Публикации
Молодой педагог: индивидуальная траектория профессионального развития»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Молодой педагог: индивидуальная траектория профессионального развития»
Автор: Динара Ринатовна Старыгина
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Молодой педагог: индивидуальная траектория профессионального развития»
Автор: Динара Ринатовна Старыгина
Старыгина Динара Ринатовна, мастер производственного обученияКГБ ПОУ «Комсомольский на Амуре колледж технологий и сервиса»г. Комсомольск-на-АмуреКлючевые слова: педагог, личная траектория развития, рефлексия, атмосфера доверия, творческое осмысление.Аннотация: В статье представлен опыт личностного и профессионального саморазвития педагога образовательного учреждения, средства и условия, способствующие развитию профессиональных качеств современного преподавателя среднего профессионального образования.Когда человек не знает,к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным.СенекаПрофессионально-личностное развитие педагога среднего профессионального образования определено прежде всего потребностью общества, процессами формирования принципиально новой, современной культуры педагогического труда. Современные приоритеты образовательной практики заставляют меня, как молодого педагога обратиться к поиску технологий, форм средств профессионально- личностного развития. «Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить», – писал В. М. Лизинский. Педагога в формулу «знания – умения – навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. Я убеждена в том, что чем интереснее для студента учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. Если успешность зависит от интереса, то чем же определяется самый интерес? Нередко интересы связывают с эмоциями. «Что интересует моих студентов? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что бы узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но из опыта, я поняла, лучше всего – создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. С позицией ФГОС ОО востребован преподаватель нового педагогического мышления, современный, молодой, который полон вдохновения творить, делиться своими идеями, владеющий навыками рефлексии,способный модернизировать содержание образовательного процесса посредством критического, творческого осмысления и применения на практике достижений науки и педагогического опыта. Очевидно, такое представление о современном преподавателе среднего профессионального образования предполагает его личностное развитие, понимаемое как непрерывный процесс осмысления собственной деятельности, способ её сосуществования, самореализации, самосовершенствования, рационализация своей деятельности. Вместе с тем, анализ образовательного процесса СПО показал очевидное противоречие между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения: высока потребность педагога в не прерывном развитии на рабочем месте, но даже опытные педагоги, делясь свои профессиональным опытом, затрудняются в выборе техник, условий создания позитивного образовательного пространства, которое обеспечило бы успешное и результативное профессионально- личностное развитие.Осознание педагогом профессиональных затруднений и личностных проблем, самооценка уровня профессионально- личностного развития, осознание смысла развития в профессии приводит учителя к обоснованию и выдвижению индивидуальной цели и определению индивидуального образовательного маршрута профессионально- личностного развития. Индивидуальный образовательный маршрут или траектория может определиться смыслом педагога относительно собственного продвижения в профессиональном и личном саморазвитии.Начав преподавательскую работу, я столкнулась с трудностями выбора образовательная траектории. Это важно, понять и определить для себя свой образовательный путь, удовлетворяя потребности в образовании, в получении квалификации в данной области, в интеллектуальном, физическом и нравственном развитии с учетом сформированности интересов и склонностей. Цель индивидуального образовательного маршрута– развитие молодого педагога, получение новых знаний, опыта, Педагогический опыт КГБ ПОУ «Комсомольский- на- Амуре колледж технологий и сервиса» г. Комсомольска-на-Амуре показывает, что повышению профессионально– личностного развития педагога способствует создание индивидуального образовательного маршрута, определяющего уровни компетенций. Уровневое содержание индивидуального образовательного маршрута, определяющего уровни компетенций сформировано на основе требований к базовым специальным и новым компетенциям молодых педагогов( таблица 1 )Индивидуальный образовательный маршрут создается педагогом согласно технологии продуктивного обучения В.А Хуторского. 1-ый этап. Самоопределение: «Куда идти и с какой целью мне туда идти. Зачем? Занятия должны быть интересными полезными для моих учеников»– эти мысли постоянно волновали меня. Расшатывание собственных стереотипов и осмысление собственного опыта, поисков жизненных смыслов. Самодиагностика профессиональных и личностных проблем, самооценка уровня профессионально- личностного развития. Обоснование и выдвижение индивидуальной цели, определение путей, ее достижения. Это все, с чем мне пришлось столкнуться в первые месяцы работы преподавателем.2-ой этап. Составление индивидуального образовательного маршрута в соответствии с тремя уровнями компетенций.Благодаря методической службе колледжа, опытным коллегам, студентам, был сделан выбор оптимальных направлений и видов деятельности, средств достижения поставленной цели, выбор методов, технологий и форм профессионально -личностного развития определение формы самоконтроля.Таблица 13-ий этап. Реализация. Этап практического воплощения намеченного маршрута. Для меня, это прежде всего создание позитивного образовательного пространства для всех участников образовательного процесса, включая все сферы (личностную, духовно- нравственную, физическую, интеллектуальную. эмоционально– волевую). Мне важно, что бы каждый студент понимал, что он нужен! В своей педагогической деятельности я пробую разные методики преподавания, такие как словесные методы, в виде лекций, наглядные, в виде просмотра видеоматериалов, практические, обучение через создание проблемных ситуаций, занятия в виде деловой игры, работы в парах, образовательных тренажерах. Для меня является очевидным, что каждая методика индивидуальна. Как и каждая образовательная группа колледжа. Поэтому моя задача– выбрать максимально доказательную и оптимальную методику преподавания. Зачем? Для того что бы каждый студент был заинтересован в получении знаний и понимал, что он нужен! Индивидуальное образовательное пространство педагога имеет свои границы, свои очертания в соответствии с «зоной ближайшего профессионального развития». Это персональный путь педагога к немеченой цели. Для меня очевидно, что этап реализации проходит через активные и интерактивные формы: педагогический марафон, квест, дискуссия, практико- ориентированный семинар, мастер- класс, клуб по интересам, сетевой проект; технологи: игровые, рефлексивные, проблемные, кейс- технологии и другие. Важно, чтобы запланированные формы и технологии содержали рефлексивную основу как показатель способности к самоанализу и саморазвитию.4-тый этап. Рефлексивный анализ. Проводится с целью корректировки индивидуального образовательного маршрута. Самоанализ, педагогическая рефлексия позволит установить соответствие поставленной цели и достигнутого результата. Главное на данном этапе – не нарушить непрерывность самосовершенствование и определить стратегии дальнейшего самообразования.Рефлексией называется понимание самого себя и другого человека с помощью разума, логики, слова/Мотивы профессионального самопознания могут быть разные, но впервую очередь педагог познает себя для того, чтобы существенно улучшить свою деятельность, личностно вырасти, добиться в труде более значимых результатов.Важно констатировать, что профессиональное самосознание педагога– это процесс осознания себя в качестве личности и одного из основных субьектов профессиональной деятельности. В структуру профессионального входит постижение педагогов норм, правил, а также моделей собственной деятельности, в ходе которой формируется профессиональное мировоззрение; самооценивание педагогом своих отдельных качеств и действий, где принято выделять некоторые основания: принятие своей педагогической деятельности; эмоциональное отношение и оценка педагогам своей специфики работы, способность к действиям на основании самосознания.Педагог- это ключевая фигура системы образования. Развитием его профессионализма, нравственной культуры и проявления креативности определяются любые успехи, как в сфере образования, так и в развитии общества в целом.Современный молодой педагог, влюбленный в свою профессию, составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим, передавая как эстафету опыт жизни исторического прошлого общества перспективному молодому поколению студентов системы среднего профессионального образования. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:Галеева, Н.Л. Развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих требования ФГОС (Электронный ресурс)/ Н.Л. Галеева.– Режим доступа: http: edu.1 september.ru. Давлятшина, О.В. Проектирование маршрутов НМС ПРЛ педагогов в общеобразовательной организации. (Текст)/ О.В. Давлятшина// Управление образованием.– 2017.– № 3.– с. 73-85. . Поташник, М.М. Как помочь учителю в освоении ФГОС. (Текст): метод.пособие/ М.М. Поташник, М.В. Левит.-М.: Педагогическое общество России, 2014.-320 с. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом современного педагога (Текст): метод.пособие/ М.М. Поташник.-М.: педагогическое общество России, 2011.-448 с.