Публикации «Основы законодательства в сфере дорожного движения»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Основы законодательства в сфере дорожного движения»
Автор: Московских Александр Александрович

муниципальное автономное образовательноеучреждение дополнительного образования«Центр детского творчества»Конспект занятия Тема: «Обзор законодательных актов.Общие положения.Основные понятия и термины»Группа первого года обучения юношеской автомобильной школы МАОУДО «ЦДТ» Педагог дополнительного образования - Московских А.А. г. Биробиджан 2024 годКонспект занятияпо теме: «Обзор законодательных актов. Общие положения.Основные понятия и термины».Дата проведения: 19.04.2024 г. Раздел программы: Основы законодательства в сфере дорожного движения.Группа 1 года обучения Тип занятия: изучение нового материала.Форма занятия: лекция.Цель: формирование у обучающихся мотивации к изучению основных законодательных актов в сфере дорожного движения.Задачи:Образовательные:1. Дать представление о происхождении и развитии нормативных актов и правил, устанавливающих порядок передвижения на дорогах.2. Познакомить с понятием об основных терминах, применяемых в Правилах дорожного движения.Воспитательные:1. Формировать у обучающихся жизненно необходимые качества, ответственность, внимательность, коллективизм.2. Формировать социально-защищенную личность водителя путем повышения мотивации к изучению предмета («грамотный водитель - защищенная личность»).Развивающие:1. Формировать у обучающихся положительные методы учебно-познавательной деятельности, интереса, творческой инициации, активности.Методические приемы: организационные, логические, технические.Время занятия: 45 минут.Место: специализированный учебный кабинет с компьютером, видеопроектором.Вид занятия: групповое.Метод проведения: объяснительно-иллюстративный.Учебно-материальное обеспечение: компьютер, видеопроектор, презентация. Ожидаемый результат:Усвоение основных нормативных актов, действующих в законодательстве о дорожном движении, основных понятий и терминов, действующих в правилах дорожного движения Российской Федерации.Литература для педагога:1. Правила дорожного движения Российской Федерации.2. Комментарий к ПДД РФ и Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Литература для учащихся:1. Правила дорожного движения Российской ФедерацииХод занятия.1. Организационный этап (5 минут):- приветствие группы, отметка присутствующих по списку, проверка готовности к занятию;- объявление темы и цели занятия;- обсуждение задач занятия (совместно с обучающимися).2. Этап изучения нового материала (15 минут).Изложение нового материала ведется в следующей последовательности:- Закон о безопасности дорожного движения, Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Закон об охране окружающей среды, Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО).- Значение Правил в обеспечении порядка и безопасности дорожного движения. Общая структура Правил. Основные понятия и термины, содержащиеся в Правилах.В ходе обзора законодательных актов педагог рассказывает, когда они вводились, о порядке внесения изменений в эти акты. Особо акцентирует внимание обучающихся на том, что в соответствии с основными понятиями и терминами в ПДД вносятся термины в основные законодательные акты. Важно: в РФ наблюдается тенденция к приданию правилам дорожного движения статуса Закона.Педагог особое внимание придает факту, что при составлении протоколов по делам об административных правонарушениях очень часто совершаются ошибки вследствие безграмотности водителей и незнания ими основных терминов, отсюда и неправомерное привлечение к административной ответственности (например, столкновение транспортных средств, происшедшее на прилегающей территории, рассматривается как страховой случай, а не как ДТП).При изложении материала педагог делает акцент, что обязательно вернемся к повторению многих терминов в ходе прохождения обучения и в ходе подготовки к занятиям, и некоторые термины необходимо запомнить наизусть.3. Этап проверки восприятия изучаемого материала (5 минут).Вопросы к обучающимся: - Каковы основные составляющие, позволяющие определить событие как дорожно-транспортное происшествие? - Что входит в термин «дорога»? - Можно ли отнести индийского рикшу в категории водителей? - К какой категории участников дорожного движения относится пастух?В ходе занятия наглядно демонстрируются слайды презентации, например, по терминам «дорога», «автомагистраль», «разделительная полоса». Учитывая большой теоретический материал по основным понятиям и терминам и индивидуальные особенности обучающихся, под запись даются не все термины. Педагог визуально наблюдает за группой, изучая способности обучающихся к написанию конспектов.4. Этап закрепления полученных знаний (10 минут). Задание: Решить ситуацию на дороге (карточка с заданием). Задача - описать ситуацию, употребив 18 терминов, применяемых в ПДД. 5. Этап обсуждения домашнего задания (5 минут). Домашнее задание: законспектировать и запомнить термины «Вынужденная остановка», «Дорожное движение», «Железнодорожный переезд», «Маршрутное транспортное средство», «Мопед», «Населенный пункт», «Недостаточная видимость», «Опасность для движения», «Опасный груз», «Организованная перевозка группы детей» , «Организованная пешая колонна» , «Организованная транспортная колонна» , «Пешеходный переход» , «Полоса движения» , «Прилегающая территория» , «Разрешенная максимальная масса» , «Темное время суток», «Уступить дорогу (не создавать помех)» .Рассказ о порядке выполнения домашнего задания, о порядке работы над составлением конспекта. Педагог рекомендует учащимся составить кроссворд или иным активным способом, способствующим запоминанию терминов, выполнить данное задание.6. Этап подведения итогов занятия (5 минут). Ответы на вопросы учащихся. Подведение итогов, высказывание мнений о проведенном занятии, о достижении целей занятия.Основные понятия и термины, используемыев правилах дорожного движения.«Автомагистраль» - дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками. «Автопоезд» - механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами). «Велосипед» - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.«Водитель» - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.«Вынужденная остановка» - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.«Главная дорога» - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой. «Дорога» - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.«Дорожное движение» - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. «Дорожно-транспортное происшествие» - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. «Железнодорожный переезд» - пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.«Маршрутное транспортное средство» - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок. «Механическое транспортное средство» - транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.«Мопед» - двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.«Мотоцикл» - двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.«Населенный пункт» - застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 - 5.26. «Недостаточная видимость» - видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.«Обгон» - опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы. «Обочина» - элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами. «Опасность для движения» - ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия. «Опасный груз» - вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей природной среде, повредить или уничтожить материальные ценности. «Организованная перевозка группы детей» - специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству. «Организованная транспортная колонна» - группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов. «Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него). «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения. «Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.23 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2. «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами. «Прицеп» - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств. «Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.«Регулировщик» - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники милиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. «Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.ИЗМЕНЕНИЯ В ПДД, ВСТУПИВЩИЕ В ДЕЙСТВИЕ С НОЯБРЯ 2010 ГОДАИзменено определение термина "Обгон":"Обгон" - опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части)"В определении термина "Опасный груз" исключено слово "природной"Дополнены следующие термины (в алфавитном порядке):"Дневные ходовые огни" - внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток""Ограниченная видимость" - видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами""Опережение" - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства""Препятствие" - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил