Публикации "Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Методические рекомендации для педагогов-психологов по использованию психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста"
Автор: Алиева Эльмира Ибрагимовна

Методические рекомендациидля педагогов-психологов по использованию психолого-педагогическихздоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возрастаАлиева Эльмира Ибрагимовна педагог-психолог Государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской социальной помощи семье и детям « Рука в руке»Всемирная организация здравоохранения определила, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.Реализация образовательных стандартов, усложняющихся по объективным потребностям общества, часто происходит на фоне ухудшения здоровья учащихся.В группе риска школьной дезадаптации находятся учащиеся с задержкой психического развития (ЗПР).Комплексное изучение ЗПР активно началось в отечественной дефектологии в 60-е годы XX века. Ученые, внесшие вклад в эту проблему: Т.А. Власова, Л.С. Выготский, Н.С. Певзнер, В.М. Астапов, В.М. Лубовский, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Г.Е. Сухарева. Они показали, что у детей с ЗПР затруднен процесс овладения знаниями, задерживается развитие познавательной, речемыслительной деятельности, что препятствует развитию игровой, учебной и коммуникативной деятельности и нарушает социальную адаптацию.Дети с ЗПР отличаются от своих сверстников по показателям физического и психического развития. Они эмоционально возбудимы, двигательно беспокойны, неусидчивы, с нарушениями моторики и пространственной ориентации. У них бедный запас знаний, незрелое мышление, преобладание игровых интересов, низкая познавательная активность. Их поведение характеризуется негативизмом, раздражительностью или заторможенностью, апатичностью, чувством ущемленности, нарушением регуляции, неспособностью к длительным волевым усилиям. Здоровьесберегающие технологии помогают исправить и нормализовать их психическое и физическое состояние.Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимаются все технологии, способствующие сохранению и улучшению здоровья обучающихся. Это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка. Концепция образования предусматривает не только сохранение, но и формирование здорового образа жизни.Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы по степени влияния на здоровье детей. Их главный признак — использование психолого-педагогических приемов и методов для решения проблем.Выделяют три вида здоровьесберегающих образовательных технологий:
  • Организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний.
  • Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми и психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса.
  • Учебно-воспитательные технологии, включающие программы по обучению заботе о здоровье и формированию культуры здоровья.
  • ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • Игровые технологии
  • Снятие эмоционального напряжения
  • Создание благоприятного психологического климата на уроке или занятии
  • Личностно-ориентированное обучение
  • Субъект-субъектные взаимоотношения
  • Дифференцированное обучение
  • Создание ситуации успеха
  • Чередование видов деятельности (учёт сенсорного типа ребёнка)
  • Чередование методов преподавания
  • Чередование позы на протяжении урока или занятия
  • Динамические паузы
  • Дыхательная гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Массаж биологически активных точек
  • Физкультминутки
  • Эмоциональные разрядки на уроке или занятии
  • Сказкотерапия
  • Музыкотерапия
  • Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке и т.д.
  • ЦЕЛЬ: повышение адаптивных возможностей детей с задержкой психического развития через использование различных форм здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий.ЗАДАЧИ:
  • Снижение психоэмоционального напряжения, формирование умения расслабляться
  • Формирование произвольности, саморегуляции поведения, снятие проявлений импульсивности
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Развитие межполушарного взаимодействия
  • Развитие речи
  • Формирование пространственных представлений, «схемы тела»
  • ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: В результате применения предлагаемых психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий у детей, имеющих задержку психического развития:
  • формируется устойчивое положительное настроение, они становятся спокойнее, умеют выполнять упражнения на снятие мышечных зажимов
  • формируется произвольность поведения, уменьшается количество импульсивных проявлений
  • улучшается общая и мелкая моторика
  • повышаются функциональные возможности головного мозга путем развития межполушарного взаимодействия
  • обогащается активный и пассивный словарный запас
  • формируются пространственные представления, и представления о собственном теле и теле другого человека
  • Особенность и новизна данных методических рекомендаций состоит в комплексном использовании разнообразных форм психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-развивающих занятий с детьми с ЗПР младшего школьного возраста. СОДЕРЖАНИЕI. Основные требования к организации коррекционно-развивающих занятий:
  • Создание комфортных гигиенических условий: режим температуры и влажности, проветривание, отсутствие посторонних звуков, соответствие парт возрасту и росту детей, чистота и красота.
  • Разнообразие структуры занятия: чередование видов деятельности через 7-10 минут.
  • Использование трех и более методов преподавания: словесный, наглядный, практический.
  • Чередование методов через 10-15 минут.
  • Устранение утомления: комплексы физических упражнений общего воздействия, для плечевого пояса и рук, для мозгового кровообращения, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения (А.Н. Стрельниковой).
  • Проведение физкультминуток: простых и интересных, объединенных единым сюжетом.
  • Создание доброжелательной атмосферы, ситуации успеха, исключение стрессовых ситуаций.
  • Использование игровых технологий, обучающих программ, оригинальных заданий для снятия эмоционального напряжения.
  • II. Формы здоровьесберегающих психолого-педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с учащимися с ЗПР младшего школьного возраста:1. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения с музыкотерапией (классическая музыка, голоса природы). Упражнения помогают стать детям спокойнее и работоспособнее, расслабляют мышцы, эмоционально успокаивают, создают радостную обстановку на занятии.2. Развитие общей моторики. Оздоровительные паузы – физминутки в игровой форме в середине занятия для нормализации мышечного тонуса, исправления поз, запоминания движений, быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с движениями улучшает пространственную ориентацию и память, внимание.3. Развитие мелкой моторики, пальчиковая гимнастика – упражнения для мелкой мускулатуры пальцев, тренируют точность движений, улучшают внимание, память, терпение, усидчивость, творческие способности. Игры можно проводить в начале занятия или после напряженной зрительной работы. Сопровождаемые стихами, они развивают речь и чувство ритма.4. Самомассаж – массаж, выполняемый самим ребёнком, стимулирует кинестетические ощущения мышц, участвующих в речи, нормализует мышечный тонус, повышает активность мозга.5. Кинезиология – развитие межполушарного взаимодействия для мыслительной деятельности. Задачи: развитие межполушарной специализации; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие способностей; развитие памяти, внимания, речи, мышления; снижение утомляемости.Для постепенного усложнения упражнений:
  • ускорение темпа,
  • выполнение с прикушенным языком и закрытыми глазами,
  • подключение движений глаз и языка к движениям рук,
  • дыхательные упражнения, метод визуализации.
  • Комплексное использование здоровьесберегающих технологий формирует у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни, повышает эффективность коррекционно-развивающей работы, сохраняет и развивает физическое и психическое здоровье, повышает адаптивные возможности.СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство. — СПб.: Речь, 2006.
  • Практическая нейропсихология. Опыт работы с детьми, испытывающими трудности в обучении/ под ред. Ж.М. Глозман.-м.енезис.2016
  • Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: Сфера, 2001.
  • Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  • Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.— СПб.: КОРОНА-Век, 2007.
  • Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.
  • -