Публикации Статья "Геймификация на уроках русского языка и литературы"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Геймификация на уроках русского языка и литературы"
Автор: Надежда Сергеевна Щербакова

«Геймификация учебного процесса. Методы и приемы создания обучающей игры Учёба — это труд. Игра же – сладкая приправа. Она делает обучение увлекательным и приятным, чтобы дети с охотой возвращались в класс.В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле.Среди множества технологий и методик воспитания и обучения актуальным становится применение игровых методик в неигровых ситуациях – геймификация (игрофикация). Как показывает опыт, использование этих методик позволяет значительно увеличить эффективность образовательного процесса.Геймификация в образовании – это процесс распространения игры на различные сферы образования, который позволяет рассматривать игру и как метод обучения и воспитания, и как форму воспитательной работы, и как средство организации целостного образовательного процесса.Растущий интерес к геймификации объясняется желанием найти способ усиления вовлеченности субъектов учебно-воспитательного процесса в результативную деятельность и привнести больше открытости в систему оценивания её результатов. В геймификации используются такие игровые элементы, как постановка задач, обратная связь, уровни, творчество.«…для ребенка игра заменяет действительность и делает ее более интересной и понятной потому, что он сам ее создает. В игре ребенок создает свой мир и живет в нем, и следы этой жизни глубже остаются в нем, так как здесь присутствует эмоциональная составляющая, и он сам распоряжается своим творением». К. Д. Ушинский Геймификация в обучении нужна для того, чтобы сделать обучение более функциональным, приятным и мотивирующим. Когда люди учатся на практике или на собственном опыте, геймификация помогает заставить их действовать, не думая слишком много. Игре под силу повысить уровень внимательности , отдачи и сноровки.Ребенок, который не всегда готов что-то делать, или даже настроен был сопротивляться изучению нового, но всегда желающий играть выполняет те или иные действия в игре. Проходит новые уровни, включается в процесс, частью которого себя ощущает. Геймификация делает скучные задания интересными, избегаемое — желанным, а сложное — простым.Основным принципом геймификации является постоянная обратная связь с ребенком для корректировки процесса обучения в игре с поэтапным погружением в ту или иную тему без потери внимания. Способы геймифицировать обучение по Роберт С. Беккер Веселите. Делайте обучения веселым, привнося в него игровое начало. Другими словами, разрабатывайте такие игровые моменты, которые как бы случайно поддерживают цели обучения. Игра, это рычаг развития мышления и ловкости. Награждайте. Предлагайте такого рода награду в геймифицированном обучении. Ее надо заработать, делая вещи, которые требуют мастерства. Материализуйте идеи. Воплощайте идеи, делая их ощутимыми и материальными. Многие обучаются лучше и быстрее, когда понятия передаются в виде осязаемых объектов. Планируйте уровни сложности. Уровень подразумевает противостояние. Обучающиеся переходят на следующий уровень, преодолевая вызовы все возрастающей сложности. Поощряйте практику. Ролевые игры. В игре участник принимает определенную роль в воображаемой ситуации и действует от лица своего персонажа. В процессе ролевой игры обучающиеся используют свои знания и навыки и учатся применять их для решения задач в необычных ситуациях. Ролевая игра является высшим проявлением геймификации, потому как именно здесь сходятся воедино многие ее составляющие. Соперничество. Участники геймифицированного процесса являются соперниками. Для них недостаточно просто хорошо себя показать, они должны действовать лучше, чем противоборствующая сторона. Ситуативное обучение. Вы можете геймифицировать обучение, поместив его в контекст реальной жизни или в приемлемую версию реальности. Ситуативное обучение применяется в учебных симуляциях, где учащиеся изучают систему, играя с ее моделью. Как следует из вышесказанного геймификация – это техника улучшающая качество обучения. Она применяется не для создания игр, а для того, чтобы сделать регулярное обучение более забавным и увлекательным. Приемы в геймификации: • Динамика - позволяет быть включенным в процесс, на всем его протяжении, быть сопричастным, двигаться к достижению результата и оставаться заинтересованным. • Мотивация подкрепляет интерес на протяжении всего процесса (различными бонусами: награды, фишки, бейджи и антибейджи, баллы и прочее), усложняет его постепенно от уровня к уровню • Взаимодействие пользователей постоянная взаимообратная связь, дает возможность корректировать игру и поведение в ней, и как следствие позволяет проработать детально те или иные моменты С помощью различных элементов геймификации мы добиваемся своих целей пошагово от простого к сложному. Устанавливаем этапы, которые надо пройти и на каждом прорабатываем свои задачи. Для детей обязательно используем визуальное подкрепление Учитывая психологическую составляющую применяем соревновательные элементы, подготавливая ребенка к дальнейшим преодолениям на его образовательном пути. Синтезируем новые знания, путем прохождения маршрута игры, включая разные приемы и методы.Многие исследователи игры отмечают мобилизацию и активизацию возможностей личности, реализацию ее творческого потенциала, так как игре присущи такие характеристики, как импровизация, дух соперничества, эмоциональная составляющая и удовольствие. Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно - креативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, разрядкой, она способна перерасти в обучение, в творчество, в моделирование человеческих отношений.Целью игровых технологий является решение ряда задач:- дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);- развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);- воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);- социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).Дети свободно вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, которая:• помогает снять чувство усталости;• раскрывает способности детей, их индивидуальность;• усиливает непроизвольное запоминание.Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.Игровая форма занятий выступает как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Процесс обучения проходит как деятельность обучаемого. Как свидетельствуют психологические исследования, то, что мы слышим, активно усваивается на 40%, то, что видим, - на 50%, если мы видим и слышим одновременно, то это запоминается на 70-75%, а если мы это делаем сами, мы запоминаем на 92%. Вот почему игровые методики так важны в процессе обучения на любом уровне.Игровая форма занятий создается при помощи игровых техник, служащих средством мотивации, стимулирования учебной деятельности. В игре нет преподавателя и школьника. Там есть роли и действия, и все участники обучают друг друга и учатся друг у друга. Игровое обучение ненавязчиво.Как правило, к игре все открыты. Практически по любой теме, изучаемого предмета можно придумать интересные игры и ввести их в учебный процесс. Игры выполняют большое многообразие функций:
  • Социокультурная функция. Обучающиеся знакомятся с культурой и обычаями разных стран их духовными ценностями; обучаются взаимодействовать друг с другом в процессе игры;
  • Функция межнациональной коммуникации учит понимать и принимать особенности иноязычной культуры, быть толерантным, искать выход из конфликтной ситуации, не прибегая к агрессивности и насилию.
  •  Функция самореализации человека в игре. Игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане более значимым является сам процесс, а не результат, дух соперничества и возможность самореализации при достижении цели.
  • Терапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении. Оценивая терапевтическое значение игровых приемов, Д.Б. Эльконин писал, что эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые получает индивид в ролевой игре.
  • Функция коррекции в игре. Психологическая коррекция в игре происходит естественно, так как все участники находятся в равных условиях: здесь нет сильных и слабых участников, но есть сюжет и роли, и цель игры их объединяет. Зачастую слабые дети готовятся лучше, чем сильные, и несоответствие стирается.
  • Развлекательная функция игры связана с созданием благоприятной атмосферы, душевного спокойствия и радости как защитных механизмов, то есть стабилизации личности субъектов педагогического процесса, что помогает обрести уверенность в себе и получать удовольствие от раскрытия собственного потенциала
  • Применяются такие элементы игровых технологий:- ролевые игры- «горячий стул» (представить себя в роли какой-нибудь исторической личности и объяснить)- игра-квест- исторический суд- игра ассоциации- инсценировка- путешествие-экскурссия- лексический конструктор- игра «правда или ложь» и др.Урок может проходить как игра:
  • курсы различных дисциплин перерабатываются в наборы презентаций и видеороликов (иллюстративный материал), флеш-роликов (интеллектуальных игр) и наглядных пособий;профиль ученика и учителя представляет собой описание персонажа с его портретом и выбираемым внешним видом, списком достижений;
  • учителя становятся ведущими своего вебинара, к которому могут подключаться ученики всего класса;
  • уроки состоят из разной деятельности: теории, практики (нескольких задач-головоломок), ролевой игры (командное решение сложной задачи, в которой есть несколько этапов) и проверки домашнего задания передачей одному из учеников или команде фокуса камеры и демонстрацией перед классом проделанной работы;
  • ученики в команде и под руководством учителя выполняют задания, информируя о готовности, а учитель отмечает успехи в онлайн-системе. По результатам дня, недели, месяца у каждого накапливается набор достижений, который и является адекватной оценкой деятельности ученика. Урок может быть построен в виде матча, когда две команды, соревнуясь, каждая под руководством своего лидера-учителя, пытаются добиться решения какой-то крупной задачи;
  • Элементами игрофикации могут быть:- Очки- Бейджи- Награды- Прогресс - бары- Уровни- Аватары- Квесты- ЛидербордыГеймификация в школе призвана создать такую информационно-обучающую среду, которая бы способствовала самостоятельному, активному стремлению школьников к формированию УУД, таких как критическое мышление, умение принимать решения, работать в команде, быть готовым к сотрудничеству. Таким образом, геймификация помогает раскрыть творческие способности и мотивирует самообразование личности.Рассмотрим на практике, как применяется геймификация на уроках физики, биологии, русского языка и уроках в начальной школеВывод :Геймификация – не просто прививка от скуки,  , однако все хорошо в меру. Строгость тоже порою нужна, и превращать учебу в сплошную игру не стоит. Используйте игру, когда хочется разбавить серьезность урока или просто объяснить сложную тему. Тогда в ваш класс ученики будут приходить с большим желанием и огоньком любопытства в глазах.«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.А. Сухомлинский
    -