Публикации Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС
Автор: Гаран Вита Викторовна

Коррекционно-развивающая работа с детьми с РАСГаран Вита Викторовна,учитель-дефектологЧеловек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт. Нарушение социального взаимодействия с окружающим миром и коммуникации приводит к искаженному развитию, наиболее типичной моделью, которого является расстройство аутистического спектра (РАС).Термин «аутизм» происходит от латинского слова autos – “сам” и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.Наиболее существенные признаки РАС:
  • отсутствие стремления ребенка к общению, потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • сопротивление любым переменам обстановки;
  • склонность к стереотипиям;
  • однообразие интересов и пристрастий;
  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким людям;
  • речевые нарушения;
  • наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.
  • Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов. Отсутствует живая выразительная мимика и жесты, не смотрит в глаза окружающим. Если все же фиксирует взгляд, то он получается как бы взгляд “сквозь”. Избегает телесных контактов, отстраняется от ласки близких. Наблюдается ряд характерных стереотипий – непроизвольных, неосознанных повторяющихся движений или действий: Двигательная – прыжки, раскачивание туловища, взмахивание руками, бег на цыпочках по кругу и т.д. Все эти движения усиливаются при возбуждении и утомлении. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе.Речеваяэхолалия, мутизм, набор штампованных фраз. Некоторые дети по развитию речи опережают сверстников в норме, другие отстают. Особенностью речи является речь о себе во II или III лице. Речь ребенка с РАС является речью для самого себя.Пространственные – чрезвычайно сензитивны к перестановке предметов. Изменение в обстановке трактуется ими как нежелательное и вызывает чувство тревоги. Испытывают большие трудности в копировании движений, путая верх-низ, право-лево, вперед-назад.Социальные – наличие немотивированных страхов, избирательность в контактах или отказ от контактов, Чувство дискомфорта при взаимодействии с другими людьми.Игровые – использование необычного материала для игры (часто предметы домашнего обихода: обувь, веревки, выключатели, провода и т.д.). Играют крайне ригидно, однообразно. Сюжетно-ролевые игры, как правило, не развиваются. Одна из главных задач взрослого – помочь ребенку с РАС адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционно-развивающая работа с особым ребенком имеет два основных направления:- Преодоление аффективной патологии и установление контакта с ребенком с РАС.- Формирование целенаправленной деятельности у детей с РАС.На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Одежда педагога должна быть спокойных тонов и в ней должно быть постоянство, т.к. это поможет ребенку привыкнуть к нему.На втором этапе ребенку с РАС необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от педагога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, что будет способствовать обогащению его эмоционального и интеллектуального опыта. В процессе работы в поведении ребенка с РАС выявляются стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ребенку нравится рвать и мять бумагу, то можно попробовать переориентировать его на аппликацию методом обрывания. Детям с РАС также доступны схемы, и именно на них необходимо опираться в коррекционно-развивающей работе. Например, если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания можно использовать карточки с описанием последовательных действий. Необходимо отметить важный момент: каждую игру или упражнение необходимо проводить несколько раз для закрепления результата.И, несомненно, педагог должен настроиться на долгую и терпеливую работу с особым ребенком для достижения позитивной динамики и развития.Библиографический список
  • Дефектология. Словарь-справочник: Учебное пособие / Под ред. Пузанова Б.П. – М.: Сфера, 2005.
  • Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М.: Теревинф, 2005.
  • Питерс К. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2002.
  • -