Публикации Дополнительна образовательная программа "Биология для любознательных"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительна образовательная программа "Биология для любознательных"
Автор: Новичкова Елена Мароновна

Департамент образования администрации Тамбовской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Заворонежская средняя общеобразовательная школаДополнительная общеразвивающая программаестественно-научной направленности«Биология для любознательных»Возраст учащихся: 15-17 летСрок реализации: 1 год Автор-составитель: педагог дополнительного образования Новичкова Елена Мароновна Мичуринский район, 2020ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫНормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
  • Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014г. № 1726-р) (далее – федеральная Концепция);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных
  • общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московскийгосударственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.) Актуальность программы заключается в том, что предлагаемый курс даёт возможность расширения и углубления знаний, полученных при изучении курса «Общей биологии». Материал и механизм реализации программы позволяют сформировать у учащихся компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности через целостное представление о «Биологии» – как науке с помощью дополнительной литературы, практических и лабораторных работ, экскурсий, в результате особой педагогической системы, создаваемой педагогом. Образовательный процесс в рамках данной программы направлен на формирование не только общеобразовательной, но и функциональной грамотности учащихся.Педагогическая целесообразность обучения по программе способствует овладению методикой проведения эксперимента, компетентностного подхода в области современной биологии, дальнейшей профориентации учащихся и заключается в умелом сочетании разнообразных форм организации деятельности детей в учебном процессе. Это лекция, беседа, дискуссия, презентация, защита проекта. Все эти формы направленны на развитие универсальных учебных действий, достижение личностного результата. Практическая направленность содержания программы заключается в том, что содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.Направленность образовательной программы «Биология для любознательных» - естественнонаучная.Тип программы – модифицированная.Новизна программы в том, что она даёт возможность сформировать понятия единства генетических закономерностей для всех живых организмов и особенностей их проявления у человека, понятия значимости экологических и особенно антропогенных факторов среды обитания конкретного человека.Дополнительность – программы заключается в логике образовательного процесса, который строится по схеме – от практики, субъектного опыта к теоретическим обобщениям, а не по схеме – от теории к практике, как сложилось традиционно. Такой приём организации образовательного процесса позволяет, через мотивационную призму, научить детей: сравнивать, анализировать, делать выводы. Цель программы: активизация мыслительной деятельности учащихся,развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы:Обучающие:обучение навыкам решения генетических задач; -развитие дополнительных знаний по предметам естественно научного цикла; -получение практических навыков и умений.Развивающие:- развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;-формирование идеи о взаимосвязи человека и природы как эстетического начала;-создание основ для развития творческих способностей детей;-развитие навыков проектной и исследовательской работы.Воспитательные:- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем.Принципы построения программы:-сотрудничество педагога и ребёнка;-личностно-ориентированный подход;-учёт возрастных особенностей учащихся, нагрузка на каждого ребёнка по нормам СанПиН.Организация занятий: Программа предназначена для детей 15-17 лет и рассчитана на один год обучения (70 часов). Оптимальный вариант работы по программе – организация 2-х часовых занятий (2 раза в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время. Форма и режим занятий – групповые занятия по 10 - 15 человек.Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:-создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;-проведение психологического тестирования по проверке умений, навыков (тесты по направленности личности);-побуждение творческого воображения учащихся к практической и творческой деятельности;-применение индивидуальных, групповых и массовых форм обучения;-разработка и подбор диагностических материалов для определения уровня удовлетворенности учащихся и их родителей дополнительными образовательными услугами.СодержаниеРаздел 1. Введение (1ч)Тема 1.1. Цели и задачи курса биологии «Биология для любознательных»Теория. Ознакомление с планом работы.Раздел 2. Общие сведения о молекулярных и клеточных механизмах наследования генов и формирования признаков (3ч)Тема 2.1. Генетика-наука о наследственности и изменчивостиТеория. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. ДНК – носитель наследственной информации. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение.Тема 2.2. Строение и функции хромосомПрактика: П/р.1. Изучение хромосом на препаратах корешков растений. Форма контроля: работа с микроскопом.Тема 2.3. Ген. Генетический код.Теория: Синтез ДНК – матричный синтез. Код ДНК, его триплетность, специфичность, универсальность, неперекрываемость.Практика: П/р.2. Решение задач на соответствие кодов ДНК аминокислотам.Форма контроля: работа по карточкам.Ожидаемый результат: научатся правильно объяснять и составлять цепочку молекул белка по таблице генетического кода.Раздел 3. Законы Г. Менделя и их цитологические основы (8ч)Тема 3.1. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования.Теория. Закономерности наследования признаков, выявленные Г.Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминированияолное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет.Тема 3.2. Решение генетических задач.Практика: П/р. №3. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.Тема 3.3. Закон расщепления.Теория: Второй закон Г.Менделя. Цитологические основы закона наследования.Тема 3.4. Решение генетических задач.Практика: П/р. 43. Решение генетических задач на дигибридное скрещивание.Тема 3.5. Анализирующее скрещивание.Теория: Статистический характер и значение анализирующего скрещивания.Тема 3.6. Решение генетических задачПрактика:П/р. №5. Решение генетических задач на анализирующее скрещивание.Тема 3.7. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Теория: Третий закон Г. Менделя. Цитологические основы закона наследования.Тема 3.8. Решение генетических задач.Практика: П/р. №6. Решение генетических задач на полигибридное скрещивание.Формы контроля: беседа, диалог,работа по карточкам.Ожидаемый результатаучатся решать задачи разной сложности.Раздел 4. Взаимодействие генов (14ч)Тема 4.1. – 4.2. Генотип как целостная система взаимодействующих генов.Теория:Гены и цитоплазматические их носители, определяющие развитие наследственных признаков и свойств организмаовместное действие нескольких генов, приводящее к появлению признака, отсутствующего у родителей, или усиливающее проявление уже имеющихся признаков.Тема 4.3. – 4.4. Генотип и фенотип.Теория: Проявление генотипа в фенотипе.Тема 4.5. Взаимодействие аллельных генов.Теория: Полное доминирование, неполное доминирование, сверхдоминирование кодоминирование, плейотропия.Тема 4. 6. Решение генетических задачПрактика: П/р. №7. Решение генетических задач на взаимодействие аллельных геновТема 4.7. – 4.8. Плейотропия.Теория: Плейотропи́я — явление множественного действия . Влияние одного гена на несколько фенотипическихпризнаков.Тема 4.9. Взаимодействиенеаллельных геновТеория: Комплементарное и модифицирующее действие генов. Эпистаз. Полимерное действие генов.Тема 4.10. Решение генетических задачПрактика:П/р. №8. Решение генетических задач на взаимодействие неаллельных геновТема 4.11. Множественный аллелизм.Теория:Множественный аллелизм для генов, контролирующих системы несовместимости, как фактор отбора, препятствующий образованию  и организмов определенных зигот. Тема 4.12. Решение генетических задач.Практика:П/р. №9. Определение групп крови человека.Тема 4.13. Условия, влияющие на результат взаимодействия между генами.Теория: Взаимодействие генотипа и среды.Влияние внешней среды на проявление признаков, а также модифицирующее действие других генов.Тема 4.14. Адаптивная модификация. Норма реакции.Практика: П/р.10. Составление вариационных рядов и построение кривых. Изучение скорости сворачивания молока. Определение жирности молока. Форма контроля: беседа, диалог,работа с таблицами, просмотр DVD дисков, работа по карточкам.Ожидаемый результат: научатся правильно составлять и оформлять генетические задачи.Раздел 5. Цитоплазматическая наследственность(10ч)Тема 5.1. Генетика хлоропластов.Теория: Особенности нехромосомной (цитоплазматической) наследственности.Тема 5.2.Особенности хлоропластовПрактика: П/р. 11. Работа с первоисточниками: просмотр видеофильма, изучение атласа по цитологии.Тема 5.3. Генетика митохондрийТеория: Особенности нехромосомной (цитоплазматической) наследственности5.4. Особенности митохондрий.Практика: П/р.12. Работа с первоисточниками: просмотр видеофильма, изучение атласа по цитологии.Тема 5.5. - 5.6. Наследование паразитов и симбионтов. Теория: Присутствие в клетке не обязательных для нее элементов: вирусоподобных частиц,плазмид.Тема 5.7. – 5.8.Наследование вирусов и экстрахромосомных элементов. Теория: Вирусная наследственность.Тема 5.9. – 5.10.Критерии нехромосомного наследования.Теория: Комплекс оценок и приёмов.Формы контроля: беседа, диалог.Ожидаемый результат: научатся осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках и применять ее в собственных исследованиях.Раздел 6. Сцепленное наследовании признаков и кроссинговер (6ч)Тема 6.1. Хромосомная теория наследственности. Теория. Сцепленное наследование признаков. Полное и неполное сцепление генов. Тема 6.2. Группы сцепления геновТеория: Генетические карты хромосом. Цитологические основы сцепленного наследования генов, кроссинговер.Тема 6.3.- 6.4. Закон Т. МорганаТеория: Явление сцепленного наследования Тема 6.5. – 6.6. Решение генетических задачПрактика: П/р. № 13-14. Решение генетических задач на сцепленное наследование признаков.Форма контроля: беседа диалог, работа по карточкамОжидаемый результат: научатся решать задачи разной сложностиРаздел 7. Наследование признаков сцепленных с полом. Пенетрантность(6ч)Тема 7.1. Генетическое определение полаТеория. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Тема 7.2. Наследование признаков, сцепленных с полом.Теория: Хромосомный механизм определения пола.Тема 7.3. Пенетрантность Теория:Способность гена проявлять себя тем или иным образом фенотипическиТема 7.4. Решение генетических задач.Практика: П/р. №15. Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование признаков. Применение пенетрантности.Тема 7.5. Решение генетических задач.Практика: П/р.16. Решение задач по закону линейного расположения генов в хромосоме.Тема 7.6 Практика: Итоговое тестирование по разделу хромосомная теория наследственности.Форма контроля: работа по карточкамОжидаемый результат: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачиРаздел 8. Методы изучения генетики человека (8ч)Тема 8.1. Наследственный аппарат клеток человекаТеория. Хромосомный набор клеток человека. Кариотип. Типы хромосом. Идеограммы хромосомного набора клеток человека. Геном человека.Тема 8.2. Генеалогический методТеория: Родословная древа, методика их составления для признаков с разным типом наследования.Тема 8.3. Близнецовый методТеория:Метод изучения генетических закономерностей на близнецах. Роль (удельный вес) генетических и средовых факторов в развитии конкретного признака или заболевания. Тема 8.4. Цитогенетический методТеория: Микроскопическое изучение кариотипа человека. Использование метода в диагностике хромосомных заболеваний.Тема 8.5. Метод окрашивания хромосомТеория: Методы диагностики, профилактики и лечения наследственных заболеваний человека.Тема 8.6. Генетические карты человека Теория:Картирование генома человека. Использование генетических карт человека в  при  ряда тяжёлых наследственных заболеваний человека.Тема 8.7. – 8.8. Решение генетических задачПрактика: П/р. №17 – 18. Решение задач на составление родословной человекаФорма контроля: работа по карточкам, просмотр видеофильмов беседа.Ожидаемый результат: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачиРаздел 9. Популяционная генетика. Закон Харди – Вайнберга (4ч)Тема 9.1. Популяционно-статистический метод Теория: Популяционно-статистический метод – основа изучения наследственных болезней в медицинской генетике.Тема 9.2. Закон Харди-Вайнберга Теория:Закон Харди-Вайнберга - положение Тема 9.3. Решение генетических задачПрактика: П/р. №19.Решение задач на закон Харди-Вайнберга Тема 9.4. Родственные и неродственные бракиТеория: Риск рождения генетически нездорового ребенка. Форма контроля: работа по карточкам, просмотр видеофильмов беседа.Ожидаемый результат: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачиРаздел 10. «Почему мы друг на друга не похожи?»(2ч)Тема 10.1. Основные формы изменчивости человекаТеория: Классификация мутаций по их фенотипическому проявлению. Классификация мутаций по генотипу. Естественный мутагенез, его причины. Искусственный мутагенез. Генетический груз популяций.Тема 10.2. Генетические последствия загрязнения окружающей средыТеория: Профилактика последствия загрязнения окружающей среды. Механизмы появления мутаций у организмов. Меры защиты от загрязнения мутагенами.Форма контроля: беседа, диалог.Ожидаемый результат: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачиРаздел 11. Медико – генетическая служба (8ч)Тема 11.1. Наследственные и врожденные заболеванияТеория:Наследственные заболевания - результат дефекта в генетическом аппарате клеток, переходящем от родителей к детям и присутствуют уже во время внутриутробного развития плода. Врожденные заболевания – результат аномального развития генов или хромосом. Тема 11.2. Хромосомные болезниПрактика: Защита презентаций. Тема 11.3. Моногенные болезнизаболевания, обусловленные изменением числа или структуры хромосом. Практика: Защита презентацийТема 11.4. Мультифакториальные болезниПрактика: Защита презентаций.Тема 11.5. Профилактика наследственных заболеванийТеория: Методы дородовой (пренатальной) диагностики.Тема 11.6. Значение генной инженерии в диагностике и леченииТеория: Производство лекарственных препаратов, генно – инженерных вакцин, генная терапия наследственных заболеваний человека.Тема 11.7. КлонированиеТеория: Прогнозируемая методология, заключающаяся в создании эмбриона и последующем выращивании из эмбриона людей, имеющих генотип того или иного индивида, ныне существующего или ранее существовавшего.Тема 11.8. Этические принципы медицинской генетикиТеория: Понятие о биоэтике.Форма контроля: беседа, защита презентацийОжидаемый результат: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, приобретение практического опыта деятельности, грамотного оформления результатов биологических исследований.Планируемые результаты освоения учебного курса «Занимательная биология»Личностные результаты:- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности.Метапредметные результаты:- использование справочной и дополнительной литературы;- подбор и группировка материалов по определенной теме;- составление планов различных видов;- составление на основе текста таблицы, схемы, графика;- составление тезисов, конспектирование;- владение цитированием и различными видами комментариев;- использование различных видов наблюдения;- качественное и количественное описание изучаемого объекта;- проведение эксперимента;- использование разных видов моделирования.Предметные результаты:- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связяхФормы и методы, используемые при реализации программы:Обучение осуществляется посредством применения традиционных и нетрадиционных форм организации деятельности детей в учебном процессе: лекция, экскурсия, дискуссия, презентация, защита исследовательских работ, проектов. В процессе обучения взаимодействуют следующие компоненты: чувственное познание, отвлечённое мышление и практика. Применяются взаимосвязанные группы методов: методы изложения и объяснения материала — беседа, рассказ (методы обучения), и методы самостоятельной работы обучающихся - методы учения (наблюдения за растениями, проведение опытов по изучению жизни растений, работа со справочниками, ресурсами Интернет, проведение опытнической и исследовательской работы, участие в проектной деятельности, в конкурсах, выставках). Методы обучения: монологический, диалогический, показательный, эвристический, объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный; репродуктивный, исполнительский, поисковый, проблемный.Используются основные методы психолого-педагогической мотивации и стимулирования деятельности: эмоциональные, волевые, социальные. Применение организационных, практических, технических приёмов обучения, следующих принципов:- наглядности;- доступности;- гуманизма;- системности и последовательности обучения;- прочности;- креативности.Способы проверки знаний учащихся:- выполнение практических заданий.Форма аттестации: Для оценки результативности учебных занятий применяются начальная и итоговая диагностика. Цель начальной диагностики – диагностика имеющихся знаний и умений учащихся. Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, собеседование. Результативность изучения по программе определяется на основании участия учащихся в конкурсных мероприятиях (научно-практических конференциях, экологических и природоохранных акциях, слётах школьных лесничеств). Приобретение детьми социальных знаний достигается при взаимодействии с педагогом, при развитии позитивных отношений в коллективе, накоплении опыта самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия. Итоговая диагностика может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, грамотность выполнения практических заданий, проведение исследований,.Условия реализации программы:1. Кадровое обеспечение (педагог, работающий по данной программе должен иметь высшее образование по специализации биологического, экологического направлений, обладать необходимыми знаниями по детской психологии, владеть навыками ИКТ). Педагогу другой специальности необходимы курсы переподготовки. 2. Программно-методическое обеспечение: наличие методических разработок, учебных пособий, обеспечивающих образовательный процесс. Наличие кабинета, учебно-производственной базы, инвентаря и оборудования для проведения практических работ.Санитарно-гигиенические требования:Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям ТБ, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен периодически проветриваться, хорошо освещаться. Необходимо наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи. Работа с родителями:В течение всего срока обучения ведётся активная работа с родителями, населением по организации и проведению мероприятий по противопожарной безопасности:-патрулирование территорий;-размещение аншлагов.Методическое обеспечениеУчебно - методическое обеспечение:Для учителя1. Ярыгин В.Н., Васильева В.И., Волков И.Н., Синельщикова В.В, «Биология. Жизнь. Гены. Клетка. Онтогенез. Человек» – М.: ФГУП Издательство «Высшая школа», 2001.2. Афанасьев Ю.Н., Юрина Н.А., Котовский Е.Ф. «Гистология» – М.: Издательство «Медицина», 2002.3. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.4. Ишкина И.Ф. Поурочные планы Издательство «Учитель – АСТ», 2000.5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии» М.: Вентана – Граф», 2009.Для учащихся1. Дикарев С.Д. Генетика: Сборник задач. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.2. Пономарева И.Н., Корниклова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.Интернет-ресурсы:web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов дляучителей биологии по разным биологическим дисциплинам. Электронные версии произведений Ч.Дарвина. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.Учебный план
    -