Публикации Подготовка педагога и родителей к взаимодействию с одаренными детьми

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка педагога и родителей к взаимодействию с одаренными детьми
Автор: Миллер Юлия Викторовна

Подготовка педагога и родителей к взаимодействию с одаренными детьмиОдаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе.Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены поотношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей.Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы.Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.По мнению некоторых исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создаеттеплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированиюположительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.Успешный учитель для одаренных учащихся — прежде всего прекрасный учитель, глубоко знающий и любящий свою работу. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами,которые существенны в общении с любым одаренным школьником. Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:1) с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;2) предоставлением знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;3) тренировкой умений, необходимых для того, чтобы обучать эффективно и создавать индивидуальные программы.Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей для одаренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на видыактивности. Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Дажена тех уроках, где присутствует диалог, функции его, ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания насодержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Учителя, работающие с одаренными детьми, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся.
-