Публикации
Родительский лекторий «Особые дети- особый подход»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родительский лекторий «Особые дети- особый подход»
Автор: Маркина Екатерина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Родительский лекторий «Особые дети- особый подход»
Автор: Маркина Екатерина Сергеевна
Родительский лекторий «Особые дети- особый подход».Добрый день, уважаемые родители. Мы очень рады, что наши онлайн встречи нашли у вас отклик и стали связующим звеном между родителями и сотрудниками образовательной организации. В ходе обратной связи было получено достаточное количество вопросов, просматривая которые, отметили для себя, что на данный момент вас наиболее тревожит, что актуально и важно для вас, уважаемые родители, и сегодня попробуем ответить на следующие:Что означает кодировка в рекомендациях ПМПК АООП вариант 1, АООП вариант 2? Чем же варианты отличаются друг от друга? Постараюсь не занимать время встречи нормативными документами, которые представлены в полном объеме на сайте школы. Основываясь на уже полученных ранее представлениях об особенностях организации образования в нашей школе, попробуем правильно понять и принять смысл коррекционного образования и разобраться, какой же оптимальный образовательный маршрут выбрать для ребенка с отклонениями в интеллектуальном развитии.ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ:На основе ФГОС УО (ИН) разрабатываются 2 варианта адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП - вариант 1, вариант 2). Варианты и 1, и 2 предполагают, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки. рекомендуется обучающимся с легкой степенью умственной отсталости, готовых к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию со сверстниками в условиях образовательной организации.Цель реализации АООП УО (Вариант 1) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта. разработан для обучающихся, обнаруживающих интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести, т.е. имеются множественные тяжелые нарушения развития. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания. Целью образования обучающихся по АООП (Вариант 2) является развитии личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.Таким образом, одно из первых и основных отличий между вариантом 1 и вариантом 2– это разница в удельном весе академического компонента и компонента жизненных компетенций, осваиваемых ребенком.СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ АООПДальше обратимся к цифрам и сравним сроки реализации АООП, иными словами продолжительность образования:Так по варианту 1 выделено 2 этапа 1 этап 1-4 классы;2 этап 5-9 классыОбщая длительность обучения – 9 лет. Руководствуясь принципом нормализации жизни, общее образование обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе вариант 2 выделено уже 3 этапа: I этап – 1 дополнительный и 1-4 классы;II этап - 5-9 классы; III этап - 10-12 классыТо есть, предусмотрено значительное увеличение календарных сроков обучения до 13 лет за счет добавления 1 дополнительного класса и реализации третьего этапа обучения.ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:Что касается, организации образовательной деятельности, отмечу следующее,За обучающимися по варианту 1 в период начального образования (1-4 классы) закреплен один кабинет и основную часть учебных предметов ведёт классный руководитель. Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик от одного уютного кабинета, от одного учителя, к которому привык, попадает в совершенно новый мир, новое образовательное пространство, одновременно продолжая обучение и адаптируясь к - смене социальной обстановки и роли учащегося;- изменению режима дня; - увеличению учебной нагрузки;- разности методики и форм обучения; системе оценивания знаний;- различию требований со стороны учителей-предметников.Проблема «стыковки» начальной и средней школы для ребенка носит поистине космический характер. Новые учителя, новые предметы, новый классный руководитель, новые кабинеты. Пятиклассники обычно очень переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Принимая во внимание лабильность психики обучающихся по варианту 2 обогащение жизненного опыта и расширение повседневных социальных контактов происходит путем индивидуально- дозированного поэтапного и планомерного введения ребенка в более сложную предметную и социальную среду, постепенного расширения границ образовательного пространства и в доступных для каждого обучающегося пределах реализуется расширение круга лиц, участвующих в процессе обучения и воспитания.Поэтому, у обучающихся по варианту 2 - практически все основные учебные предметы на протяжении всего периода обучения ведёт классный руководитель, что влечет за собойсоблюдение единых требований по многим вопросам учебной деятельности между начальной и основной школой; применение единого подхода к критериально-оценочной деятельности в начальных и средних классах; предоставление возможности обучающимся адаптироваться к индивидуальному стилю преподавания, тем самым получив возможность к более быстрому темпу работы, легкому вхождению в алгоритмы выполнения новых заданий, более прочному усвоению материала и т. д.; Также на протяжении всего периода обучения сохраняется за классом кабинет, со специальной организацией рабочего места с учетом потребностей каждого обучающегося и специально созданной предметно-развивающей средой, мотивирующей детей на овладение доступными базовыми учебными действиями и жизненными компетенциями. Таким образом, создание «гибких» условий педагогического сопровождения ребенка, стабильность и постепенное своевременное расширение пространственно-временной и социальной организации жизни в школе сводят к минимуму стрессовые факторы пребывания особого ребенка в школе.УЧЕБНЫЙ ПЛАН Обращаясь к учебным планам, можно увидеть существенную разницу между 1 и 2 вариантом не только в перечне осваиваемых предметов, но и в тенденции их ежегодного увеличения. Так в начальной школе (вариант 1) дети осваивают: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, изо, ручной труд, музыка, физкультура.Далее с переходом на следующий этап каждый год начинают добавляться новые учебные предметы различные по направлению и объемные по содержанию:5 класс - природоведение, профильный труд, основы социальной жизни.6 класс –мир истории, география.7 класс - биология, история Отечества, информатика.Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся вариант 2 обеспечивается существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении по варианту 1, а именно:1 (дополнительный)-4 класс: речь и альтернативная коммуникация, математические представления, изо, человек, окружающий природный мир, окружающий социальный мир, музыка, адаптивная физкультура, домоводство. В дальнейшем с 5-12 класс: для изучения остаются те же предметы и лишь добавляется профильный труд.А коррекционные курсы, представленные следующими предметами: предметно-практические действия, двигательное развитие, сенсорное развитие, альтернативная коммуникация также остаются неизменными на протяжении всего периода обучения. ВОЗМОЖНОСТЬ НАПИСАНИЯ СИПРОсновной документ педагога – рабочая программа, с помощью которой он определяет оптимальные цели, задачи, содержание, формы, методы и приемы, планируемые результаты организации образовательного процесса по учебному предмету.АООП 1 вариант дает возможность педагогическим работникам разработать рабочую программу по учебным предметам на конкретный класс, где определены два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.АООП 2 вариант – предусматривает обязательную индивидуализацию обучения, то есть обучение по специальной индивидуальной программе развития разработанную для конкретного ребенка.Учителя выбирают из программного материала учебных предметов и коррекционных курсов образовательные задачи, которые обучающийся сможет освоить за один год.Здесь также стоит отметить, что Учебный материал подаётся в замедленном темпе, малыми порциями, максимально развернуто и дробно, излагается доступно, с частой повторяемостью и обязательной опорой на жизненный опыт ребёнка. При проведении уроков педагоги применяют игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи. На уроках и внеклассных мероприятиях создаются ситуации естественной речевой среды, спонтанных речевых высказываний, формируется навык социального поведения обучающихся. Учебный материал предъявляется с обязательной опорой на зрительные образы (иллюстрации, модели, схемы). Перед началом выполнения задания обязательно проговаривается алгоритм действий обучающегося. При обучении происходит чередование методов обучения и частая смена видов деятельности (по учебнику, с наглядным материалом, с раздаточным материалом, использование реальных действий с предметами и т.д.). ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ АООП: Что касается планируемых результатов освоения АООП, то 1 вариант предусматривает, что к концу учебного года ребёнок осваивает установленный объём программы, овладевает определенными знаниями и умениями. Уровень этих знаний и умений выражается в оценке по четко обозначенным критериям.2 вариант не имеет четко обозначенных промежуточных результатов освоения программы и опирается на индивидуальные особенности и возможности ребёнка – подразумеваются лишь возможные результаты освоения программы.Простыми словами, если 1 вариант программы подразумевает, что ребёнок в определенном возрасте обязательно должен научиться читать, писать и считать, и дальше совершенствовать эти навыки, то при обучении по 2 варианту программы освоение этих навыков не закреплено за определенным возрастом и зависит от особенностей конкретного ребёнка. Один ребёнок может выучить буквы и начать читать в 3 классе, другой - только к 9-10 классу, а третий вообще не научится этого делать.ДОКУМЕНТ ОБ ОБУЧЕНИИ:После окончания школы, обучающимся по варианту 1 выдается свидетельство об обучении с оценками, которое дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с интеллектуальными нарушениями в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (Приказ Минобрнауки России от 18.04. 2013 г. N 292). Обучающимся по варианту 2 выдается свидетельство об обучении без оценок и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно. Также дети-инвалиды, дети с умеренной или более тяжёлой умственной отсталостью, могут проходить реабилитацию в центрах социальной адаптации инвалидов.Почему важно не ошибиться с выбором программы обучения?Близится время отдавать ребёнка в школу. Для того, чтобы выбрать вариант обучения, нужно пройти ПМПК и получить заключение с рекомендацией обучения по определённой программе. Уважаемые родители, вы, наверное, удивитесь, но именно вы играете одну из главных ролей в определении того, по какой программе будет обучаться ваш ребенок. Только вы вправе как принять, так и отказаться от выполнения рекомендаций ПМПК, от любых изменений образовательного маршрута.Выбор особого образовательного маршрута - это непростой и эмоционально тяжелый шаг. Опыт последних лет показывает, что случается такое, что при прохождении ПМПК, родители по разным причинам, морально и эмоционально были не готовы, или сознательно и категорично не могут принять или согласиться с рекомендациями специалистов, и с формулировкой, что «они лучше всех знают своего ребёнка, на что он способен, что он умеет, а что нет» и настаивают на том, чтобы его ребёнка обучали по варианту 1. Члены ПМПК после проведения квалифицированной диагностики, обсуждений, предложений, разъяснений скорее всего, не будут спорить с вами и укажут в заключении то, на чём вы настаиваете. Но подумайте, делаете ли вы этим лучше для своего ребёнка? Получит ли ребенок пользу от такого обучения, а также своевременную необходимую коррекционную помощь? Меняет ли от этого ребёнок, мгновенно, свой уровень развития - овладевает речью и расширяет словарный запас, овладевает навыками самообслуживания, умением держать карандаш, сидеть за партой, выполнять указания учителя, подчинять свои действия определённым правилам и требованиям? Мне кажется, что ответ на все эти вопросы будет отрицательный.Давайте подумаем, для чего же требовать от ребёнка невозможного, заставлять его учиться по той программе, которую он не усваивает - не может освоить отвлечённый счёт, научиться читать, писать (не списывать по буквам, а писать самостоятельно), а в большинстве случаев даже говорить? Такое обучение, несоответствующее возможностям ребёнка, будет потраченным впустую временем, и не принесёт никакой пользы. Нагрузка на ребёнка будет запредельная, изучаемый материал слишком абстрактный и недоступный для его понимания. Обучение, которое опирается на то, что у ребёнка не сформировано, не только неэффективно, но и несёт вред для него, так как не ведёт к успешности ребёнка, упускается драгоценное для коррекции время.Просто осознайте и примите, что от того, что в заключении ПМПК вы ожидаете увидеть слова "лёгкая умственная отсталость" - по факту ребёнок таким не стал, и этим вы ему только навредите. Здесь нужно думать не о том, каким вам хочется, чтобы был ваш ребёнок, а о том, какой он есть на самом деле, здесь и сейчас, и какая ему необходима коррекционно-педагогическая помощь. Каждый ребёнок должен быть успешен, для него это очень важно!Уважаемые родители, прежде, чем настаивать на своём варианте диагноза на ПМПК - подумайте тысячу раз, вспомните то, о чём я вам говорю, и не допустите неправильного развития событий, не навредите своему ребёнку. Важно помнить! В процессе освоения АООП сохраняется возможность перехода обучающегося с одного варианта АООП на другой. Основанием для этого является заключение ПМПК. Перевод обучающегося осуществляется образовательной организацией на основании комплексной оценки результатов освоения АООП и учета мнения родителей.ФГОС для детей с умственной отсталостью дает широкие возможности для того, чтобы выстроить индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка — независимо от тяжести нарушений. Успешным обучение станет только тогда, когда все участники, а это сам ученик, его родители (законные представители) и образовательное учреждение, действуют согласованно, с пониманием общей цели — получения образования того уровня, на который способен ребенок. В свою очередь, специалисты нашей школы всегда готовы помочь разобраться и определиться с вариантом обучения.
