Публикации
Конспект занятия по пластилинографии "Снег идёт"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по пластилинографии "Снег идёт"
Автор: Арефьева Ирина Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия по пластилинографии "Снег идёт"
Автор: Арефьева Ирина Сергеевна
Конспект занятия по лепке «Снег идёт!» во второй младшей группе «Синички»Цель данного занятия – не просто познакомить детей с изобразительным искусством, а заложить фундамент для развития их творческого потенциала и любви к прикладному искусству. Мы не ограничиваемся простым копированием образца, а стремимся к формированию комплексных навыков: пространственного мышления, умению работать в команде, перфекционизма (доведение работы до конца) и самокритики (адекватная оценка собственных достижений и результатов сверстников). Важно подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста это уже достижимая цель – сосредоточенность, аккуратность и внимательность, как важные компоненты творческого процесса, уже начинают формироваться.Задачи занятия многогранны и направлены на всестороннее развитие ребёнка. Прежде всего, мы работаем над развитием мелкой моторики – одним из ключевых факторов, влияющих на речевое развитие и когнитивные способности. Дети учатся отщипывать небольшие, приблизительно одинаковые кусочки пластилина, формировать из них аккуратные шарики, и, что немаловажно, правильно располагать их в пространстве на определённом расстоянии друг от друга. Это развивает не только моторику, но и глазомер, чувство композиции и пространственного расположения объектов. Мы учим детей прикреплять пластилиновые шарики к основе, аккуратно надавливая указательным пальцем, что требует определённой силы и точности движений. Работа с пластилином также стимулирует развитие тактильной чувствительности.Материалы для занятия подобраны с учётом возрастных особенностей детей и темы. Использование репродукций картин известных художников-пейзажистов, изображающих зимние пейзажи, знакомит детей с миром искусства и показывает, как профессиональные художники передают красоту зимней природы. Белый пластилин, символизирующий снег, и тёмный фон, имитирующий ночное небо, создают контраст и позволяют детям лучше понять и освоить заданную композицию. Заранее подготовленные брусочки пластилина на каждой тарелочке обеспечивают удобство и исключают необходимость отвлекаться на подготовку материалов во время работы. Дощечки для лепки обеспечивают гигиеничность и удобство в работе. Кроме того, наличие образца, представленного воспитателем, показывает детям конечный результат и помогает ориентироваться в процессе работы.Ход занятия начинается с интригующих загадок о зиме и снеге, что активизирует познавательную деятельность и создаёт атмосферу ожидания. Эти загадки, например, о зиме и снеге, не только развлекают детей, но и помогают закрепить знания о зимних явлениях природы.Запорошила дорожкиРазукрасила окошки.Радость детям подарила И на санках прокатила (зима)Он вошёл - никто не виделОн сказал – никто не слышал.Дунул в окна и исчез,А на окнах вырос лес (снег) После отгадывания загадок, воспитатель задает вопросы, направленные на активизацию наблюдательности и закрепление знаний о свойствах снега. Обсуждение с детьми того, какого цвета и какой температуры снег, помогает им лучше понять и осмыслить используемые материалы. Далее следует показ иллюстраций и репродукций картин, что помогает детям увидеть различные варианты изображения зимнего пейзажа и вдохновиться творческим подходом художников.Физкультминутка «Снеговик» не только снятие физического напряжения, но и закрепление темы занятия. Лепим мы снеговикаИз пушистого снежка.Вот какой он первый ком!Вот какой большущий он.Ком второй чуть-чуть поменьше,Третий – это голова,Шляпа будет из ведра,Нос – морковка,А глаза – два веселых огонька.Вот какой веселый он; Он смеется до ушей,Веселит он малышейДвижения, сопровождающие стихотворение, помогают детям представить процесс лепки снеговика и почувствовать его объём и форму. Эта активная пауза является важной частью занятия, позволяя детям отдохнуть и подготовиться к дальнейшей работе. После физкультминутка начинается практическая часть, во время которой воспитатель показывает и объясняет техники работы с пластилином, помогая детям овладеть необходимыми навыками. На этом этапе воспитатель контролирует работу каждого ребенка, оказывая индивидуальную помощь и корректируя ошибки. В заключении, воспитатель обсуждает с детьми полученные работы, поощряя их за творчество и старание, помогая адекватно оценивать собственные достижения. Это помогает детям развить самокритику и понять, что ошибки – это не повод для того, чтобы падать духом, а возможность для улучшения навыков. Мы также можем расширить занятие, введя элементы творческой инициативы. Например, можно предложить детям самостоятельно выбрать месторасположение снежинок на ночном небе, экспериментируя с композицией. Можно добавить блестки, чтобы снежинки сверкались, или использовать пластилин разных оттенков белого, чтобы сделать их более реалистичными. Можно также познакомить детей с разными видами снежинок, показав им микрофотографии, что поможет им создать более детализированные образцы. По окончании занятия, работы детей можно выставить на стенд для всеобщего просмотра, что способствует развитию чувства гордости и удовлетворения от проделанной работы. Важно постоянно поощрять творчество и исследовательскую деятельность детей, поддерживая их интерес к искусству и развивая их творческий потенциал.Организация творческой выставки.
