткой вперёд, правую руку вверх вдоль туловища на вдохе.
3. Лежа на спине. Тянем обе ноги пяточками вперёд и обе руки вверх вдоль тела. 4. Стоя на четвереньках, прогибаем и выгибаем спину Кошка (3-5 раз).
Все знают, что гимнастика комплекс упражнений, которые проводятся с целью настроить организм на работу и хорошее настроение. Лучше всего упражнения выполнять под бодрящую музыку.
Ежедневная лёгкая физическая активность с утра улучшает процессы кровообращения в организме не только у детей, но и у взрослых.
Упражнения для профилактики плоскостопия.
Какие, по вашему мнению можно использовать упражнения? (Мнения родителей)
* Ходьба на носках, сохраняя хорошую осанку (голову держать прямо, немного прогнуться, руки на пояс).
* Ходьба на внешней стороне стопы - пальцы поджаты вовнутрь при ходьбе, стопы ставить параллельно друг другу.
* Ходьба на ребристой доске, по массажному коврику, по мешку с камнями.
* Ходьба на месте, не отрывая носки от пола, одновременно стараясь поднимать
выше пятки.
* Ходьба боком по палке, по толстому шнуру, обручу.
* Перекаты с пятки на носок.
* Ходьба перекатом с пятки на носок. Корпус держать прямо, голову не опускать, положение рук произвольное. Энергичный подъём на носок, толкаясь пяткой.* Катать палку диаметром 3 см. вперёд назад, (бутылки, горка с деревянными дисками).* Приподниматься на носки и опускаться на всю стопу из положения ступни.
* Параллельно, пятки раздвинуты, большие пальцы вместе. *Подняться на носки и выполнять приседание, держась за опору.
Правильная и красивая осанка ключ к здоровью. Неправильная осанка очень плохо сказывается на работе всего организма. Предлагаю вам несколько упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях.
Упражнения для формирования и коррекции осанки.
*Ходьба и бег с мешочками, деревянными кубиками, резиновым кругом на
голове.
*Шаги из положения, стоя у стены.
*Наклоны, повороты напряжения и расслабление мышц из положения, сидя на
камнях.
"Вхождения в образ медведя, слона, бабочки, зайчика, расслабления мышц
спины.
Волшебный мешочек
Родители стоят на противоположных сторонах площадки. Родители идут, перешагивая через препятствия с мешочком на голове, передают его другому. Повторяют то же самое, пока вновь не поменяются местами.
После физической нагрузки самое время провести упражнения для дыхания. С помощью правильного дыхания человек накапливает и восстанавливает жизненную энергию. Правильно дышать значит защитить себя от болезней.
Проводится упражнение на дыхание.
Подуем на плечо,
Подуем на другое.
Нас солнце горячо
Пекло дневной порою.
Подуем на живот -
Как трубка станет рот. Ну а теперь на облака,
И остановимся пока.
И повторим мы все опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
М. Картушина.
Делать вдох и на выдохе выполнять поворот головы по команде из
стихотворения. Повторить 2-3 раза.
Предложить вниманию родителей комплекс дыхательной гимнастики и
гимнастики для глаз для ознакомления. (Приложение 3,4)
Уважаемые родители!
Народная мудрость гласит: Здоровье за деньги не купишь.
Сегодня вы стали участниками семинара-практикума В здоровом теле, здоровый дух. Надеюсь, что это время было проведено с пользой для вас и вы запомнили правила здорового образа жизни, и будете пользоваться ими постоянно. Мы заканчиваем встречу и хотелось бы чтобы вы оценили наш семинар смайликом для оценки полезная информация была для Вас или нет. Спасибо за понимание и сотрудничество. А теперь фото на память.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ приложение 1
"КАКОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ ФИЗКУЛЬТУРА В ВАШЕЙ СЕМЬЕ"
1. Ф.И.О., образование, количество детей в семье.
2. Кто из родителей занимается или занимался спортом? Каким?
3. Есть в доме спортивный снаряд? Какой?
4. Посещает ли ваш ребенок спортивную секцию? Какую?
5. Установлен ли для Вашего ребенка режим дня? (Да, нет)
6. Соблюдает ли ребенок этот режим? (Да, нет)
7. Делаете ли вы дома утреннюю гимнастику?
о Мама (да, нет),
о папа (да, нет),
о взрослый вместе с ребенком (да, нет).
о Регулярно или нерегулярно.
8. Соблюдает ли Ваш ребенок дома правила личной гигиены (моет руки перед
едой, после туалета, умывается, чистит зубы, моет ноги и т.д.)?
9. Гуляете ли Вы с ребенком после детского сада? (Да. Нет, иногда)
10. Виды деятельности ребенка после прихода из детского сада и в выходные
дни:
• Подвижные игры
• Спортивные игры
• Настольные игры
• Сюжетно-ролевые игры
• Музыкально-ритмическая деятельность
• Просмотр телепередач
• Конструирование
• Чтение книг.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ приложение 2
1. Часто ли, на Ваш взгляд, болеет Ваш ребёнок?
Да нет
2. Причины болезни:
• недостаточное физическое развитие, воспитание ребёнка в детском саду;
• недостаточное физическое воспитание в семье;
• и то и другое;
• наследственность, предрасположенность.
3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можете следить за
правильным развитием ребёнка?
Да частично нет
4. На что, на Ваш взгляд, должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребёнка?
• Соблюдение режима;
• рациональное, калорийное питание;
• полноценный сон;
• достаточное пребывание на свежем воздухе;
• здоровая, гигиеническая среда;
• благоприятная психологическая атмосфера;
• наличие спортивных и детских площадок;
• физкультурные занятия;
• закаливающие мероприятия.
5. Какие закаливающие процедуры, на Ваш взгляд, наиболее приемлемы для ребёнка?
• Облегчённая форма одежды для прогулок;
• облегчённая одежда в группе (носки, короткий рукав);
• обливание ног водой контрастной температуры:
• систематическое проветривание группы
• прогулка в любую погоду;
• полоскание горла водой комнатной температуры и ниже;• умывание лица, шеи, рук до локтя водой комнатной температуры
6. Знаете ли вы, как укреплять здоровье ребёнка?
Да частично нет
7. Нужна ли Вам помощь в этом детского сада?
Да частично нет
Комплекс дыхательной гимнастики приложение 3
Вы читаете стихотворение, ребёнок
выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть наруки, вдох) У мышки - очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука
III-III-III)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках).
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3-4 раза.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево губы трубочкой и подуть).
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голо направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, вы через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и
опустив голову.
Пчёлка сказали: Жу-жу-жу (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим...)
Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Предложите малышу покосить траву: ноги на ширине плеч, руки опущены. Вы читаете стишо а ребёнок, произнося зу-зу машет руками вле - выдох, вправо вдох.
Зу-зу, зу-зу,
Косим мы траву.
Зу-зу, зу-зу,
И налево взмахну. Зу-зу, зу-зу
Вместе быстро, очень быстро
Мы покосим всю траву.
Зу-зу, зу-зу.
Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками,
повторить с начала 3-4 раза.
Встать прямо, ноги врозь, руки
опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить тик- так.
Повторять 10-12 раз.
Сесть, кисти рук сложить в трубочку, поднять почти вверх. Медленно выдыхая, громко произносить п-ф-ф. Повторить 4-5 раз.
Комплекс гимнастики для глаз приложение 4
Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них. 2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
Профилактические упражнения для глаз
-15 колебательных движений глазами по горизонтали справа-налево, слева-
направо.
-15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз, вниз-вверх.
-15 вращательных движений глазами слева-направо.
-15 вращательных движений глазами справа-налево.
-15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую стороны- восьмерка.
Руки за спинку, головки назад
Руки за спинку, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим - на парту гляди. (Вниз.)
И снова наверх где там муха летит? (Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
(По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
Комплекс специальных упражнений для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
3.Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем
раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз
4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счёт 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 16. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3-4 раза.
6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх налево-вниз,
потом прямо вдаль на счет 1-6. Затем налево-вверх
посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Комплекс упражнений для глаз На море
(Под медленную спокойную музыку.)
1. Горизонт
направо-вниз и
1-4 - чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом.) линию горизонта
(на море) слева-направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5 8-
2. Повторить линию горизонта справа-палево.
Лодочка
чертим лодочку (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону.
3. Радуга
чертим радугу (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5-8 - повторить движения счета 1-4 в другую сторону.
4. Солнышко
1-8. На море солнышко
движение, голова прямо.
чертим солнышко (круг вправо), глаза повторяют
Затем можно повторить упражнение в другую сторону.
Приложение 5
Памятка для родителей Компоненты здорового образа жизни
1. Рациональный режим дня.
2. Систематические физкультурные занятия (занятия спортом)
3. Закаливание.
4. Сбалансированное правильное питание.
5. Благоприятная психологическая обстановка в семье, дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение
досугов и др.