Публикации
Творческие находки при создании познавательной среды в группах
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческие находки при создании познавательной среды в группах
Автор: Ольга Валерьевна Любарская
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Творческие находки при создании познавательной среды в группах
Автор: Ольга Валерьевна Любарская
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида №4"Выступление на педсовете«Творческие находки при создании познавательной среды в группах». Воспитатель: Любарская О.В.2023г.ТВОРЧЕСКИЕ НАХОДКИ ПРИ СОЗДАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ.Любарская Ольга Валерьевна Основная цель: создание условий для развития у детей познавательных интересов, познавательных способностей.Задачи:- внедрение в практику новые подходы к организации развивающей предметно – игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО;- организовать развивающую среду, способствующую развитию познавательных интересов детей с учетом их потребностей и интересов. А. В. Петровский говорил: «Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника, поскольку познавательная активность, это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира». Одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог – владеющий необходимыми личностными качествами (творческим потенциалом, с арсеналом необходимого педагогического инструментария), может увлечь, заинтересовать, способствовать развитию познавательной активности у детей дошкольного возраста. Формирование предметно - развивающей среды – является одним из важнейших направлений в работе воспитателя по созданию предметного пространства для детей старшего дошкольного возраста. ФГОС выдвигает следующие требования к развивающей предметно - пространственной среде. Она должна быть: содержательно – насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, вариативной, безопасной. Развитие познавательного интереса очень сложный процесс который возможен при наличии в группе развивающей предметно – пространственной среды. Потребность детей в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской деятельности, направленной, на познание окружающего мира. Время идет вперёд и мы должны идти в ногу со временем. В нашей группе появилась возможность создать развивающую предметно – пространственную среду с элементами ТРИЗ - технологии. Во-первых - это дополнительный дидактический, игровой, методический материал, во вторых это дает возможность качественно обновить воспитательный образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.На мой взгляд, наиболее интересным для детей являются «Круги Луллия» - это пособие из арсенала технологии ТРИЗ.Круги Луллия - многофункциональное пособие, так как с его помощью можно решать множество образовательных задач:• Развитие логического мышления. • Закреплять знания об окружающем мире.• Развитие сенсорных способностей.• Тренировать наглядно-образное мышление.• Развивать представление о множестве.• Тренировать в счёте, решение примеров.• Закреплять знания о значении цифр и чисел, различать их.• Формировать представления о математических понятиях.• Знакомство с цифрой, цветом, размером.• Развивать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.Методика работы с кругами Луллия следующая. Например, вы знакомите дошкольников с животными. На одном из колец помещаются изображения животных, на втором места их обитания, на третьем пища животных. Вращая кольца и соединяя сектора дошкольники запомнят, что птица живёт в гнезде и питается насекомыми, а пингвин во льдах и ест рыбу. С возрастом эту игру можно усложнить, предложить детям подумать, что будет с белкой, если она попадёт в гнездо и будет питаться морковкой (дети могут соединять сектора в любой комбинации и составлять, таким образом, творческие рассказы). Использовать круги Луллия можно в любых областях. Например: закреплять знания цифр и умение пересчитывать предметы (на одном кольце группа предметов, на другом соответствующая ей цифра); знания геометрических фигур (соединять предмет определённой формы с эталоном); развивать фонематический слух (соединять картинку с буквой, обозначающей первый звук в слове, а на третьем кольце можно изобразить схему слогового анализа и считать слоги в словах). Варианты использования этого пособия безграничны.Методические рекомендации при использовании этого метода• Для работы с дошкольниками целесообразно использовать не более 4-х кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.• Для работы с детьми 4-го года жизни целесообразно брать только 2 круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.• В работе с детьми 5-го года жизни используют 2-3 круга по 4-6 сектора на каждом.• Дети 7-го года вполне справляются с заданиями, в которых используются 4 круга с 8 секторами на каждом.• Сами круги желательно изготовить из пластика или толстого картона. На сектора прикрепляются картинки по теме занятия с помощью, например, скотча, липучек, чтобы можно было легко поменять их.Достижению тех же целей и задач способствует ЛЕПБУКЛэпбук или тематическая папка (а также наколенная книга, мини-книжка) – это самодельная интерактивная папка с дверками, окошками, кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме. Лэпбук не просто папка, а наглядно-практический метод обучения, который отвечает современным требованиям организации предметно-пространственной развивающей среды в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:- трансформируемость (дает возможность менять пространство в зависимости от образовательной ситуации);- полифункциональность (использование в разных видах детской активности);-вариативность (переодическая сменяемость разнообразных материалов, обеспечивающихсвободный выбор детей);- доступность лэпбука обеспечивает все виды детской активности;- лэпбук соответствует самому главному требованию к организации ППРС – это безопасность.Какое значение имеет лэпбук для педагога? Он способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования; способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности; способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми. Для ребенка лэпбук – это помощник в:- понимании и запоминании информации по изучаемой теме;- приобретении ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме;- повторению и закреплению материала по пройденной теме.Чтобы изготовить лэпбук, нужно придерживаться несложной схемы:1. Определиться с темой. Тема для папки может быть совершенно любой. Как и ее сложность. Для детей младшего возраста я беру «обобщающие» темы, например «весна», «зима»…. Для детей старшего возраста можно взять темы, несущие более конкретную информацию.2. После того, как вы определились с темой, вам надо взять бумагу, ручку и написать план. Так как это не просто книжка, а учебное пособие, необходимо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.3. Третий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет: используя компьютерные технологии и программы или проявить чудеса изобразительного искусства, т. е. нарисовать чертеж от руки. Здесь границ для фантазии нет. Формы представления информации могут быть различные: от самых простых – текстовых, до развивающих заданий и игр. Затем все это надо разместить на разных элементах: книжка-раскладушка, кармашек, цветочек, спрятать за дверцу, движущий элемент, карточки, гармошка и т. д. Потом сделать черновик: нарисовать все это на листе бумаги А4, сложенном в виде лэпбука, Так будет легче понять, как потом разместить элементы на лэпбуке.В заключении хочется отметить, на мой взгляд, лэпбук, круги Луллия – это эффективные технологии дошкольного образования.Если развивающая предметно – пространственная среда спроектирована, организована профессионально грамотно, если элементы среды обладают развивающим потенциалом, то такая среда способствуют максимальному раскрытию способностей и возможностей ребенка дошкольника, развитию познавательной мотивации.Используемые источники:
