Публикации
Интегрированное занятие, как способ обеспечения межпредметных связей в преподавании дисциплин профессионального цикла
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированное занятие, как способ обеспечения межпредметных связей в преподавании дисциплин профессионального цикла
Автор: Даниил Юрьевич Лиханов
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интегрированное занятие, как способ обеспечения межпредметных связей в преподавании дисциплин профессионального цикла
Автор: Даниил Юрьевич Лиханов
Лиханов Даниил Юрьевич преподавательПермский институт железнодорожного транспорта-филиал ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет путей сообщения» в г.ПермиИнтегрированное занятие, как способ обеспечения межпредметных связей в преподавании дисциплин профессионального циклаОдной из заявленных целей реализации Федеральной программы «Профессионалитет» является сокращение сроков обучения при одновременном увеличении его интенсивности [1]. То есть за более короткий срок образовательная организация должна качественно подготовить специалиста среднего звена, обладающего необходимыми профессиональными и общими компетенциями. Под компетенцией в данном случае понимается совокупность знаний, навыков, умений и личных качеств, которые позволяют человеку эффективно выполнять определённые профессиональные задачи.Единство и взаимосвязь учебных дисциплин в первую очередь достигается благодаря межпредметным связям, которые являются ключевым элементом комплексной подготовки студентов. Эти связи способствуют формированию у обучающихся творческого и системного мышления, а также умению гибко применять знания в различных условиях. Кроме того, они играют важную роль в повышении мотивации к получению профессиональных навыков. В конечном итоге, студент получает системно-целостное метапредметное образование, что способствует его развитию как гармоничной личности. К методическим приемам, способствующим существенному улучшению результатов обучения и формированию обобщенных знаний и навыков, относится методика применения межпредметных связей в процессе интегрированного занятия.Так, содержание междисциплинарного курса МДК 02.03 «Машины, механизмы для ремонтных и строительных работ» теснейшим образом связано с ПМд 05 «Выполнение работ по профессии монтер пути» и включает в себя ряд тем и разделов неразрывно связанных между собой. Например: темы «Средства малой механизации в путевом хозяйстве» и «Способы и приемы производства работ с применением ручного электрифицированного, пневматического инструмента и гидравлических приборов» соответственно. При подготовке и проведении интегрированного занятия по данной теме ставятся цели: дидактическая, развивающая, методическая [4]. Дидактические цели: практическое освоение выполнения простых путевых работ с применением механизированного путевого инструмента; формирование профессиональной компетенции ПК 2.1 «Выполнять работы по строительству, ремонту и восстановлению железнодорожного пути и сооружений с использованием средств механизации» [2]. Развивающая цель – способствовать развитию логического мышления; умения сравнивать, обобщать, анализировать. Методические цели – обеспечение межпредметных в процессе изучения дисциплин профессионального цикла [2]. В процессе проведения занятия на этапе актуализации опорных знаний проводится повторение назначения и конструкции механизированного путевого инструмента, а также основных правил выполнения простых путевых работ. На этапе отработки практических навыков студенты самостоятельно. Организация интегрированных занятий способствует обобщению, структурированию и систематизации учебного материала, а также развитию у обучающихся как профессиональных, так и общих компетенций. Кроме того, такие занятия демонстрируют практическую значимость в взаимосвязь различных дисциплин профессионального цикла. К достоинствам интегрированного занятия можно отнести:обеспечение межпредметных и метапредметных связей; возможность использования различных методических приемов и технологий: метод проектов, коллективное обсуждение, решение проблемных задач и т.д. интегрированное занятие, в отличие от бинарного, может проводиться одним преподавателем, что существенно упрощает организацию учебного процесса. В то же время, успешная организация и проведение интегрированного занятия требуют от преподавателя высокой степени профессионализма, глубоких знаний и значительной дополнительной подготовки. Список литературы1. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2022 г. № 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»;2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 августа 2014 г. N 1002/ Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: 2014. 56 с.3.Баранова Е.В., Бочаров М.И., Куликова С.С., Павлова Т.Б. Информационные технологии в образовании: учебник/ под редакцией Т.Н. Носковой. Санкт-Петербург: Лань, 2016. 296 с. 4.Томчикова С.Н., Сайгушева Л.И. Основы педагогики среднего профессионального образования: учебное пособие. М.:ФЛИНТА, 2015. 213 с.
