Публикации Внеурочная деятельность учителя-словесника: от теории к практике. Из опыта работы.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Внеурочная деятельность учителя-словесника: от теории к практике. Из опыта работы.
Автор: Захарова Наталья Владимировна

Внеурочная деятельность учителя-словесника: от теории к практике. Из опыта работы.Один из основоположников педагогической и психологической науки Павел Петрович Блонский, человек широких и разносторонних интересов, взволнованно писал: “Лишь живая душа оживит души. Говори же, говори, учитель: может быть час твоего увлечения – самый поучительный час для детей. Всколыхни их сердца, дай им глубокое впечатление”. Что же такое внеурочная деятельность в общем смысле? Внеурочная деятельность — это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует реализации требований ФГОС общего образования. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа по русскому языку и литературе является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя-словесника.Успех овладения русским языком и литературой в школе может быть достигнут на основе реализации строго продуманной системы учебно-воспитательных мероприятий. Цель внеурочной деятельности учителя-филолога заключается в развитии индивидуальных способностей и интересов школьника, его социализации и воспитании средствами русского языка и литературы. В трудах методистов (Баранова, Львова, Ушакова и других) на первый план выдвигается познавательный аспект внеурочной деятельности, кроме того, очерчивается широкий круг решаемых вопросов: становление самостоятельности и творческой инициативы учащихся, развитие потребности самообразования, становление исследовательской компетенции и одаренности детей.Задачами внеклассной работы по русскому языку и литературе в школе являются:
  • Дальнейшее углубление и развитие интереса учащихся к изучению предмета
  • Развитие и совершенствование психологических качеств личности учеников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости; самостоятельности в получении знаний.
  • Расширение запаса знаний школьников по предметам
  • 4. Воспитание у слабоуспевающих ребят веры в свои силы, в возможность преодоления отставания по русскому языку и литературе.5. Выявление мотивированных и одарённых детей, развитие их творческих индивидуальных способностей.6. Воспитание у школьников чувства ответственности за общее дело, переживание за успех совместного мероприятия.Во внеурочной деятельности ребенок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.Внеклассная работа учителя-словесника делится на два основных вида. С одной стороны, постоянно действующие виды работ во внеурочное время: кружки русского языка, литературы, литературные гостиные, клубы любителей русской словесности, драматические кружки, выпуск периодических изданий.С другой стороны, мероприятия, которые носят эпизодический характер: тематические вечера, конкурсы, олимпиады, всевозможные путешествия, деловые игры, экскурсии, встречи с интересными людьми и т д.Результатом такой совместной деятельности учителя-словесника и детей должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: проект, авторское произведение или сборник, спектакль, композиция, выпущенная газета и т.д. Возвращаясь к словам Павла Петровича Блонского, я задаю себе вопрос: как же «всколыхнуть сердца учеников», как сделать так, чтобы внеурочные занятия были интересными, необычными, а еще и практически полезными в освоении русского языка и литературы.Пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для счастливой и наполненной жизни – к этому стремлюсь я на протяжении всей моей педагогической деятельности.Хочу остановится на некоторых формах внеурочной деятельности, которые мне удается реализовать в школе на протяжении многих лет.1)Тематические вечера: литературные квартирники на определенную тему, вечер чтения поэзии и прозы, литературно-музыкальные гостиные. Цель таких вечеров - повысить интерес к изучению литературы, воспитывать чувство любви и уважения к ней.Это, пожалуй, одна из наиболее действенных форм внеклассной работы в школе, которая в большей степени развивает творческие способности учащихся (навыки выразительного чтения, театрального мастерства и т.д.).Литературный вечер вносит в жизнь школы, всего коллектива какое-то особое праздничное настроение, вводит в мир поэзии, музыки, живописи, волнует встречей с литературными героями, хотя и требует тщательной подготовки. Так, с 2019 года районные литературные гостиные стали традицией в нашей школе. «Стихи и музыка серебряного века», «Век, золотом объятый» «Хрустальный башмачок поэзии (по творчеству поэтов-шестидесятников»). (слайд)В прошлом и текущем учебном году стали актуальными литературные квартирники: ребята читают стихи, исполняют музыкальные произведения на стихи поэтов, участвуют в оформлении литературных стендов «Окно литератора». Квартирники проходят раз в четверть.2) Клуб любителей читать наизусть «Дождевые перлы».Сформирован еще мной в 2011 году. Сейчас в клубе порядка 15 творчески способных детей.В процессе обучения предмету распознаешь одаренных детей, чувствующих слово, переживания лирического героя в стих-нии или персонажа произведения. Читать выразительно научить сложно, для этого нужен, безусловно, талант, а потом и художественный вкус и чутьё. Результатом такой деятельности обычно становятся всевозможные конкурсы. Конкурсы чтецов способствуют социализации детей, расширяют границы общения, а также доставляют радость от участия в общем деле. Они становятся красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность.Для нас с ребятами традиционными уже на протяжении 4-5 лет стали такие проекты:«Фестиваль «русских слов душа» по творчеству поэта В.Ф.Бокова,«Стихи как летопись войны» (областной конкурс проводится Музеем боевой и трудовой славы)Всероссийский конкурс «Живая классика»: поэзия и проза.Результат: победители и призеры на протяжении всех лет обучения.3) Литературное краеведение. Проект «Поэты и писатели саратовской земли».Безусловно, одной из важнейших форм внеурочной деятельности по русскому языку и литературе является подготовка проектов, лингвистических и литературных исследований.Группа учащихся занимается непрерывно в течение 2-3 месяцев исследованием творчества писателя-саратовца. Так, ученица 10 «А» класса, Ткаченко Алена, еще в прошлом году начала работу над изучением творчества современного детского поэта и писателя Т.Н.Веденеевой. В этом году Алена уже исследует языковые особенности поэзии Татьяны Николаевны. В рамках этого проекта в прошлом году состоялась творческая встреча учащихся нашей школы, на которой Алена взяла интервью у писательницы с целью более подробного сбора информации о личности поэта, о волнующих, ведущих темах в ее творчестве. Важными этапами проектного обучения являются презентация и рефлексия. Презентация работы проводилась на районной научной конференции. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которую школьник сам выбирает, самостоятельно ищет и пути добывания информации, анализирует, сопоставляет, выбирая самое важное и интересное. 4) Творческий клуб авторских произведений «#МояПоЭза».Особенность творческих занятий состоит в пробуждении живого интереса к литературному творчеству, в пробуждении мыслей детей, вызове их к размышлениям о различных литературных направлениях, явлениях действительности, чувствах, в воспитании грамотного компетентного читателя, наконец, в создании собственного литературного произведения. Таких детей в моем клубе всего 5. Но нужно понимать, что к этому нужно особое расположение мышления человека и достаточный словарный запас. Потому такие учащиеся обычно «штучны»! Результат: освоение понятий теории литературы, систематизация, повторение и обобщение литературного опыта, знаний об изобразительно-выразительных средствах языка, стилистике. 5) Школьная театральная студия.Всем известно, что с 2022 года школьные театры стали обязательными в образовательных учреждениях. Но сомнений никогда не было! Театр — это моя мечта! В прошлом году открылась официально наша детская театральная студия , в которой занимаются ребята с 1 по 11 класс. На данный момент студию посещают 59 человек. Возникает вопрос: как организовать занятия в таком разновозрастном коллективе? Действует тот же принцип дифференциального подхода к занятиям, деления коллектива на группы по возрасту, приобретенным навыкам. С новичками, например, занимаются взрослые ребята, которые уже давно ходят в студию, знают структуру занятия, могут также научить. А здесь работает и принцип преемственности. Основная цель занятий - предоставить ребенку возможность, выразить себя в единой творческой команде. Процесс ознакомления с азами актерского мастерства направлен на раскрепощение (снятие психофизических «зажимов»), что придаст ребенку чувство уверенности в себе. Игровая форма занятий поможет ребенку освоиться в окружающем мире, посредством развития малой моторики, речевых и опорно-двигательных навыков, учиться общаться.В основе моих занятий — система великого актера, режиссера, теоретика театрального искусства — К.С. Станиславского (в адаптированном для детей варианте).Результатом такой деятельности становится приобретения умения быть внимательнее не только к слову, действию своему или партнера, окружающих людей, но и умения быть внимательнее к своему внутреннему миру, наблюдать за собой, за своим отношением к людям, событиям, а этим достигается главная цель обучения и воспитания — формирование всесторонне развитого человека. Также наши студийцы, под моим чутким руководством, сами пишут сценарии к спектаклям, то есть работают с первоисточниками художественных произведений, с текстом, со словом. Отрабатывают очень важный навык.Ребята нашей студии становятся призерами, победителями творческих конкурсов. 6) Школьный медиацентр.В этом году в рамках новой воспитательной программы от Росдетцентра, которую осуществляют советники директора по воспитанию, кем я и являюсь по совместительству с основной должностью, активно стали развиваться школьные медиацентры, включающие: школьную газету, школьное телевидение, радио, соцсети.ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ МЕДИАЦЕНТРА В ШКОЛЕ:В нашей школе с помощью актива и Совета Первых я создала команду ребят, которым очень нравится работать с различного рода информацией: добывать ее, перерабатывать, интерпретировать с языковой точки зрения. С периодичностью пока раз в четверть выходит школьная газета, работает наше школьное телевидение, где освещается вся жизнь школы. Из-за трудностей в техническом оснащении школы мы пока с ребятами не можем организовать работу школьного радио. Но, надеюсь, что эти трудности временные. Педагог, раскрывая мир детям, не перестает развиваться вместе с ними. Конечно, все постичь невозможно, но стремиться знать и уметь как можно больше должен каждый учитель: чтобы научить, надо уметь самому; чтобы тебе поверили, надо самому верить; чтобы за тобой пошли, надо идти впереди.И сейчас я передаю слово своей ученице, Ковыляевой Александре.
    -