Публикации
"Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста"
Автор: Алиева Эльмира Ибрагимовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста"
Автор: Алиева Эльмира Ибрагимовна
Методические рекомендациидля педагогов-психологов по использованию психолого-педагогическихздоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возрастаАлиева Эльмира Ибрагимовна педагог-психолог Государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям « Рука в руке»Всемирная организация здравоохранения определила, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.Реализация образовательных стандартов, усложняющихся по объективным потребностям общества, часто происходит на фоне ухудшения здоровья учащихся.В группе риска школьной дезадаптации находятся учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР).Комплексное изучение ЗПР активно началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века. Ученые, внесшие вклад в эту проблему: Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Н.С. Певзнер, В.М. Астапов, В.М. Лубовский, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева. Они показали, что у детей с ЗПР затруднен процесс овладения знаниями, задерживается развитие познавательной, речемыслительной деятельности, что препятствует развитию игровой, учебной и коммуникативной деятельности и нарушает социальную адаптацию.Дети с ЗПР отличаются от своих сверстников по показателям физического и психического развития. Они эмоционально возбудимы, двигательно беспокойны, неусидчивы, с нарушениями моторики и пространственной ориентации. У них бедный запас знаний, незрелое мышление, преобладание игровых интересов, низкая познавательная активность. Их поведение характеризуется негативизмом, раздражительностью или заторможенностью, апатичностью, чувством ущемленности, нарушением регуляции, неспособностью к длительным волевым усилиям. Здоровьесберегающие технологии помогают исправить и нормализовать их психическое и физическое состояние.Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимаются все технологии, способствующие сохранению и улучшению здоровья обучающихся. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка. Концепция образования предусматривает не только сохранение, но и формирование здорового образа жизни.Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы по степени влияния на здоровье детей. Их главный признак — использование психолого-педагогических приемов и методов для решения проблем.Выделяют три вида здоровьесберегающих образовательных технологий:Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний. Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми и психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса. Учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению заботе о здоровье и формированию культуры здоровья. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИИгровые технологии Снятие эмоционального напряжения Создание благоприятного психологического климата на уроке или занятии Личностно-ориентированное обучение Субъект-субъектные взаимоотношения Дифференцированное обучение Создание ситуации успеха Чередование видов деятельности (учёт сенсорного типа ребёнка) Чередование методов преподавания Чередование позы на протяжении урока или занятия Динамические паузы Дыхательная гимнастика Гимнастика для глаз Массаж биологически активных точек Физкультминутки Эмоциональные разрядки на уроке или занятии Сказкотерапия Музыкотерапия Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке и т.д. ЦЕЛЬ: повышение адаптивных возможностей детей с задержкой психического развития через использование различных форм здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий.ЗАДАЧИ: Снижение психоэмоционального напряжения, формирование умения расслабляться Формирование произвольности, саморегуляции поведения, снятие проявлений импульсивности Развитие общей и мелкой моторики Развитие межполушарного взаимодействия Развитие речи Формирование пространственных представлений, «схемы тела» ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В результате применения предлагаемых психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий у детей, имеющих задержку психического развития:формируется устойчивое положительное настроение, они становятся спокойнее, умеют выполнять упражнения на снятие мышечных зажимов формируется произвольность поведения, уменьшается количество импульсивных проявлений улучшается общая и мелкая моторика повышаются функциональные возможности головного мозга путем развития межполушарного взаимодействия обогащается активный и пассивный словарный запас формируются пространственные представления, и представления о собственном теле и теле другого человека Особенность и новизна данных методических рекомендаций состоит в комплексном использовании разнообразных форм психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. СОДЕРЖАНИЕI. Основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий:Создание комфортных гигиенических условий: режим температуры и влажности, проветривание, отсутствие посторонних звуков, соответствие парт возрасту и росту детей, чистота и красота. Разнообразие структуры занятия: чередование видов деятельности через 7-10 минут. Использование трех и более методов преподавания: словесный, наглядный, практический. Чередование методов через 10-15 минут. Устранение утомления: комплексы физических упражнений общего воздействия, для плечевого пояса и рук, для мозгового кровообращения, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения (А.Н. Стрельниковой). Проведение физкультминуток: простых и интересных, объединенных единым сюжетом. Создание доброжелательной атмосферы, ситуации успеха, исключение стрессовых ситуаций. Использование игровых технологий, обучающих программ, оригинальных заданий для снятия эмоционального напряжения. II. Формы здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися с ЗПР младшего школьного возраста:1. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения с музыкотерапией (классическая музыка, голоса природы). Упражнения помогают стать детям спокойнее и работоспособнее, расслабляют мышцы, эмоционально успокаивают, создают радостную обстановку на занятии.2. Развитие общей моторики. Оздоровительные паузы – физминутки в игровой форме в середине занятия для нормализации мышечного тонуса, исправления поз, запоминания движений, быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с движениями улучшает пространственную ориентацию и память, внимание.3. Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика – упражнения для мелкой мускулатуры пальцев, тренируют точность движений, улучшают внимание, память, терпение, усидчивость, творческие способности. Игры можно проводить в начале занятия или после напряженной зрительной работы. Сопровождаемые стихами, они развивают речь и чувство ритма.4. Самомассаж – массаж, выполняемый самим ребёнком, стимулирует кинестетические ощущения мышц, участвующих в речи, нормализует мышечный тонус, повышает активность мозга.5. Кинезиология – развитие межполушарного взаимодействия для мыслительной деятельности. Задачи: развитие межполушарной специализации; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи, мышления; снижение утомляемости.Для постепенного усложнения упражнений:ускорение темпа, выполнение с прикушенным языком и закрытыми глазами, подключение движений глаз и языка к движениям рук, дыхательные упражнения, метод визуализации. Комплексное использование здоровьесберегающих технологий формирует у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, повышает эффективность коррекционно-развивающей работы, сохраняет и развивает физическое и психическое здоровье, повышает адаптивные возможности.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫМамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. — СПб.: Речь, 2006. Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении/ под ред. Ж.М. Глозман.-м.:Генезис.2016 Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.— СПб.: КОРОНА-Век, 2007. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.
