Публикации
Язык как инструмент власти
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Язык как инструмент власти
Автор: Писарева Елена Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Язык как инструмент власти
Автор: Писарева Елена Викторовна
Язык как инструмент социальной властиЯзык – это сложная и совершенная система знаков, точно приспособленная для передачи человеческих мыслей и чувств. Она тесно связана с обществом, его культурой и людьми, живущими и работающими в обществе, пользующимися языком широко и разнообразно. В процессе общения люди обмениваются своими мыслями, волеизъявлением, чувствами и душевными переживаниями, а также влияют друг на друга в определенном направлении, добиваются общего взаимопонимания. С помощью языка люди имеют возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности [3, с.9]. Воздействие языка на общество усиливается вместе с развитием самого общества – это влияние возрастает по мере развития производства, техники, науки, культуры и государства.Язык издревле привлекал всеобщее внимание и был предметом изучения. Еще древние греки были увлечены разнообразием способов использования языка, который они рассматривали не только как изобразительно-выразительное средство, но и как орудие убеждения. Язык является сложным социальным образованием и являет собой определенную систему, выполняющую в обществе целый ряд функций: функцию выражения, функцию обозначения, познавательную функцию, информационно-трансляционную функцию, коммуникативную. Язык используется как специфическое социокультурное средство накопления, хранения и передачи информации, а также управления человеческой деятельностью и поведением. Эдуард Сепир писал о значимости языка, акцентируя внимание на том, что окружающая действительность не ограничивается миром вещей и общественной деятельности, вопреки распространенному заблуждению «...люди в значительной степени находятся под влиянием того конкретного языка, который является средством общения для данного общества» [6, с.6]. Было бы ошибкой считать, что мы можем полностью осознать действительность, не прибегая к помощи языка, или что речь является побочным средством для решения некоторых частных проблем общения и мышления.На сегодняшний день существует много определений «языка», приведем некоторые из них:Известный философ В.С. Соловьев отмечает, что «язык» – это система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, передачи социального опыта, культурных норм и традиций, которая реализуется из поколения в поколение. Посредством языка осуществляется познание мира, самопознание личности [1, с.17-18]. В филологическом определении обращается внимание прежде всего на исторический характер языка и приводится следующее определение: «язык – это исторически заключенная система звуковых, словарных и грамматических средств, которая объективирует работу мышления и является орудием общения, обмена мнениями и взаимного понимания людей в обществе» [4, с.20]. С точки зрения культурологов «язык – это система знаков, важнейшее средство человеческого общения, она неразрывно связана с мышлением и является социальным средством хранения и передачи информации. Взаимосвязь языка и культуры оказывается движением в одну сторону, так как язык отражает действительность, а культура является неотъемлемым компонентом этой действительности, с которой сталкивается человек, то и язык – простое отражение культуры. Таким образом, если влияние культуры на язык совершенно очевидно, то вопрос об обратном влиянии языка на культуру остается пока открытым [2, с.11]. Правовое определение языка конкретизируется в понятиях государственного и официального языков, выступающих в процессе социальной интеграции человека как неотъемлемый элемент социальной интеграции и как первое средство социализации человека. Суммируя вышеприведенные определения, можно заключить, что речь играет ведущую роль в формировании и развитии человеческого сознания, так как речь выступает основным средством коммуникации, обеспечивая накопление, хранение, преобразование и передачу информации и знаний.В последнее время в лингвистике речь представляется не только как средство общения и передачи информации, но и средство воздействия. Действительно, как считают некоторые исследователи, все мы манипулируем языком, причем делаем это постоянно, хотим мы того или нет. У языка есть множество способов навязывания людям нежелательных для власти чувств и представлений. И вина за такие языковые злоупотребления лежит не на языке, а на тех, кто его употребляет. Кроме того, возможность по-разному понимать одни и те же ситуации связана со способностью языка осваивать безгранично разнообразную реальность, иначе язык просто не смог бы выполнять свои функции. Следует отметить, что речевые механизмы манипулирования являются механизмами функционирования речи. Да, одни и те же средства используются и для искажения истины, и для ее прояснения. Ни один из языковых механизмов не предназначен специально для манипулирования, но почти любой может быть использован для этого. Общение всегда предполагает манипулирование, поэтому избежать его возможно, только распознав его.Искусство политики, занимающей в культуре особое место, излагается на особом языке, предназначенном для выражения специфических политических проблем и вопросов. Язык политики имеет свою, только ему присущую систему знаков и правил соединения, которые служат для передачи содержания и значения. Язык политиков является составной частью политической культуры общества. Слово – важнейшее орудие, с помощью которого политики действуют на людей.Современный политический язык принадлежит к особому типу общения, который характеризуется высокой степенью манипулирования и является эффективным средством распространения нужных властям политических идей и ценностей. Эдельман признает политический язык как политическую реальность и утверждает, что «он выступает интегральным элементом политической сцены – не просто инструментом для описания событий, но и частью событий, оказывающей сильное влияние на формирование их значения, способствуя оформлению политических ролей, которые признают и политические деятели, и общество в целом». на то, что «язык – это политика», а политика, в свою очередь, предполагает власть. он говорит и как его понимают[7, c 162-165].В политическом словаре W. Safier содержится статья, трактующая понятие «политический язык» как одно из основных и достаточно эффективных средств политики. Она обеспечивает формирование, функционирование и передачу политической информации. Политический язык является средством формирования социальных и политических идеалов, ценностей и норм, фиксации политических идей и практики власти, контакта между ней и гражданами. Она существует в двух формах: в вербальной (разновидности обычного речевого общения) и символической (язык специальных знаков достоинства, условных сигналов)[8, с. 13]. Особенностью политического языка есть то, что он влияет, прежде всего на чувства людей. Комментарий в политическом языке доминирует над информацией. Эти характеристики характеризуют политический язык как инструмент идеологии. Как правило, политический язык отвечает идеалам и правилам игры, которую власть ведет с обществом. Она является средством навязывания гражданам воли господствующих. Политический язык является элементом политической культуры, и ему свойственна определенная притягательная, убеждающая сила. Чем выше уровень политического языка, тем сильнее влияние его на людей.Целью какой-либо политической коммуникации является реализация определенных интересов и намерений политических субъектов. В этом смысле речь служит в политике не средством симметричной коммуникации между «верхами» и «низами», а исключительно инструментом политической борьбы [5, c.56].Политическая речь характеризуется своей многомерностью, ведь она может быть адресована сразу многим людям, а также вызывать у них разные реакции, потому что каждый понимает ее со своей точки зрения. Но этого недостаточно, чтобы обеспечить политику поддержку публики, политический язык должен иметь четко выраженную партийность (на основе противоположности «друзей» и «врагов»), только так язык выполняет свою идентификационную функцию.Безусловно, речь является мощным орудием политического влияния. Однако мы считаем, что главная роль политического влияния концентрируется в другом, а именно – в политической силе слова, языка, но не языка в отвлеченном его значении, а языка конкретного государственного деятеля, который может способствовать превращению его в инструмент политического влияния. Слово несет в себе огромный политический заряд и является эффективным средством в политической борьбе. С одной стороны, политика влияет на язык, с другой – язык на политику. В политическом дискурсе речь является средством, способствующим проникновению политики в жизнь человека и целью убеждения, побуждения слушателей к действиям, и в определенной степени, манипулирования их сознанием.Список использованной литературы:1. Алефиренко Н. Ф. Когнитивно-прагматическая субпарадигма науки о языке: сб.науч. трудов / сост. И. Г. Паршина, Е. Г. Озерова. – М. : Флинта : Наука, 2011. – С. 16–27.2. Воробьев В. В. Лингвокультурология : [монография] / В.В. Воробьев – М. : РУДН, 2008. – 320 с. 3. Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. / Под. ред. Т.В. Булыгиной. – М.: КомКнига, 2005. – 175 с. 4. Лайонз Дж. Язык и лингвистика. Вводный курс. Пер. с англ. – М.: Едиториал УРСС, 2004. –320 с.5. Терин, В.П. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада / В.П. Терин. – М., 2000. – 224 с. 6. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологи. Общие проблемы языка. Грамматист и его язык. – М., 1993. – 256с.7. Эдельман М. Язык исследования и язык власти // Политическая лингвистика. – 2017. – № 61. – С. 161-1708. Ван Дейк Т.А. «Язык. Познание. Коммуникация» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
