Публикации Психологические барьеры во взаимодействии педагога и концертмейстера в хореографическом классе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Психологические барьеры во взаимодействии педагога и концертмейстера в хореографическом классе.
Автор: Шевченко Татьяна Викторовна

Психологические барьерыво взаимодействии педагога и концертмейстера в хореографическом классе.Педагог и концертмейстер в хореографическом классе это – духовные посредники между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством. Они организуют систему отношений в коллективе, создают условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей. Вот почему необходимо тщательно продуманное и организованное профессиональное сотрудничество преподавателя и концертмейстера. Но не редко возникают психологические барьеры, препятствующие плодотворной работе в тандеме. Всем понятно, что для педагога в хореографическом классе опытный концертмейстер является правой рукой и первым помощником, готовый при необходимости заменить его на уроке, Он хорошо владеет инструментом и специальными музыкальными навыками по чтению и транспонированию различных партитур, по импровизационной аранжировке на фортепиано, более того, концертмейстер - соавтор творческих дел хореографа. Но зачастую в хореографический зал приходят пианисты, не имеющие опыта работы в этой области. Педагогу-хореографу придется набраться терпения и научить концертмейстера, как и что надо играть на уроке классического танца. Только при условии тесно налаженного психологического контакта между преподавателем и концертмейстером возможны профессиональные партнёрские отношения.Особенности психологических барьеров и конфликтов, а также причины их возникновения в общении определяются характером музыкально-исполнительской деятельности в классе, а также несовпадением структуры личных и деловых отношений, характера, повышенная критичность к другим.Барьер темперамента. Барьеры характера возникают из-за индивидуальных особенностей в характерах партеров по общению. Характер представляет собой устойчивое сочетание существенных особенностей личности, проявляющееся в поведении человека и определенным отношением к себе и окружающим, а также в самооценке. Самый жесткий и непримиримый тип - «диктатор». Личность жесткая, категоричная, признающая только своё «я», рассматривающая концертмейстера как «приложение»: включил-выключил, играть по щелчку, заканчивать по движению пальца, своё присутствие обнаруживать только движением пальцев по клавишам, дышать тише и реже, желательно быть немым, но не глухим. Не тот штрих или не там вступил – в итоге словесная претензия, невзирая на возраст, присутствие учеников и твой статус. Стремление к превосходству; проявление агрессивности; проявление эгоизма в деловом общении - этот барьер мешает эффективной коммуникации, способствует «вертикальным» конфликтам (начальник-подчинённый).Или противоположный тип - «Случайный». Такого, педагога, концертмейстер видит слабым. Он не отдают распоряжений и в то же время не старается мотивировать концертмейстера. Прошел урок – и ладно. Случайный педагог, поскольку формально выполняет возложенные на него обязанности. Для учреждения дополнительного образования детей такой человек бесполезен, даже вреден - он снижает эффективность команды, замедляет развитие и воспитание детей. Более того, он мешает концертмейстеру осуществить на уроке его «план-максимум», т.е. грамотно и интересно оформить музыкальное сопровождение урока. Поэтому, в такой ситуации, работа концертмейстера представляет собой монотонно чеканящую игру с нарочитым выделением сильной доли, не приносящую творческого удовлетворения, чего допустить нельзя.Барьеры интеллекта. Барьер, возникающий из-за различия музыкального опыта педагога, из-за различия типа мышления (одним проще мыслить образами, у других - абстрактно-аналитическое мышление; таким людям сложно понять друг друга и достаточно сложно договориться между собой, поскольку они говорят и думают «на разных языках».Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, например - один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленный результат. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу.Концертмейстер в своей профессии не меньший мастер, чем педагог- хореограф. – в своей. Основной принцип здесь – обоюдная заинтересованность. Это очень непросто для них обоих. Возникают сложности не только технического характера, но и психологического. Например, педагог не разрешает менять музыкальное сопровождение для упражнений у станка в течении года, не смотря на изменение комбинации и раскладки элемента. Это ведет к уставанию от однообразной музыки, работа концертмейстера превращается в своеобразную шарманку и каторгу. Барьер некомпетентности. Некомпетентность педагога вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Люди далекие от музыкально-педагогической деятельности ошибочно думают, что концертмейстер - второстепенная фигура в творческом процессе, что эта профессия не требует большого профессионального мастерства. Это далеко не так, и вот почему. Деятельность концертмейстера в хореографическом классе требует от него применения многосторонних знаний, во-первых, по курсам гармонии, анализа музыкальных произведений, психологии и педагогики - в их взаимосвязях. Во-вторых, хороший концертмейстер владеет танцевальной терминологией, чтобы знать о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к упражнению. В-третьих, знает, как исполняются все упражнений у станка и на середине, четко представляет себе структуру упражнения, правильно делает акценты, динамическими оттенками помогает движению. В-четвертых, особенность работы концертмейстера хореографии заключается в том, что он умеет грамотно в музыкальном отношении оформить учебное занятие в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. Для более качественного взаимодействия было бы хорошо, если бы и педагог-хореограф в свою очередь понимал и правильно использовал музыкальные термины: темповые обозначения, термины, характеризующие особенности метрики, ритма, динамики и характера произведений.Необходимость творческого и психологического союза хореографа и музыканта в процессе оформления урока танца очевидна и не требует доказательств. Только тесное сотрудничество и преодоление барьеров во взаимоотношениях преподавателя и концертмейстера способно дать наиболее в формировании творческого мышления учащихся и воспитании их художественного вкуса.
-