Публикации
Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения
Автор: Шпилько Валентина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения
Автор: Шпилько Валентина Николаевна
Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтенияПод творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творчески выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений и личностных качеств.Необходимо детей научить учиться, то есть развивать их познавательные и творческие силы и способности, спорить и доказывать. Таким образом, будет идти развитие совместной творческой деятельности.Творчество и творческая деятельность определяет ценность человека, стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Главное в идеях творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести “таинственному цветку” в душе ребенка.Творчество доступно детям, более того, оно оживляет познавательный процесс, активизирует личность и формирует ее.В творчестве осуществляются самовыражение, самораскрытие личности ребенка.Уроки литературного чтения обладают богатыми возможностями творческого обогащения.Практика организации творческой работы на уроках литературного чтения в начальной школе позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности:– наличие системы в использовании заданий для организации творческой работы;– разработка планирование заданий творческой работы, как по форме, так и по содержанию;– соответствия уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся;– последовательное усложнение содержания задач творческой учебной деятельности учащихся;– стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности;– разумное сочетание творческой работы с другими формами и методами обучения.Развитие умения учиться у младшего школьника является одной из архиважных задач обучения в начальной школе. Это умение включает в себя следующие составляющие:– умение выходить за пределы собственных возможностей, за границы данной ситуации:Самостоятельно изобрести, сотворить недостающие для решения средства и способы, то есть перевести учебную задачу в творческую; Самостоятельно найти недостающие условия в любом “хранилище информации” (в учебнике, справочнике, книге); Запросить недостающие данные у учителя, поставившего эту задачу. С этой целью на уроках литературного чтения практикую разнообразные виды творческих работ.1. Творческие задания практического действия при работе с текстом на уроках литературного чтения.Работа с иллюстрацией к тексту. Кроме немногих, все картины к художественным произведениям в учебниках по литературному чтению сюжетного характера. Их цель иллюстративная.Лучше всего, если учитель будет идти от текста к иллюстрации и предложит ученикам, максимально опираясь на текст, устанавливать степень соответствия и несоответствия данной картинки содержанию того эпизода или места в тексте, к которому она относится.Мною был опробован и показал неплохие результаты следующий прием детского иллюстрирования прочитанных текстов.На одном из уроков я рассказала о том, как создаются художниками иллюстрации к произведениям. Сначала художник внимательно прочитывает весь текст и старается ярко представить себе все, что в нем изображено писателем. Художник задумывается над каждым действующим лицом и пытается разобраться в нем и его поступках. Потом живописец устанавливает, какой эпизод в произведении наиболее важен в смысловом отношении. Он рисует в своем воображении живую картину этого эпизода, а потом переносит ее на бумагу.Свой рассказ я конкретизировала определенной, заранее отобранной иллюстрацией к знакомому детям тексту из учебника.После этого предлагаю ученикам устно нарисовать иллюстрацию к выбранному отрывку из текста. Далее дети создают индивидуальные иллюстрации, рисованные на бумаге. Детям эта творческая работа очень нравится, и они ее с удовольствием выполняют. ()Рецензирование детьми созданных рисунков. Это наиболее трудный, но интересный вид творческой работы с детскими иллюстрациями. Делаю это так:каждый ученик после разбора текста углубляется в создание своей иллюстрации; школьники обмениваются рисунками; получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста; сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания он подкрепляет ссылками на текст. Рецензия подписывается учеником. () Составление диафильмов по произведению. Интересную работу мы проводили по созданию своих диафильмов на основе прочитанного произведения.Делаем так:– по материалу прочитанного произведения попробуйте составить свой диафильм, продумайте содержание отдельных кадров;– какие строки из текста вы соотнесете с ними;– определите количество кадров.Бумагу заготавливают заранее. Рисование диафильмов на 7 минут. Готовые диафильмы вывешиваются на стенд творческих работ в классе.Лепка и аппликация. Этот вид детского творчества используется чаще в 1-х и 2-х классах, когда дети не воспринимают еще критически результатов своих изображений и видят в них больше, чем дано. Дети могут слепить грибок, птичку, лодочку, зайчика, собачку, то есть отдельный предмет общей картины, а затем объединить в общую творческую работу.Метод моделирования. Это введение системы “заменителей” (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки книги.Таким образом, моделирование позволяет:– включить каждого ученика в процесс познания литературы как искусства слова;– дать возможность ученику работать в соответствии со своими возможностями;– создать игровую ситуацию при овладении читательскими умениями;– поддержать интерес к художественной литературе;– обогащать духовный мир ребенка;– осознанно воспринимать художественные произведения. ()Книжки-самоделки. Одно из самых интересных заданий для ребят– это работа с книжками – самоделками, каждая из которых изготовлялась детьми с творческой выдумкой и воображением. Есть книжки в форме елочки, грибка, домика, кораблика и т.д. Сами книжки дети изготовляли дома. Каждая книжка имеет свое название, которое представлял и защищал автор на конкурсе книжек в классе.Например, у Юли Даниловой книжка “Котик вам расскажет” имеет силуэт котика. А у Данила Юдина “Веселый поезд”: странички – вагончики.В этих книжках– самоделках дети записывают произведения только собственного сочинения. Это первые шаги в их творчестве, пусть не всегда удачные, но большинство ребят тянутся к такой работе, пытаются проявить себя.
