Публикации
"Волшебный мир математики: актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Волшебный мир математики: актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
Автор: Ермилова Марина Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Волшебный мир математики: актуальность формирования элементарных математических представлений у дошкольников"
Автор: Ермилова Марина Владимировна
Волшебный мир математики: актуальность формирования элементарных математических представлений удошкольников
Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом главная задача воспитателя заключается в том, чтобы познакомить дошкольников с новым материалом, который не только научит их считать, но и предоставит возможность творить, мыслить, затронет интеллектуальную и эмоциональную сферы. Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать иделить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет иусвоит азы математики, тем легче ему будет вдальнейшем.
Согласно Концепции развития математического образования вРоссийской Федерации (далее - Концепция), утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни всовременном обществе.
Цель Концепции— вывести российское математическое образование налидирующее положение вмире. Математика вРоссии должна стать передовой ипривлекательной областью знания идеятельности, получение математических знаний— осознанным ивнутренне мотивированным процессом.
Основным направлением реализации Концепции науровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной иинформационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений иобразов, используемых вжизни.
Известно, что математика— это огромный фактор интеллектуального развития ребенка иформирования его познавательных итворческих возможностей. Как говорил М.В. Ломоносов, математика приводит впорядок ум. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, атакже приемы мыслительной деятельности.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют наформирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
Многие современные родители считают, что если ребенок умеет читать исчитать, тоонготов кшколе, ноэто заблуждение. Для того чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, ондолжен обладать такими качествами, как умение слушать ислышать, работать вколлективе исамостоятельно, унего должно быть желание ипривычка думать, стремление узнавать что-то новое.
Научные понятия неусваиваются инезаучиваются ребенком, неберутся памятью, авозникают искладываются спомощью напряжения всей активности его собственной мысли.Л. С. Выготский
Помнению известных психологов ипедагогов (П.Я. Гальперина, Т.В. Тарунтаевой), формирование уребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, впроцессе которой легче усвоить весь объем знаний иумений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки вобщих математических понятиях. Поэтому основным принципом ознакомления детей сматематикой является наглядность.
Учитывая это, формирование элементарных математических представлений (далее— ФЭМП) увоспитанников ГБОУ СОШ №289 дошкольное отделение детский сад №474 проводится нетолько путем целенаправленного обучения входе непосредственно образовательной деятельности, нои вигровой форме, вповседневной жизни детей: напрогулке, вовремя дежурств, виграх (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых). При этом задача педагога состоит втом, чтобы воспитанники понимали, что математические знания, которые они приобрели входе непосредственно образовательной деятельности, нужны имвповседневной жизни, чтобы они научились ими пользоваться. Это способствует дальнейшему развитию интереса дошкольников кматематике ирасширению полученных знаний.
Как показывает практика, дети очень любят дежурить вдетском саду. Принимая это вовнимание, счету ребенка можно обучить вовремя дежурства (например, попросить его принести определенное количество столовых приборов). Вбытовой деятельности также возможно развивать умение отличать исравнивать предметы (например, попросить дошкольника принести тот мяч, который больше, или тот поднос, который шире и т. д.).
Занимаясь аппликацией, дети могут убедиться втом, что количество предметов независит отместа ихрасположения. Вовремя декоративного рисования можно вести поиск закономерностей (порядка) или их(его) нарушения, познакомить спонятием ритма вузоре, составлением узоров изгеометрических фигур.
Вовремя прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями. Считалки, которые они используют для подвижных игр, – это тоже математика. Читая детям сказки, мыопятьже сталкиваемся сматематикой: Три поросенка, Белоснежка исемь гномов, Мальчик-с пальчик и т. д. Акакже пословицы ипоговорки? Там тоже математика: Один вполе невоин, Умхорошо, адва лучше, Семеро одного неждут ипр.Назанятиях пофизическому воспитанию дошкольники при построении осваивают количественный ипорядковый счет.
Знакомство сокружающим миром иразвитие речи также многое дают ребенку вплане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями омесяцах, днях недели.
Практика ФЭМП входе непосредственно образовательной деятельности ивбыту создает достаточные условия для прочного закрепления математических понятий, полученных каждым ребенком, помогает приобрести дошкольникам необходимые знания, навыки иумения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес кколичественной стороне действительности, оказывает положительное влияние надальнейшее усвоение математического материала вшколе.
Изобретательность как раз исостоит вумении сопоставлять вещи ираспознавать ихсвязь.Л. Вовенарг
Современный мир требует отчеловека мыслить абстрактными категориями. Поэтому необходимо развивать удетей логическое мышление, чтобы вбудущем они смогли решать любые задачи, которые ставит перед ними жизнь.
Еще 20–25 лет назад ниродители, нипедагоги незадумывались над тем, зачем ребенку логическое мышление. Асегодня влюбом методическом пособии, детских развивающих книжках можно найти большое количество логических задач, над решением которых родители порой ломают голову. Между тем многие дети справляются сними быстро илегко!
Накаждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода кследующему этапу. Навыки, умения, которые ребенок приобрел вдошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний иразвития способностей вболее старшем возрасте— вшколе. Иважнейшим среди них является как раз навык логического мышления, способность действовать вуме. Ребенку, неовладевшему приемами логики, учеба будет даваться труднее— решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени исил.
Вэтом плане интересными для педагогов могут стать используемые вГБОУ СОШ №289 дошкольное отделение детский сад №474 технологии поФЭМП Игралочка ( Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова) иРаз - ступенька, два— ступенька…" ( Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина). Всоответствии сданными технологиями усвоение математики происходит вигровой форме, идети без напряжения приобретают необходимый объем математических знаний.
Уже напервых этапах знакомства сматематикой дошкольникам систематически предлагаются игровые задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая изпредметов (яблоко, мяч, кубик) лишний, они могут назвать:
кубик, так как онотличается отдвух других формой;
яблоко, так как это фрукт, аостальные предметы— игрушки;
мяч, если онсиний, аяблоко икубик, например, желтые.
Логические приемы: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство идр. —применяются вовсех видах деятельности. Ребенок, который владеет логическими операциями, более внимательный, его мысли более четкие, онвидит суть проблемы иможет отстоять свою точку зрения.
Едвали есть высшее изнаслаждений, как наслаждение творить.Н.В. Гоголь
Многие считают математику скучной наукой, ноэто нетак, если подойти кней творчески. Так, вовремя занятий поФЭМП (потехнологии Л.Г. Петерсон) большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка, которые проявляются всамостоятельном апробировании нового материала, совместном совзрослыми идругими детьми процессе освоения новых способов действия. При этом особое значение придается развитию детской индивидуальности, учету темпа развития идеятельности каждого ребенка.
Знакомство дошкольников сматематикой происходит вразличных формах: входе участия детей вдидактических и сюжетно-ролевых играх, беседах, вовремя ознакомления схудожественной литературой ипр.
Также уделяется большое внимание развитию вариативного мышления итворческих способностей. Для этого вработе поФЭМП часто используются творческие задания. Например, впроцессе игры взрослые предлагают детям придумать образы геометрическим фигурам, цифрам. При этом воспитанники нетолько говорят отом, накакую фигуру или цифру похож тот или иной предмет, ноисочиняют сними сюжет, рисуют его. Такие игры развивают фантазию итворчество, вариативное мышление, дети судовольствием превращают простой круг всмешную рожицу, треугольник— вплатье или воздушного змея, аобычный квадрат— всказочный домик.
Акакие сюжеты придумывают дошкольники, используя цифры! Вот где простор для детской фантазии. Спомощью цветных карандашей иобычного листа бумаги сизображением цифры дети придумывают целые сюжеты: например, кит, плывущий поморю, обезьянка надереве, новогодняя елка, которую украшают кпразднику. Такие творческие задания способствуют формированию удошкольников собственных замыслов, асамое главное, помогают ихреализовывать.
Таким образом, творческий подход позволяет находить множество решений одной итойже задачи, авдальнейшем— лучше приспосабливаться кусловиям окружающего мира.
Эмоции вдошкольном возрасте играют едвали несамую важную роль вразвитии личности. Необходимым условием организации непосредственно образовательной деятельности детей является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно нетолько для познавательного развития, ноидля сохранения иподдержки здоровья.
Каждый ребенок обладает своим качеством иуровнем развития, поэтому большое значение имеют индивидуальный подход, дозировка сложности заданий.
Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия— предметно-развивающую иигровую среду. Чем полнее иразнообразнее представляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала вгруппе позволяет нетолько стимулировать изначально присущую дошкольникам любознательность, ноиразвивать ихпознавательные интересы дальше.
Так, кобъектам для исследования вреальном действии специалисты относят широкий диапазон материалов, отспециально разработанных доестественных природных икультурных:
материал для сенсорного развития (головоломки, мозаика, пирамидки, шнуровки и т. д.);
природные объекты (коллекции минералов, плодов, семян, игры спеском иводой и т. д.);
культурные объекты (циркуль, лупа, весы, термометр и т. д.).
Для реализации принципа наглядности входе ФЭМП используются специально созданные пособия ( образно-символические материалы):
наборы картинок сизображениями (геометрические формы, бытовые предметы, животные, растения и т. д.);
разрезные (складные) кубики икартинки;
парные картинки для сравнения;
истории вкартинках;
разнообразные игрушки (объемные иплоскостные фигурки животных, наборы муляжей овощей, фруктов и т. п.);
схемы-таблицы, графические лабиринты, условные изображения ввиде схем, чертежей, карт (глобус, карта Земли и т. п.);
коллекционный материал (коллекция марок, монет).
Также используется нормативно-знаковый материал языковых ичисловых знаков: набор цифр ибукв; алфавитные таблицы и т. д.
Данные типы материалов вводятся варсенал детской деятельности постепенно. Накаждом возрастом этапе ихдиапазон расширяется, они изменяются отпростого ксложному, что, вконечном итоге, создает возможность для полноценных иразнообразных творческих занятий.
Сучетом рекомендаций специалистов материал для познавательно-исследовательской деятельности размещается вразных местах группы, чтобы дети немешалидруг другу. Часть объектов располагается наспециальном дидактическом столе. Остальные предметы для исследования и образно-символический материал помещаются вполе зрения дошкольников непосредственно перед началом ихсвободной деятельности. Все эти материалы дети могут свободно брать изаниматься сними вудобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или сосверстниками). Для того чтобы вызывать интерес увоспитанников кновым или позабытым предметам, втечение года они периодически меняются.
Приобщение дошкольников кматематике вусловиях семьи вигровой изанимательной форме поможет имвдальнейшем быстрее илегче усваивать сложные моменты школьного курса. Для этого потребуется смекалка итворческий подход родителей, которые могут между делом задавать ребенку несложные задачи, например, вовремя совместной домашней работы или прогулки. Особый интерес вызовут удетей изготовленные родителями различные математические пособия. Методическую помощь имвэтом, конечно, призваны оказать педагоги ДОО.
Дошкольный возраст— это начало длинной дороги вмир чудес, познания иоткрытий. Именно вэто время удетей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Иглавная задача взрослых состоит втом, чтобы научить ихнетолько правильно держать ручку икарандаш, читать исчитать, апрежде всего, думать. Отправляясь вувлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок незубрил математические понятия, априобщился кматериалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет нетолько интеллектуальную, ноиэмоциональную сферы. Мы, педагоги, должны дать ребенку нетолько частные понятия, ноипонимание общих закономерностей, аглавное— ощущение радости при преодолении трудностей.
Вкачестве примера вприложении представлен конспект непосредственно образовательной деятельности поФЭМП Экскурсия вМузей математики для детей старшей группы.
Приложение
Конспект непосредственно образовательной деятельностипоФЭМП Экскурсия вМузей математикидля детей старшей группы1
Цель: закрепление знаний детей:
осложении ивычитании группы предметов;
понятиях >(больше), <(меньше) или =(равенство);
свойствах предметов (цвет, форма, размер);
прямой линии, отрезке, луче;
углах (прямой, тупой, острый).
Оборудование: карточки сзаданиями; картинка Найди 10 отличий; иллюстрация крусской народной сказке Репка; картинка сизображением вагончиков разной геометрической формы; маркеры; столы итаблички сназваниями залов Музея математики: Геометрические фигуры, Математические знаки, Картинная галерея, Веселая геометрия; входные билеты.
Ход деятельности:
Iчасть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мысвами целый год занимались математикой. Асегодня япредлагаю вам отправиться наэкскурсию вМузей математики. Для того чтобы попасть внего, надо ответить навопросы. Выготовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Какое число называют первым при счете?
Дети: Число один.
Воспитатель: Укакой фигуры всего три угла?
Дети: Утреугольника.
Воспитатель: Какое число стоит между двумя ичетырьмя?
Дети: Число три.
Воспитатель: Укакой фигуры нет углов?
Дети: Укруга.
Воспитатель: Какая линия может продолжаться бесконечно?
Дети: Прямая линия.
Воспитатель:Атеперь отгадайте загадки.Напеске два льва сидели,Ананас икиви ели.Кним еще подсели два.Сколько здесь.?
Дети: Четыре льва.
Воспитатель:Поглубокой речке плылОдинокий крокодил.Два еще плывут, смотри!Итеперь ихстало.?
Дети: Три.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Выответили навсе вопросы правильно.
(Дети закрывают глаза. Звучит музыка (навыбор педагога.)
IIчасть
Воспитатель: Вот мысвами ивМузее математики. Посмотрите, как много здесь экспонатов. Мыпознакомимся скаждым изних. Начинается наша экскурсия сЗала геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вызнаете?
Дети: Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
(Воспитатель демонстрирует детям карточку сизображением разных геометрических фигур— рис.1.)
Воспитатель: Посмотрите внимательно накарточку. Какие геометрические фигуры здесь нарисованы?
Дети: Большой синий квадрат, маленькие зеленый, синий икрасный круги, маленький зеленый квадрат.
Воспитатель: Накакие группы можно разбить эти фигуры?
Дети: Поцвету, форме иразмеру.
(Воспитатель демонстрирует детям карточкисизображением рядов геометрических фигур— рис.2.)
Воспитатель: Посмотрите внимательно, вкаждом ряду фигур есть одна лишняя. Нужно понять, какая изних лишняя, иобъяснить почему.
Дети (дают разные варианты ответов):
Впервом ряду лишний синий треугольник, потому что остальные фигуры— квадраты.
Вовтором ряду— большой синий квадрат, потому что остальные фигуры маленькие.(Или: маленький красный квадрат, потому что остальные фигуры— синие. Или: круг, потому что остальные фигуры— квадраты.)
Втретьем ряду лишний зеленый маленький круг, потому что остальные фигуры большие.(Или: треугольник, потому что остальные фигуры— круги.)
(Воспитатель демонстрирует детям карточки сизображениемнескольких пар геометрических фигур— рис.3.)
Воспитатель: Скажите, чем похожи ичем отличаются эти две фигуры?
Дети: Фигуры впервом ряду одинаковые поцвету, норазные поформе. Фигуры вовтором ряду одной формы, норазные поцвету. Втретьем ряду фигуры различаются поцвету ипоформе.
Воспитатель: Молодцы! Продолжим нашу экскурсию.
III часть
Воспитатель: Яприглашаю вас вследующий зал— Зал математических знаков.
(Воспитатель демонстрирует детям таблицу (рис.4),раздает маркеры.)
Воспитатель: Заполните, пожалуйста, пустые клеточки таблицы, используя математические знаки >" (больше), <" (меньше)или =(равенство).
(Дети выполняют задание, рисуя маркером нужный знаквпустой клетке таблицы.)
Воспитатель: Замечательно! Высправились сзаданием! Теперь предлагаю вам решить веселые задачи.Три веселых медвежонкаЕли сладкий мед всторонке,Два пришли импомогать.Сколько стало мишек?
Дети: Пять.
Воспитатель: Сколько медвежат ели мед сначала?
Дети: Трое медвежат.
Воспитатель: Сколько медвежат пришли напомощь?
Дети: Двое медвежат.
Воспитатель: Сколько всего стало медвежат?
Дети: Пятеро медвежат.
Воспитатель: Как выполучили число пять?
Дети: Ктрем прибавили два.
Воспитатель: Как называется это действие?
Дети: Сложение.
Воспитатель: Какой мыиспользуем знак при сложении?
Дети: Знак +.
(Дети выбирают карточку сознаком -средидругих карточек, лежащих перед ними.)
Воспитатель: Три медвежонка— это какая часть?
Дети: Первая.
Воспитатель: Два медвежонка— это какая часть?
Дети: Вторая.
Воспитатель: Апять медвежат— это что?
Дети: Целое.
Воспитатель: Если поменять части местами, изменитсяли целое?
Дети: Нет.
Воспитатель:Следующая веселая задача.Наблюдце уАндрюшиЧетыре желтых груши.Есть мальчик захотел,Одну изгруш онсъел.Теперь считайте грушиНаблюдце уАндрюши.
Дети: Три.
Воспитатель: Сколько груш было сначала?
Дети: Четыре груши.
Воспитатель: Сколько груш мальчик съел?
Дети: Одну грушу.
Воспитатель: Сколько груш осталось?
Дети: Три груши.
Воспитатель: Какое действие вывыполнили?
Дети: Вычитание.
Воспитатель: При вычитании какой знак мыиспользуем?
Дети: Знак -.
(Дети выбирают карточку сознаком -.)
Воспитатель: Молодцы! Наша экскурсия продолжается.
IVчастьФизкультминутка
Воспитатель: Нопрежде чем мыпройдем вследующий зал, япредлагаю вам остановиться вкомнате отдыха.
(Воспитатель проговаривает текст ипоказывает соответствующие движения.Дети повторяют заним.)
Воспитатель:Раз, два, три, четыре, пять,Все умеем мысчитать.Отдыхать умеем тоже,Руки заспину положим,Голову поднимем вышеИ легко-легко подышим.Раз, два, три, четыре, пять,Топаем ногами.Раз, два, три, четыре, пять,Хлопаем руками.Потянитесь намысочках столько раз,Сколько пальцев наруках увас.
(Игру можно повторить несколько раз.)
Vчасть
Воспитатель: Мыотдохнули, ипора двигаться дальше. Перед вами— Картинная галерея. Вэтом зале находятся картины.
(Воспитатель демонстрирует иллюстрацию крусской народной сказке Репка.)
Воспитатель: Как выдумаете, ккакой сказке нарисована эта картина?
Дети: Ксказке Репка.
Воспитатель: Правильно. Давайте внимательно рассмотрим картину ивспомним сказку. Что посадил дед?
Дети: Репку.
Воспитатель: Какая выросла репка?
Дети:Большая-пребольшая.
Воспитатель: Кого первого позвал дед напомощь, чтобы вытащить репку?
Дети: Бабку.
Воспитатель: Кто стоит между внучкой икошкой?
Дети: Жучка.
Воспитатель: Кто стоит забабкой?
Дети: Внучка.
Воспитатель: Кто последним пришел тянуть репку?
Дети: Мышка.
Воспитатель: Кто стоит перед мышкой?
Дети: Кошка.
Воспитатель: Молодцы! Продолжим нашу экскурсию. Выочень наблюдательные. Это поможет вам при выполнении следующего задания.
(Воспитатель демонстрирует картинку Найди 10 отличий.)
Воспитатель: Посмотрите наэти две картинки. Напервый взгляд, они одинаковые, ноэто нетак. Изображения отличаются друг отдруга. Если выбудете внимательными, тонайдете все отличия.
(Дети рассматривают картинки инаходят отличия.)
VIчасть
Воспитатель: Выотлично справляетесь сзадачами! Молодцы! Атеперь мывходим взал, который называется Веселая геометрия. Посмотрите внимательно накартинки? Что наних изображено?
(Воспитатель демонстрирует детям картинки сизображениями разных домиков— рис.5.)
Дети: Домики.
Воспитатель: Какой домик здесь лишний? Почему?
Дети (предлагают разные варианты ответов):
Лишний здесь домик 1: внем три окна, авостальных— подва. (Или: лишний домик 2, унего труба, аудругих домов еенет. Или: лишний домик 3, так как онменьше остальных. Или: лишний домик 4, унего крыша нетреугольная, как вдругих домиках.)
Воспитатель (делает вывод израссуждений детей):
Тоесть каждый домик может быть лишним, потому что все они отличаются друг отдруга. Посмотрите теперь надругое изображение.
(Воспитатель демонстрирует детям картинку сизображениемвагончиков разной геометрической формы— рис.6.)
Воспитатель: Что нарисовал художник?
Дети: Вагончики, поезд.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры напоминают вам вагоны?
Дети: Трапецию, прямоугольник, треугольник.
Воспитатель: Что общего уэтих фигур?
Дети: Уних есть углы.
Воспитатель: Какие углы вызнаете?
Дети: Угол может быть тупой, острый, прямой.
(Дети показывают указкой углы накартинке.)
Воспитатель: Поезд едет порельсам. Какую линию напоминают вам рельсы?
Дети: Прямую.
Воспитатель: Что напоминают шпалы?
Дети: Отрезки.
Воспитатель: Отрезок— это часть какой линии?
Дети: Прямой.
Воспитатель: Естьли точки ограничения упрямой линии?
Дети: Нет. Она может продолжаться бесконечно.
Воспитатель: Ауотрезка есть точки ограничения?
Дети: Да, есть две точки ограничения.
Воспитатель: Что еще изображено накартинке?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Что есть усолнышка?
Дети: Лучи.
Воспитатель: Сколько точек ограничения улуча?
Дети: Одна точка ограничения. Луч можно продолжить только водну сторону.
Воспитатель: Молодцы! Выбыстро справились сзаданиями, верно решили все задачки ипоказали, что много знаете изматематики. Асколько интересного мысегодня увидели! Понравились вам экспонаты нашего музея? Что больше всего запомнилось? Какие задания вывыполняли?
(Дети отвечают.)
Воспитатель: Наэтом наша экскурсия заканчивается. Надеюсь, мыеще нераз побываем свами вМузее математики.
Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом главная задача воспитателя заключается в том, чтобы познакомить дошкольников с новым материалом, который не только научит их считать, но и предоставит возможность творить, мыслить, затронет интеллектуальную и эмоциональную сферы. Математика сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно складывать, вычитать, умножать иделить числа человеку прожить невозможно. Поэтому чем раньше ребенок поймет иусвоит азы математики, тем легче ему будет вдальнейшем.
Согласно Концепции развития математического образования вРоссийской Федерации (далее - Концепция), утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 № 2506-р, качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни всовременном обществе.
Цель Концепции— вывести российское математическое образование налидирующее положение вмире. Математика вРоссии должна стать передовой ипривлекательной областью знания идеятельности, получение математических знаний— осознанным ивнутренне мотивированным процессом.
Основным направлением реализации Концепции науровне дошкольного образования является создание условий (прежде всего предметно-пространственной иинформационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений иобразов, используемых вжизни.
Известно, что математика— это огромный фактор интеллектуального развития ребенка иформирования его познавательных итворческих возможностей. Как говорил М.В. Ломоносов, математика приводит впорядок ум. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, атакже приемы мыслительной деятельности.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют наформирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
Многие современные родители считают, что если ребенок умеет читать исчитать, тоонготов кшколе, ноэто заблуждение. Для того чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, ондолжен обладать такими качествами, как умение слушать ислышать, работать вколлективе исамостоятельно, унего должно быть желание ипривычка думать, стремление узнавать что-то новое.
Научные понятия неусваиваются инезаучиваются ребенком, неберутся памятью, авозникают искладываются спомощью напряжения всей активности его собственной мысли.Л. С. Выготский
Помнению известных психологов ипедагогов (П.Я. Гальперина, Т.В. Тарунтаевой), формирование уребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, впроцессе которой легче усвоить весь объем знаний иумений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки вобщих математических понятиях. Поэтому основным принципом ознакомления детей сматематикой является наглядность.
Учитывая это, формирование элементарных математических представлений (далее— ФЭМП) увоспитанников ГБОУ СОШ №289 дошкольное отделение детский сад №474 проводится нетолько путем целенаправленного обучения входе непосредственно образовательной деятельности, нои вигровой форме, вповседневной жизни детей: напрогулке, вовремя дежурств, виграх (дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых). При этом задача педагога состоит втом, чтобы воспитанники понимали, что математические знания, которые они приобрели входе непосредственно образовательной деятельности, нужны имвповседневной жизни, чтобы они научились ими пользоваться. Это способствует дальнейшему развитию интереса дошкольников кматематике ирасширению полученных знаний.
Как показывает практика, дети очень любят дежурить вдетском саду. Принимая это вовнимание, счету ребенка можно обучить вовремя дежурства (например, попросить его принести определенное количество столовых приборов). Вбытовой деятельности также возможно развивать умение отличать исравнивать предметы (например, попросить дошкольника принести тот мяч, который больше, или тот поднос, который шире и т. д.).
Занимаясь аппликацией, дети могут убедиться втом, что количество предметов независит отместа ихрасположения. Вовремя декоративного рисования можно вести поиск закономерностей (порядка) или их(его) нарушения, познакомить спонятием ритма вузоре, составлением узоров изгеометрических фигур.
Вовремя прогулки дошкольникам будет интересно измерить расстояние между деревьями. Считалки, которые они используют для подвижных игр, – это тоже математика. Читая детям сказки, мыопятьже сталкиваемся сматематикой: Три поросенка, Белоснежка исемь гномов, Мальчик-с пальчик и т. д. Акакже пословицы ипоговорки? Там тоже математика: Один вполе невоин, Умхорошо, адва лучше, Семеро одного неждут ипр.Назанятиях пофизическому воспитанию дошкольники при построении осваивают количественный ипорядковый счет.
Знакомство сокружающим миром иразвитие речи также многое дают ребенку вплане математического развития. Например, дети более точно ведут календарь природы, пользуясь знаниями омесяцах, днях недели.
Практика ФЭМП входе непосредственно образовательной деятельности ивбыту создает достаточные условия для прочного закрепления математических понятий, полученных каждым ребенком, помогает приобрести дошкольникам необходимые знания, навыки иумения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес кколичественной стороне действительности, оказывает положительное влияние надальнейшее усвоение математического материала вшколе.
Изобретательность как раз исостоит вумении сопоставлять вещи ираспознавать ихсвязь.Л. Вовенарг
Современный мир требует отчеловека мыслить абстрактными категориями. Поэтому необходимо развивать удетей логическое мышление, чтобы вбудущем они смогли решать любые задачи, которые ставит перед ними жизнь.
Еще 20–25 лет назад ниродители, нипедагоги незадумывались над тем, зачем ребенку логическое мышление. Асегодня влюбом методическом пособии, детских развивающих книжках можно найти большое количество логических задач, над решением которых родители порой ломают голову. Между тем многие дети справляются сними быстро илегко!
Накаждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода кследующему этапу. Навыки, умения, которые ребенок приобрел вдошкольном возрасте, будут служить фундаментом для получения знаний иразвития способностей вболее старшем возрасте— вшколе. Иважнейшим среди них является как раз навык логического мышления, способность действовать вуме. Ребенку, неовладевшему приемами логики, учеба будет даваться труднее— решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени исил.
Вэтом плане интересными для педагогов могут стать используемые вГБОУ СОШ №289 дошкольное отделение детский сад №474 технологии поФЭМП Игралочка ( Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова) иРаз - ступенька, два— ступенька…" ( Л.Г. Петерсон, Н. П. Холина). Всоответствии сданными технологиями усвоение математики происходит вигровой форме, идети без напряжения приобретают необходимый объем математических знаний.
Уже напервых этапах знакомства сматематикой дошкольникам систематически предлагаются игровые задания, допускающие различные варианты решения. Например, выбирая изпредметов (яблоко, мяч, кубик) лишний, они могут назвать:
кубик, так как онотличается отдвух других формой;
яблоко, так как это фрукт, аостальные предметы— игрушки;
мяч, если онсиний, аяблоко икубик, например, желтые.
Логические приемы: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство идр. —применяются вовсех видах деятельности. Ребенок, который владеет логическими операциями, более внимательный, его мысли более четкие, онвидит суть проблемы иможет отстоять свою точку зрения.
Едвали есть высшее изнаслаждений, как наслаждение творить.Н.В. Гоголь
Многие считают математику скучной наукой, ноэто нетак, если подойти кней творчески. Так, вовремя занятий поФЭМП (потехнологии Л.Г. Петерсон) большое внимание уделяется развитию творческих способностей ребенка, которые проявляются всамостоятельном апробировании нового материала, совместном совзрослыми идругими детьми процессе освоения новых способов действия. При этом особое значение придается развитию детской индивидуальности, учету темпа развития идеятельности каждого ребенка.
Знакомство дошкольников сматематикой происходит вразличных формах: входе участия детей вдидактических и сюжетно-ролевых играх, беседах, вовремя ознакомления схудожественной литературой ипр.
Также уделяется большое внимание развитию вариативного мышления итворческих способностей. Для этого вработе поФЭМП часто используются творческие задания. Например, впроцессе игры взрослые предлагают детям придумать образы геометрическим фигурам, цифрам. При этом воспитанники нетолько говорят отом, накакую фигуру или цифру похож тот или иной предмет, ноисочиняют сними сюжет, рисуют его. Такие игры развивают фантазию итворчество, вариативное мышление, дети судовольствием превращают простой круг всмешную рожицу, треугольник— вплатье или воздушного змея, аобычный квадрат— всказочный домик.
Акакие сюжеты придумывают дошкольники, используя цифры! Вот где простор для детской фантазии. Спомощью цветных карандашей иобычного листа бумаги сизображением цифры дети придумывают целые сюжеты: например, кит, плывущий поморю, обезьянка надереве, новогодняя елка, которую украшают кпразднику. Такие творческие задания способствуют формированию удошкольников собственных замыслов, асамое главное, помогают ихреализовывать.
Таким образом, творческий подход позволяет находить множество решений одной итойже задачи, авдальнейшем— лучше приспосабливаться кусловиям окружающего мира.
Эмоции вдошкольном возрасте играют едвали несамую важную роль вразвитии личности. Необходимым условием организации непосредственно образовательной деятельности детей является атмосфера доброжелательности, создание для каждого ребенка ситуации успеха. Это важно нетолько для познавательного развития, ноидля сохранения иподдержки здоровья.
Каждый ребенок обладает своим качеством иуровнем развития, поэтому большое значение имеют индивидуальный подход, дозировка сложности заданий.
Для успешного обучения ребенка основам математики необходимо создать условия— предметно-развивающую иигровую среду. Чем полнее иразнообразнее представляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала вгруппе позволяет нетолько стимулировать изначально присущую дошкольникам любознательность, ноиразвивать ихпознавательные интересы дальше.
Так, кобъектам для исследования вреальном действии специалисты относят широкий диапазон материалов, отспециально разработанных доестественных природных икультурных:
материал для сенсорного развития (головоломки, мозаика, пирамидки, шнуровки и т. д.);
природные объекты (коллекции минералов, плодов, семян, игры спеском иводой и т. д.);
культурные объекты (циркуль, лупа, весы, термометр и т. д.).
Для реализации принципа наглядности входе ФЭМП используются специально созданные пособия ( образно-символические материалы):
наборы картинок сизображениями (геометрические формы, бытовые предметы, животные, растения и т. д.);
разрезные (складные) кубики икартинки;
парные картинки для сравнения;
истории вкартинках;
разнообразные игрушки (объемные иплоскостные фигурки животных, наборы муляжей овощей, фруктов и т. п.);
схемы-таблицы, графические лабиринты, условные изображения ввиде схем, чертежей, карт (глобус, карта Земли и т. п.);
коллекционный материал (коллекция марок, монет).
Также используется нормативно-знаковый материал языковых ичисловых знаков: набор цифр ибукв; алфавитные таблицы и т. д.
Данные типы материалов вводятся варсенал детской деятельности постепенно. Накаждом возрастом этапе ихдиапазон расширяется, они изменяются отпростого ксложному, что, вконечном итоге, создает возможность для полноценных иразнообразных творческих занятий.
Сучетом рекомендаций специалистов материал для познавательно-исследовательской деятельности размещается вразных местах группы, чтобы дети немешалидруг другу. Часть объектов располагается наспециальном дидактическом столе. Остальные предметы для исследования и образно-символический материал помещаются вполе зрения дошкольников непосредственно перед началом ихсвободной деятельности. Все эти материалы дети могут свободно брать изаниматься сними вудобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или сосверстниками). Для того чтобы вызывать интерес увоспитанников кновым или позабытым предметам, втечение года они периодически меняются.
Приобщение дошкольников кматематике вусловиях семьи вигровой изанимательной форме поможет имвдальнейшем быстрее илегче усваивать сложные моменты школьного курса. Для этого потребуется смекалка итворческий подход родителей, которые могут между делом задавать ребенку несложные задачи, например, вовремя совместной домашней работы или прогулки. Особый интерес вызовут удетей изготовленные родителями различные математические пособия. Методическую помощь имвэтом, конечно, призваны оказать педагоги ДОО.
Дошкольный возраст— это начало длинной дороги вмир чудес, познания иоткрытий. Именно вэто время удетей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Иглавная задача взрослых состоит втом, чтобы научить ихнетолько правильно держать ручку икарандаш, читать исчитать, апрежде всего, думать. Отправляясь вувлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок незубрил математические понятия, априобщился кматериалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет нетолько интеллектуальную, ноиэмоциональную сферы. Мы, педагоги, должны дать ребенку нетолько частные понятия, ноипонимание общих закономерностей, аглавное— ощущение радости при преодолении трудностей.
Вкачестве примера вприложении представлен конспект непосредственно образовательной деятельности поФЭМП Экскурсия вМузей математики для детей старшей группы.
Приложение
Конспект непосредственно образовательной деятельностипоФЭМП Экскурсия вМузей математикидля детей старшей группы1
Цель: закрепление знаний детей:
осложении ивычитании группы предметов;
понятиях >(больше), <(меньше) или =(равенство);
свойствах предметов (цвет, форма, размер);
прямой линии, отрезке, луче;
углах (прямой, тупой, острый).
Оборудование: карточки сзаданиями; картинка Найди 10 отличий; иллюстрация крусской народной сказке Репка; картинка сизображением вагончиков разной геометрической формы; маркеры; столы итаблички сназваниями залов Музея математики: Геометрические фигуры, Математические знаки, Картинная галерея, Веселая геометрия; входные билеты.
Ход деятельности:
Iчасть
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Мысвами целый год занимались математикой. Асегодня япредлагаю вам отправиться наэкскурсию вМузей математики. Для того чтобы попасть внего, надо ответить навопросы. Выготовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Какое число называют первым при счете?
Дети: Число один.
Воспитатель: Укакой фигуры всего три угла?
Дети: Утреугольника.
Воспитатель: Какое число стоит между двумя ичетырьмя?
Дети: Число три.
Воспитатель: Укакой фигуры нет углов?
Дети: Укруга.
Воспитатель: Какая линия может продолжаться бесконечно?
Дети: Прямая линия.
Воспитатель:Атеперь отгадайте загадки.Напеске два льва сидели,Ананас икиви ели.Кним еще подсели два.Сколько здесь.?
Дети: Четыре льва.
Воспитатель:Поглубокой речке плылОдинокий крокодил.Два еще плывут, смотри!Итеперь ихстало.?
Дети: Три.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Выответили навсе вопросы правильно.
(Дети закрывают глаза. Звучит музыка (навыбор педагога.)
IIчасть
Воспитатель: Вот мысвами ивМузее математики. Посмотрите, как много здесь экспонатов. Мыпознакомимся скаждым изних. Начинается наша экскурсия сЗала геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вызнаете?
Дети: Круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
(Воспитатель демонстрирует детям карточку сизображением разных геометрических фигур— рис.1.)
Воспитатель: Посмотрите внимательно накарточку. Какие геометрические фигуры здесь нарисованы?
Дети: Большой синий квадрат, маленькие зеленый, синий икрасный круги, маленький зеленый квадрат.
Воспитатель: Накакие группы можно разбить эти фигуры?
Дети: Поцвету, форме иразмеру.
(Воспитатель демонстрирует детям карточкисизображением рядов геометрических фигур— рис.2.)
Воспитатель: Посмотрите внимательно, вкаждом ряду фигур есть одна лишняя. Нужно понять, какая изних лишняя, иобъяснить почему.
Дети (дают разные варианты ответов):
Впервом ряду лишний синий треугольник, потому что остальные фигуры— квадраты.
Вовтором ряду— большой синий квадрат, потому что остальные фигуры маленькие.(Или: маленький красный квадрат, потому что остальные фигуры— синие. Или: круг, потому что остальные фигуры— квадраты.)
Втретьем ряду лишний зеленый маленький круг, потому что остальные фигуры большие.(Или: треугольник, потому что остальные фигуры— круги.)
(Воспитатель демонстрирует детям карточки сизображениемнескольких пар геометрических фигур— рис.3.)
Воспитатель: Скажите, чем похожи ичем отличаются эти две фигуры?
Дети: Фигуры впервом ряду одинаковые поцвету, норазные поформе. Фигуры вовтором ряду одной формы, норазные поцвету. Втретьем ряду фигуры различаются поцвету ипоформе.
Воспитатель: Молодцы! Продолжим нашу экскурсию.
III часть
Воспитатель: Яприглашаю вас вследующий зал— Зал математических знаков.
(Воспитатель демонстрирует детям таблицу (рис.4),раздает маркеры.)
Воспитатель: Заполните, пожалуйста, пустые клеточки таблицы, используя математические знаки >" (больше), <" (меньше)или =(равенство).
(Дети выполняют задание, рисуя маркером нужный знаквпустой клетке таблицы.)
Воспитатель: Замечательно! Высправились сзаданием! Теперь предлагаю вам решить веселые задачи.Три веселых медвежонкаЕли сладкий мед всторонке,Два пришли импомогать.Сколько стало мишек?
Дети: Пять.
Воспитатель: Сколько медвежат ели мед сначала?
Дети: Трое медвежат.
Воспитатель: Сколько медвежат пришли напомощь?
Дети: Двое медвежат.
Воспитатель: Сколько всего стало медвежат?
Дети: Пятеро медвежат.
Воспитатель: Как выполучили число пять?
Дети: Ктрем прибавили два.
Воспитатель: Как называется это действие?
Дети: Сложение.
Воспитатель: Какой мыиспользуем знак при сложении?
Дети: Знак +.
(Дети выбирают карточку сознаком -средидругих карточек, лежащих перед ними.)
Воспитатель: Три медвежонка— это какая часть?
Дети: Первая.
Воспитатель: Два медвежонка— это какая часть?
Дети: Вторая.
Воспитатель: Апять медвежат— это что?
Дети: Целое.
Воспитатель: Если поменять части местами, изменитсяли целое?
Дети: Нет.
Воспитатель:Следующая веселая задача.Наблюдце уАндрюшиЧетыре желтых груши.Есть мальчик захотел,Одну изгруш онсъел.Теперь считайте грушиНаблюдце уАндрюши.
Дети: Три.
Воспитатель: Сколько груш было сначала?
Дети: Четыре груши.
Воспитатель: Сколько груш мальчик съел?
Дети: Одну грушу.
Воспитатель: Сколько груш осталось?
Дети: Три груши.
Воспитатель: Какое действие вывыполнили?
Дети: Вычитание.
Воспитатель: При вычитании какой знак мыиспользуем?
Дети: Знак -.
(Дети выбирают карточку сознаком -.)
Воспитатель: Молодцы! Наша экскурсия продолжается.
IVчастьФизкультминутка
Воспитатель: Нопрежде чем мыпройдем вследующий зал, япредлагаю вам остановиться вкомнате отдыха.
(Воспитатель проговаривает текст ипоказывает соответствующие движения.Дети повторяют заним.)
Воспитатель:Раз, два, три, четыре, пять,Все умеем мысчитать.Отдыхать умеем тоже,Руки заспину положим,Голову поднимем вышеИ легко-легко подышим.Раз, два, три, четыре, пять,Топаем ногами.Раз, два, три, четыре, пять,Хлопаем руками.Потянитесь намысочках столько раз,Сколько пальцев наруках увас.
(Игру можно повторить несколько раз.)
Vчасть
Воспитатель: Мыотдохнули, ипора двигаться дальше. Перед вами— Картинная галерея. Вэтом зале находятся картины.
(Воспитатель демонстрирует иллюстрацию крусской народной сказке Репка.)
Воспитатель: Как выдумаете, ккакой сказке нарисована эта картина?
Дети: Ксказке Репка.
Воспитатель: Правильно. Давайте внимательно рассмотрим картину ивспомним сказку. Что посадил дед?
Дети: Репку.
Воспитатель: Какая выросла репка?
Дети:Большая-пребольшая.
Воспитатель: Кого первого позвал дед напомощь, чтобы вытащить репку?
Дети: Бабку.
Воспитатель: Кто стоит между внучкой икошкой?
Дети: Жучка.
Воспитатель: Кто стоит забабкой?
Дети: Внучка.
Воспитатель: Кто последним пришел тянуть репку?
Дети: Мышка.
Воспитатель: Кто стоит перед мышкой?
Дети: Кошка.
Воспитатель: Молодцы! Продолжим нашу экскурсию. Выочень наблюдательные. Это поможет вам при выполнении следующего задания.
(Воспитатель демонстрирует картинку Найди 10 отличий.)
Воспитатель: Посмотрите наэти две картинки. Напервый взгляд, они одинаковые, ноэто нетак. Изображения отличаются друг отдруга. Если выбудете внимательными, тонайдете все отличия.
(Дети рассматривают картинки инаходят отличия.)
VIчасть
Воспитатель: Выотлично справляетесь сзадачами! Молодцы! Атеперь мывходим взал, который называется Веселая геометрия. Посмотрите внимательно накартинки? Что наних изображено?
(Воспитатель демонстрирует детям картинки сизображениями разных домиков— рис.5.)
Дети: Домики.
Воспитатель: Какой домик здесь лишний? Почему?
Дети (предлагают разные варианты ответов):
Лишний здесь домик 1: внем три окна, авостальных— подва. (Или: лишний домик 2, унего труба, аудругих домов еенет. Или: лишний домик 3, так как онменьше остальных. Или: лишний домик 4, унего крыша нетреугольная, как вдругих домиках.)
Воспитатель (делает вывод израссуждений детей):
Тоесть каждый домик может быть лишним, потому что все они отличаются друг отдруга. Посмотрите теперь надругое изображение.
(Воспитатель демонстрирует детям картинку сизображениемвагончиков разной геометрической формы— рис.6.)
Воспитатель: Что нарисовал художник?
Дети: Вагончики, поезд.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры напоминают вам вагоны?
Дети: Трапецию, прямоугольник, треугольник.
Воспитатель: Что общего уэтих фигур?
Дети: Уних есть углы.
Воспитатель: Какие углы вызнаете?
Дети: Угол может быть тупой, острый, прямой.
(Дети показывают указкой углы накартинке.)
Воспитатель: Поезд едет порельсам. Какую линию напоминают вам рельсы?
Дети: Прямую.
Воспитатель: Что напоминают шпалы?
Дети: Отрезки.
Воспитатель: Отрезок— это часть какой линии?
Дети: Прямой.
Воспитатель: Естьли точки ограничения упрямой линии?
Дети: Нет. Она может продолжаться бесконечно.
Воспитатель: Ауотрезка есть точки ограничения?
Дети: Да, есть две точки ограничения.
Воспитатель: Что еще изображено накартинке?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Что есть усолнышка?
Дети: Лучи.
Воспитатель: Сколько точек ограничения улуча?
Дети: Одна точка ограничения. Луч можно продолжить только водну сторону.
Воспитатель: Молодцы! Выбыстро справились сзаданиями, верно решили все задачки ипоказали, что много знаете изматематики. Асколько интересного мысегодня увидели! Понравились вам экспонаты нашего музея? Что больше всего запомнилось? Какие задания вывыполняли?
(Дети отвечают.)
Воспитатель: Наэтом наша экскурсия заканчивается. Надеюсь, мыеще нераз побываем свами вМузее математики.