Публикации
Сценарий литературной гостиной "Стихи и музыка Серебряного века"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий литературной гостиной "Стихи и музыка Серебряного века"
Автор: Наталья Владимировна Захарова
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сценарий литературной гостиной "Стихи и музыка Серебряного века"
Автор: Наталья Владимировна Захарова
Литературная гостиная «Стихи и музыка Серебряного века»1) «Реквием» Настя: Серебряный век… Эти слова взывают к памяти того поколения, которое пережило культурный взлет, духовное возрождение в России в эпоху войн и революций. Творческое вдохновение , вспыхнув ярким пламенем, не погасло в 1917-м, а ушло вглубь, скрылось в пепле от урагана истории. Прерванная душа, присечённое слово, недопетая песня… Никита: В новом 21 столетии поэты Серебряного века вновь с нами. Они приглашают…Захарова: В глубине одного из петербургских дворов находилось кафе, которое носило название «Бродячая собака». Открыто оно было в ночь под Новый 1912 год и сразу стало излюбленным местом встреч петербургской богемы. Почему «бродячая собака?»Потому что поэты — бродячие, бесприютные собаки- могли приютиться здесь, дешево прокормиться, как у себя дома. В тесном подвальчике рождалось совершенно новое ощущение — свободы и тесной братской связанности. Здесь велись разговоры о жизни, творчестве и, конечно же, о любви. Давайте заглянем туда и мы с вами!(ухожу) музыка - на сцене уже Блок и Гиппиус* Айдаров Артем и Ира Симонова.Настя: В маленьком кресле, тоненькая и изящная, сидела Зинаида Николаевна Гиппиус. Соблазнительная и нарядная, особенная. Она казалась высокой из-за чрезмерной худобы. Пышные темно-золотистые волосы опускались на снежно-белый лоб и оттеняли глубину зеленых удлиненных глаз, в которых светился внимательный ум… Умело-яркий грим, головокружительный аромат сильных духов… Лицо дышало каким-то воспоминанием. Держалась она как признанная красавица, к тому же — поэтесса. Гиппиус (Симонова Ирина) «Любовь одна». Единый раз вскипает пеной И рассыпается волна. Не может сердце жить изменой, Измены нет: любовь – одна. Мы негодуем иль играем, Иль лжем – но в сердце тишина. Мы никогда не изменяем: Душа одна – любовь одна. Однообразно и пустынно, Однообразием сильна, Проходит жизнь... И в жизни длинной Любовь одна, всегда одна. Лишь в неизменном – бесконечность, Лишь в постоянном – глубина. И дальше путь, и ближе вечность, И всё ясней: любовь одна. Любви мы платим нашей кровью, Но верная душа – верна, И любим мы одной любовью... Любовь одна, как смерть одна. * встает, ходит. Затем садится.Настя: «И вот Блок стоит в этой комнате, по другую сторону окна и смотрит в него… Он не кажется мне красивым. Над узким лбом — густая шапка коричневых волос. Лицо прямое, неподвижное такое спокойное, точно оно из дерева или камня. Очень интересное лицо. Движений мало, и голос под стать: он мне кажется тоже «узким», но он при этом низкий и такой глухой, как будто идёт из глубокого колодца. Каждое слово Блок произносит медленно и с усилием, точно отрываясь от какого-то раздумья...Артём читает стихотворение Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека».Ночь, улица, фонарь, аптека,Умрешь — начнешь опять сначалаНастя: … но странно. В этих медленных отрывочных словах, с усилием выжимаемых, глухом голосе — во всем облике этого студента есть что-то милое, детское… Не помню, о чем мы в первое свидание говорили. Но говорили так, что уж ясно было: еще увидимся, непременно». (уходят)Захарова: «Бродячая собака» работала 3 раза в неделю: в понедельник, среду и субботу. Собирались поздно, после 12-ти. Публика разделялась на 2 категории. К 11 часам съезжались случайные посетители. Официально они назывались гостями, но за глаза их называли «фармацевтами» (это люди, далёкие от искусства, но желающие провести время в обществе известных лиц). Позже появлялись представители культурной богемы, или «Друзья Собаки» (это поэты, художники, музыканты, артисты). (выходят Ахматова, Гумилев, Гиппиус, Блок. Занимают места).Вдохновленные лица, на эстраде кто-то читает стихи, его перебивает музыка и рояль. Кто-то ссорится, кто-то объясняется в любви.(ухожу).Настя: Они собирались в «Бродячей собаке». Они называли себя акмеистами. Они были молоды и талантливы, веселы и серьезны. Самыми яркими из них стала приходившая каждый вечер сюда пара — Анна Андреевна Ахматова и Николай Степанович Гумилёв.Никита: Странствующий рыцарь, аристократический бродяга — он был влюблён во все эпохи, страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой красоте. Ещё гимназистом Гумилёв впервые увидел тогда ещё Аню Горенко. Она поразила его не только своей неординарной внешностью. Стройная, высокая, с прекрасными белыми руками, с лучистыми серыми глазами, её профиль напоминал античные камеи.Настя: «Говорили, что будущий вождь акмеистов влюбился в молодую поэтессу… На самом деле гимназист 7-го класса влюбился в гимназистку 4-го...», - говорила Анна Андреевна.Никита: Коля Гумилёв , всего на три года старше Ани , уже тогда осознавал себя поэтом. Он забрасывал Аню стихами, пытался поразить ее воображение различными эффектными безумствами.Однажды он принес ей букет цветов, сорванных под окнами императорского дворца...(цветы).Она была напугана и потрясена.Денис читает стихотворение Гумилева «Я конквистадор в панцире железном...»Я конквистадор в панцире железном,Как смутно в небе диком и беззвездном!Настя: В ноябре 1909-го Гумилев сделал Ахматовой предложение,в 3-ий раз… Анна Андреевна согласилась.1914-ый. Первая мировая война. Гумилев уходит добровольцем на фронт.Никита: «Дорогая моя Аничка, я уже в настоящей армии, но мы пока не сражаемся, и когда начнем, неизвестно… Что же ты не прислала новых стихов? Я целые дни думаю только о тебе, честное слово. Целую тебя, моя Аничка. Твой Коля». (Влада сидит читает письмо в этот момент).Настя: Дальше — арест и расстрел Гумилева. Они уже будут не вместе. Но для Анны Андреевны это будет страшным ударом. А в октябре 1935-го студент исторического факультета был брошен в тюрьму как участник антисоветской террористической группы. Это был сын Ахматовой и Гумилева — Лев Гумилев.Влада читает:«В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то опознал меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом):-А это вы можете описать?И я сказала:-Могу.Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом.Реквием. Посвящение.Перед этим горем гнутся горы,По столице одичалой шли,Никита: «Установлено, что Лев Николаевич Гумилев осужден необоснованно», - из сообщения Главной военной прокуратуры ,1975 год.(Музыка, уходят)Захарова: Комнат в Бродячей собаке было всего три: Буфетная и 2 залы. Посетителям кафе бросалось в глаза его оформление. В прошлом обыкновенный подвал. Теперь стены ярко раскрашены, вместо люстры — золотой обруч. Ярко горит огромный кирпичный камин. Комнаты сводчатые, волшебные от бликов.Выходит Айдаров, садится за стол.Выходит Есенин (Влад), здоровается, садится, начинает пить чай и разговаривать с Артемом.Никита:«Он сидел рядом со мной и прозаически пил чай, старательно дуя на блюдечко, как это делали где-нибудь на окраине завсегдатаи извозчичьих чайных. Белесо-желтые, точно выгоревшие на деревенском солнцепеке, подстриженные в кружок кудрявые волосы и застенчивая улыбка делали Есенина похожим на мальчугана. Настя: Говорил он при посторонних мало, с большими паузами и лишь время от времени, будто для пущей важности, покашливал в кулак. Настя: Вскоре появляется сборник стихов Сергея Александровича «Радуница». О чем писал поэт? Обо всем! Любовь к Родине, к деревне, природе, к женщине, к самой поэзии — всё слилось в его душе, в его творчестве в одну огромную великую любовь.Влад читает стих «Русь моя!»Русь моя, деревянная Русь!Я один твой певец и глашатай.Звериных стихов моих грустьЯ кормил резедой и мятой.Бродит черная жуть по полям,Настя: «Нежностью пропитанное слово» Есенина поведало нам, на какую чуткую и глубокую любовь к женщине способен поэт. Сколько прекрасных женщин вдохновляло его. Их было много. Но как они любили его и заботились о нем!Никита: Августа Леонидовна Миклашевская…, Гутя, как звал ее Есенин. Одна из муз поэта. Она была актрисой, пела и танцевала в одном кабаре. Сергей Александрович познакомился с ней в августе 1923-го. Их отношения носили исключительно платонический характер. Невероятная, чистая, нежная, она кажется ему светом, ангелом.(Сценка)Влад и Ангелина выходят под шум дождя.Влад: Меня, Гутя, сейчас часто спрашивают: Кто ваша Муза?»Ангелина: А кто ваша Муза?Влад: Вы…Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу.Я хочу под этим взглядомСлушать чувственную вьюгу...»Я ведь раньше думал, что Хулиган любить не способен, что он сродни Дон Жуану, победы свои считает… Ошибался я..Ангелина: Дон Жуан плохо кончил.Влад: Вот и я не хочу (смеется). Вы такая чистая, как вода в роднике.Ангелина: Не надо...Влад: А любви хочется чистой, настоящей.Ангелина: Нет, не надо. Я уже один раз обожглась, больше не хочу.Влад: Вот ведь как несправедливо мир устроен, Гутя… (смеется)Кто меня любит — мне даром не нужен, а кого я люблю — не любят меня.Ангелина: А мы уже пришли… Вот мой дом.Влад: Я понял, я все понял. Ну, до свидания, товарищ Миклашевская (руку протягивает для рукопожатия). «Тяжелопожатие, каменные его десницы… Я гибну, о Донна Анна!» (вздыхает) Проваливается (выходит из-под зонта). Можно вас любить хотя бы издалека, на расстоянии? Ангелина: (мотает головой)Влад: (отходит еще) А так?Ангелина: (опять мотает головой).Я не могу вам этого запретить.Влад: Ах, Гутя, августовская вы прохлада! Ангелина: смеется.Влад: «Где эта улица, где этот дом, где эта барышня, что я влюблен?Вот эта улица, вот этот дом, вот эта барышня, что я влюблен!» (музыка).Ангелина: машет рукой..(музыка, уходит)Настя: Красною кистью«Поэт — Марина Цветаева»... Ее стихи узнаёшь безошибочно…Никита: Романтическая натура, гениальная поэтесса и, наконец, просто женщина, которая нуждалась в любви, а главное — в понимании. Жизнь Марины Ивановны была наполнена странными, чудовищными событиями: Настя: она лишилась рано родителей, долгое время жила в эмиграции. Брак по собственному предсказанию, арест и расстрел мужа, арест дочери, потеря младшей дочери в годы Гражданской… Она была покинута в последние годы, жила в ссылке.И только Борис Леонидович Пастернак стал для нее отдушиной, духовной любовью.Никита: «В нее надо было вчитаться. Когда я это сделал, я ахнул от открывшейся мне бездны чистоты и силы».Настя: Цветаева почувствовала родственную душу и ответила. Так начался их эпистолярный роман, который длился почти 12 лет. Никита: «Успокойся, моя безумно любимая… Ты бы уничтожила меня в том случае, если бы когда-нибудь ты перестала быть мне тем высоким, захватывающим другом, какой мне дан в тебе судьбой».(Песня Е.В. Хайруковой «Хочу у зеркала»)Настя: Они встретились однажды, но говорить было не о чем. Несвоевременность… Как бы сложились их судьбы, если бы свидание состоялось раньше? История не терпит сослагательных наклонений. Никита: Настало время, когда и баловень судьбы, Пастернак познал все те тяготы, которые сломали Марину. Эти два великих поэта оставили после себя уникальное поэтическое наследие, а еще письма, наполненные любовью, жизнью и надеждой.(Артем читает стихотворение «Быть знаменитым — некрасиво»).Быть знаменитым некрасиво.Цель творчества — самоотдача,А не шумиха, не успех.Позорно, ничего не знача,Но надо жить без самозванства,И надо оставлять пробелыИ окунаться в неизвестность,Другие по живому следуИ должен ни единой долькой(музыка)Захарова: Судьба творцов начала века… Они были яркими, необычными, трагическими, разными… Судьба каждого — это целая книга… А творчество — подарок для нас. Каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию. Сегодня в нашем конкурсе чтецов и исполнителей музыкальных композиций на стихи поэтов Серебряного века голоса давно ушедших гениев зазвучат по-новому. Итак, мы начинаем! И первыми на сцену приглашаются учащиеся …..Настя: Приглашаются учащиеся________________________________Никита: Приглашаются исполнители____________________________Настя: А на сцену приглашаются ________________________________Никита: Приглашаются________________________________________Настя: На сцену выходят_______________________________________Никита: _____________________________________________________Настя: Выступления конкурсантов подошли к концу. Пока жюри подводит итоги, для вас прозвучит композиция на стихи Николая Степановича Гумилева «Романс».(песня)Захарова:А сейчас наше многоуважаемое жюри готово подвести итоги конкурса.Итак, слово для подведения итогов конкурса предоставляется ______________. Награждение.Выходят все участники литературной гостиной (музыка)Артем Айдаров: Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен!Ира: Век серебряный… Век из света…АртемКеримов: Век поэзии, век мечты…Денис: Бытия век, век человека,Влад Рябов: Мысли век и век красоты.Ангелина: век Душа, век Поэт!Елена Владимировна: Звука век… Слова век!Влада Емельянова: Сколько тайн и имен! В этот век я влюблен!
