Публикации Научно-исследовательская работа "Особенности предварительного следствия и судебного разбирательства по делам несовершеннолетних"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Научно-исследовательская работа "Особенности предварительного следствия и судебного разбирательства по делам несовершеннолетних"
Автор: Елисеева Татьяна Александровна

ВведениеСовременное правосудие в отношении несовершеннолетних требует кардинального переосмысления. Рост подростковой преступности диктует необходимость создания специализированной системы судопроизводства, где ключевым фактором становится не только само правонарушение, но и личность юного преступника. При рассмотрении дел особое внимание уделяется психологическому портрету подростка, его социальному статусу и условиям развития. Эти изменения являются ответом на трансформацию общественно-политического климата в стране и растущую потребность в защите прав молодых правонарушителей. Формирование эффективной судебной системы для подростков становится приоритетной задачей, требующей комплексного подхода к расследованию и судебному процессу с учетом специфики данной возрастной категории.Успешное правосудие в отношении подростков-правонарушителей требует от юристов и следователей специальной подготовки и глубоких знаний. Отсутствие должной квалификации у специалистов закона может негативно сказаться на защите прав несовершеннолетних и помешать их последующей реабилитации. В современных условиях критически важно интегрировать в судебную практику последние достижения из разных областей - от юриспруденции до детской психологии и социальных наук. Только такой междисциплинарный подход, объединяющий правовые инструменты с педагогическими методиками, способен обеспечить действительно эффективное разрешение дел, где фигурантами выступают несовершеннолетние нарушители закона.Судебная практика с участием несовершеннолетних нередко демонстрирует неэффективность применяемых мер воздействия, которые зачастую игнорируют психологические особенности подростков. В результате неадекватных наказаний возрастает риск рецидива и усугубляются проблемы с психическим здоровьем юных правонарушителей. Хотя законодательство и претерпело позитивные изменения, его практическое применение имеет существенные недостатки. Именно поэтому критически важным становится глубокий анализ сложностей, возникающих как на стадии предварительного расследования, так и в ходе судебных заседаний с участием несовершеннолетних - это позволит усовершенствовать теоретическую базу уголовно-процессуального права.Актуальность выбранной темы определяется важностью создания системы ювенальной юстиции, которая способна не только наказать, но и восстановить права несовершеннолетнего, предотвратить рецидивы и помочь подросткам вернуться к полноценной жизни в обществе. 1. Правовые основы предварительного следствияПредварительное следствие по делам несовершеннолетних регулируется множеством законодательных и нормативных актов, как внутренних, так и международных, с целью обеспечения особой защиты прав несовершеннолетних в процессе уголовного судопроизводства. Одним из основополагающих документов является Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (УПК РФ), регулирующий общий порядок предварительного следствия. В частности, статья 426 УПК РФ устанавливает особенности применения мер пресечения в отношении несовершеннолетних, включая домашний арест и подписку о невыезде, что позволяет избежать излишней изоляции. . Статья 427 УПК РФ требует участия законных представителей несовершеннолетнего при проведении следственных действий, таких как допросы, что направлено на защиту прав ребенка от возможных нарушений. Важно, что в случае невозможности участия законного представителя, несовершеннолетний может быть защищен адвокатом. Особую роль в расследовании преступлений, совершенных несовершеннолетними, играет статья 428 УПК РФ, она регулирует требования к следователям, занимающимся делами несовершеннолетних. Эти требования включают обязательность наличия у следователей специальной подготовки, знаний в области психологии несовершеннолетних. Российское законодательство и правоприменительная практика гарантируют несовершеннолетним право на юридическую помощь, защиту и активное участие в судопроизводстве. Эти гарантии берут начало из международных обязательств нашей страны. После ратификации СССР, а затем и Россией "Конвенции о правах ребенка" от 20.11.1989, которая начала действовать на территории Советского Союза с 15.09.1990, появился фундаментальный международный механизм охраны интересов детей. В российском правовом поле существует документ 120-ФЗ "О защите прав детей", где главный приоритет отдается воспитательным и корректирующим мерам, а не карательным санкциям в отношении несовершеннолетних. Профилактика рецидивов и комплексная реабилитация юных нарушителей закона занимают центральное место в этом нормативном акте. Ключевая философия закона строится на принципе, что ребенок нуждается в поддержке и направлении, а не в строгом наказании за проступки.Федеральный закон № 3-ФЗ «О психологической помощи населению» регламентирует процесс оказания психологической поддержки детям и подросткам, оказавшимся под следствием или совершившим противоправные действия. В рамках расследования дел с участием юных правонарушителей данный законодательный акт играет важную роль, обеспечивая профессиональное сопровождение несовершеннолетних, испытывающих эмоциональные потрясения, психологические травмы и стрессовые состояния.Также для юных нарушителей закона разработаны особые меры поддержки, включающие реабилитационные программы и механизмы возвращения в социум. Такие инициативы закреплены в ФЗ-231, который детально описывает процедуры работы с детьми, оказавшимися в трудном положении и вовлеченными в уголовное судопроизводство. Тесное взаимодействие с социальными службами, школами и родителями в ходе следственных мероприятий является ключевым элементом профилактической работы с подростками-правонарушителями, что закреплено в ФЗ-112 «О профилактике правонарушений». Федеральное законодательство, а именно ФЗ № 120-ФЗ, регламентирует особый порядок содержания несовершеннолетних лиц с инвалидностью во время проведения следственных мероприятий. В рамках данного закона "О социальной защите инвалидов в РФ" учреждения обязаны создать специальные условия пребывания и обеспечить комплексное медико-социальное сопровождение таких подследственных в изоляторе.Законодательная база следственных действий в отношении подростков не ограничивается только российскими нормами - она также опирается на международные правовые акты. При этом главный акцент делается не на карательных мерах, а на создании условий для восстановления нормальной жизни и интеграции молодых правонарушителей в общество, обеспечивая при этом надежную правовую защиту их интересов.2. Особенности допроса несовершеннолетнегоДопрос, человека не достигшего возраста 18 лет, является важным элементом предварительного следствия по делам, связанным с правонарушениями, совершенными подростками. Такое следственное действие требует особого подхода, поскольку несовершеннолетний является более уязвимым участником уголовного процесса, это обусловлено его возрастными и психологическими особенностями. На допросе несовершеннолетний может испытывать психологическое давление, быть подвержен влиянию окружающих, а также иметь ограниченные возможности для понимания всей сложности и серьезности ситуации, в которой он находится. Согласно Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (УПК РФ), допрос несовершеннолетнего имеет ряд особенностей, направленных на защиту прав ребенка и создание условий для объективного выяснения обстоятельств дела. Важной особенностью является обязательное присутствие законного представителя несовершеннолетнего (родителя, опекуна или другого доверенного лица) при проведении допроса. Согласно ст. 425 УПК РФ, допрос несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого проводится с учетом его возраста, психоэмоционального состояния и уровня развития. Важно, чтобы следователь учитывал, что подросток может не до конца осознавать последствия своих слов, особенно если он не имеет достаточного жизненного опыта. Привлечение специально обученных для работы с детьми психологов может помочь следователю наладить контакт с несовершеннолетним, провести допрос с минимальными психологическими травмами. Благодаря глубокому анализу поступков подростков такие специалисты выявляют внешнее влияния на них, и раскрывают истинные мотивы их действий.Видеофиксация в процессе получения показаний у несовершеннолетних служит надежным инструментом защиты их законных интересов. Благодаря записи на камеру становится возможным контролировать и корректность проведения следственных действий с участием несовершеннолетних. Гуманный подход к допросу несовершеннолетних, исключающий психологическое давление и эмоциональные травмы, закреплен в различных международных документах, включая Конвенцию о правах ребенка. Современная система правосудия ориентируется не на карательные меры, а на восстановительный процесс, где главным приоритетом становится психологическое благополучие юного участника следственных действий.3. Особенности рассмотрения дел несовершеннолетних в судеУчитывая специфику психологического развития и возрастные характеристики подростков, судопроизводство по делам несовершеннолетних правонарушителей выстраивается по особой модели. Международное право и национальные законы формируют комплексную систему правосудия, где приоритет отдается не карательным мерам, а созданию благоприятных условий для ресоциализации и защиты юридических интересов молодежи, оказавшейся в конфликте с законом.Ключевым аспектом в рассмотрении дел с несовершеннолетними нарушителями в суде выступает персональный подход и принцип человечности при рассмотрении каждого случая. Опыт судебных разбирательств демонстрирует, что такая стратегия способствует успешной социальной адаптации подростков и их полноценному возвращению в общество, избегая излишне строгих наказаний. Практика показывает, что суды активно используют щадящие методы воздействия - от условных сроков до общественных работ и определения в специальные воспитательные заведения. К примеру, при рассмотрении дела № 1-129/2021 выяснилось, что на несовершеннолетнего оказывалось негативное влияние со стороны окружения, что привело к совершению правонарушения. Тщательно изучив характеристики учащегося и заключения специалистов-психологов, суд пришел к выводу о целесообразности применения альтернативной меры наказания. В результате было вынесено решение об условном осуждении с установлением испытательного периода, что позволило молодому человеку продолжить обучение и социальную адаптацию в привычной среде, не прибегая к изоляции от общества.Рассмотрим второй подобный пример. Учитывая юный возраст обвиняемого и факторы его психологического состояния, а также социальное окружение, судебная инстанция по делу № 1-129/2023 предпочла избежать заключения под стражу. Вместо этого был назначен домашний арест как альтернативная мера пресечения, что открыло перед молодым человеком возможность реабилитации в привычной для него обстановке.Также в судебной практике, что подтверждается делом № 1-416/2023 суд решил, что участие в защите интересов подростков должно происходить только в присутствии законных представителей. Психологическое благополучие и реабилитация несовершеннолетнего требуют активного вовлечения родителей или опекунов в судебный процесс. Законодательство четко регламентирует обязательное присутствие законных представителей при рассмотрении дел с участием детей и подростков. Их роль не ограничивается формальным присутствием – они выступают ключевыми фигурами в обеспечении соблюдения прав несовершеннолетнего на всех этапах разбирательства. Непрерывный контроль со стороны родителей или опекунов служит дополнительной гарантией справедливого и законного рассмотрения дела, особенно в сложных ситуациях, затрагивающих интересы юного участника процесса.Защита репутации и психологического благополучия подростка является приоритетом в судебном процессе, что подтверждает дело № 1-68/2021, где суд засекретил материалы, невзирая на общественный резонанс. Конфиденциальность процесса гарантирует отсутствие публичных дискуссий и предотвращает возможные проблемы в дальнейшей жизни несовершеннолетнего. Закрытый формат заседаний и тщательно продуманные процедуры направлены на то, чтобы максимально оградить юного участника процесса от эмоциональных потрясений и психологических травм.При рассмотрении дела 1-129/2021, суд принял во внимание готовность молодого правонарушителя пройти психологическую реабилитацию и обучение правовым основам. Подобные программы социальной адаптации нередко становятся основанием для смягчения наказания в судебной практике, что и произошло в данном случае с несовершеннолетним подсудимым.Кроме того, судебная практика показывает, что важную роль в установлении справедливости в делах несовершеннолетних играет социальное положение подростка, его отношения с семьей и образовательной средой. В некоторых случаях суды могут учитывать, что подросток не совершил преступление из злого умысла, а скорее стал жертвой сложных социальных условий. В деле 1-129/2021, например, было установлено, что правонарушение было совершено несовершеннолетним под давлением старших сверстников, что также повлияло на решение суда о назначении ему меры пресечения в виде обязательных работ, а не тюремного заключения. Таким образом, рассмотрение дел несовершеннолетних в суде требует учёта множества факторов, включая возрастные, психологические и социальные особенности подростка. Важнейшими принципами являются гуманизм, защита прав несовершеннолетних и соблюдение гарантий их реабилитации. Судебная практика демонстрирует, что применяемые меры наказания должны быть направлены на исправление подростка, а не на его изоляцию от общества, что является основой для успешной интеграции правонарушителей в социальную жизнь и предотвращения рецидивов. ЗаключениеВ ходе проведенного исследования были рассмотрены теоретические и практические аспекты предварительного следствия по делам несовершеннолетних, с особым акцентом на психологические и юридические особенности взаимодействия с несовершеннолетними правонарушителями. Изучены основные принципы уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних, а также меры наказания и альтернативные методы воздействия, применяемые в ювенальной юстиции. Цель исследования - анализ правовых основ и процедур, применяемых в процессе предварительного следствия по делам несовершеннолетних, была достигнута. Установлено, что уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации учитывает специфику несовершеннолетних правонарушителей, устанавливая для них особые процессуальные правила. Практическое применение результатов исследования возможно в процессе дальнейшего совершенствования правовых норм, регулирующих дело производства по делам несовершеннолетних, а также в образовательной деятельности при подготовке специалистов в области ювенальной юстиции, следователей и судей, работающих с несовершеннолетними правонарушителями. Рекомендуется использовать результаты исследования для улучшения процесса проведения следственных действий с несовершеннолетними, минимизации стресса и психологической травматизации подростков, а также для развития программ, способствующих эффективной реабилитации. Исследование показало, что существующая правовая база позволяет эффективно решать вопросы, связанные с наказанием несовершеннолетних правонарушителей, при этом основной акцент ставится на их исправление, реабилитацию и возвращение в общество.
-