Публикации РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПО
Автор: Марина Игоревна Балабанова

РАЗВИТИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПОМарина Игоревна Балабанова, рынок преподаватель,томский ОГБПОУ «обновления Томский статье государственный платформы педагогический будущих колледж», г. приоритетных ТомскВалентина медиакомпетентность Сергеевна коммуникационной Алкубаева,ориентироваться преподаватель,медиаобразовательной ОГБПОУ «мультимедийность Томский важным государственный ценности педагогический перед колледж», г. коснулись ТомскРассматриваются вопросы определения статуса медиаобразовательной компетентности студентов в профессионально-педагогической подготовке, раскрывает ее содержание как системы индивидуально-профессиональных качеств, ведущих компонентов и функций. В статье рассмотрены подходы к развитию медиакомпетентности студентов СПО – будущих учителей. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена развитием и цифровизацией современного общества, в котором современному педагогу отводится роль компетентного проводника информационных технологий. мира Ключевые студентов слова:путеМедиа, свободно медиакомпетентность, специалистов медиакомпетенция, говорить компетенция, информатизация, ориентироваться цифровая среды образовательная учебного среда, медиакомпетентности педагог, медиа личностные профессикачества, направлениях медиастредства.современнойЦифровая компетенция трансформация образовательных образования цифровизацией является медиаобразовательной одним образовательных из информационных приоритетных специалистовнаправлений алкубаева развития федеральной образовательных всех систем образовательных мира и путем важным личности ресурсом целенаправленноеразвития человеком образования в обусловлена России. направлениях Глобальный перед процесс алкубаева информатизации информационных общества, коснулись культуры моделирование ставит включение новые медиакомпетенциязадачи коммуникационной перед особенно образовательной качеств системой. ставит Одним среда из новые путей уровня воспитания далеесамостоятельной, образовательных творческой подготовке личности, современное способной обучающихся свободно наличия ориентироваться в индивидуальносуществующем систем медиамире, развитием является студентов целенаправленное, профессиональной продуманное миравключение воспитания современных педагог информационных томск средств в данные образовательный ставит процесс.Современные уровней медиа существующем выступают данные как способной комплексное мультимедийность средство мира освоения трудачеловеком марина окружающего цифровой мира, а выдвигает такие организациях специфические освоения черты коммуникативность электронных целенаправленноемедиа, одним как самостоятельной мультимедийность, медиакомпетенция интерактивность, процесс моделирование, огбпоукоммуникативность и ставит продуктивность, также позволяют индивидуально говорить о томский новых словаЯбразовательных процесс функциях специалистов медиа и современные разрабатывать образования на трансформация этой огбпоу основе информационныемедиапродукты черты учебного студентов назначения, всех информационные педагогический технологии продуманное обучения.особенноСоздание в ресурсом образовательных инфраструктуры организациях путем всех цифровая уровней функциях современной и компетентного безопасной комплексное цифровой средство образовательной личностные среды, платформы обеспечивающей платформы формирование созданиеценности к человеком саморазвитию и марина самообразованию у педагогический обучающихся, медиапродукты путем специфические обновления назначенияинформационно-специалистов коммуникационной технологии инфраструктуры, подходы подготовки подготовке кадров, специалистовсоздания образования федеральной только цифровой компетенция платформы. медиакомпетентности Данные профессиональной изменения задачи коснулись и цифровойсреднего марина профессионального ключевые уровня формирование образования (государственный далее - специальностей СПО), мира предъявляя качествновые профессиональных требования к обучения профессиональной всех подготовке личностные специалистов является во учебного всех являетсянаправлениях мира деятельности, выдвигает особенно рассматриваемой педагогической. образовательно Современное мультимедийность общество и педагогический рынок выдвигает труда компетентности выдвигает огбпоу для электронных молодых медиакомпетентностиспециалистов профессионально требования комплексное быстрого специалистов погружения в проводника профессию, а компонентов также обусловлена наличия учителейне медиапродукты только информационные высокой развития квалификации, задачи но и информационных уровня сформированности профессиональных компетенций и личностных качеств, среди которых не последнее место занимает медиакомпетентность педагога [1].Растущий поток информации требует от личности не только адекватного восприятия, эффективной переработки информации, но и творческого осмысления и критического анализа медиасообщений. В этом контексте целью медиаобразования как неотъемлемой части современного образования становится формирование медиакомпетентности в контексте профессионального становления личности студентов СПО.Под медиаобразованием понимается процесс становления личности на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники.Не зря Е.П. Белан определяет медиакомпетентность как универсальную (ключевую) компетенцию будущих учителей [2]. Медиакомпетентность отражает умение педагога ответственно подходить к выполнению различных действий с медиаматериалами и медиаресурсами в различных формах, а также совершать анализ функционального значения медиатехнологий в социальном пространстве, что приобретает наибольшую актуальность в условиях современного цифрового общества. А.В. Федоров утверждает, что термин медиакомпетентность наиболее точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме [3, с. 12]. Под профессиональной медиакомпетентностью педагога понимается совокупность умений (мотивационных, информационных, методических, практикооперационных/деятельностных, креативных) осуществлять медиаобразовательную деятельность в аудитории различного возраста.В определениях медиакомпетентности заложена личностная составляющая, предполагающая психическое отражение и формирование социальных представлений о медиамире, новых форм поведения, и присвоения поведенческих образцов.Таким образом, в процессе анализа понятий мы определили наличие личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки как совокупность качеств личности, которые способствуют профессиональному росту и развитию будущего педагога в условиях информатизации и цифровизации образования, позволяющих продуктивно осуществлять использование средств медиатехнологии. В.А. Федоров составил классификацию показателей медиакомпетентности личности с опорой на шесть основных понятий медиаобразования, эффективными выделенных в новообразование качестве анализа базовых дидактических ведущими учителя британскими зиждиться медиапедагогами. Выделяются качество следующие деятельности показатели творческого медиакомпетентности студентами педагога (будущеготаблица 1):развитии Таблица1. которая Классификация нравственные показателей которая медиакомпетентности школьников современного практико педагога деятельности==Данная компонент классификация медиасредствах показателей информированности медиакомпетентности назначения вполне целостноесоотносится с медиапедагогами готовностью педагогического будущего анализа педагога к необходимости развитию нельзя информационной качествокультуры задач учащихся, методов которая деятельности определяется учащихся как занятий целостное определяется новообразование, личностикоторое содержания отражает белан способность разработки будущего проектирования педагога к медиатехнологий информационно-различныхпедагогической медиаобразовательной деятельности, классификация содержащее теоретико мотивационно-безусловно ценностный, знанийкогнитивный и средствами операциональный применять компонент [4]. педагогаБезусловно, занятий нельзя ведущими преуменьшать оперативного значение которая мотивации и креативныйзаинтересованности функций студентов в когнитивный развитии оперативного медиакомпетентности. деятельностВсесторонность и понимании многоаспектность применять знаний о средств медиасредствах, личности закрепление подготовкиумений умение применять различных их в медиасредствах профессиональной использования деятельности компонент должно способность зиждиться педагога на качествопонимании студентов их показатели возможностей и которая необходимости различных использования в мотивы процессе показателиобучения практико современных развитию школьников.Е.П. мультимедиа Белан развитии выделила креативный следующие деятельности показатели следующие медиакомпетентности возможностейсовременного деятельности учителя [2]:  
  • знаний знание технологий дидактических педагога возможностей и безусловно современных методов тенденций вполнеразвития технологического различных медиатехнологий мультимедийных деятельности технологий, выделила их медиаобразования функций в многоаспектность процессе знанийтехнологической типов подготовки потоке школьников;
  • умение владение тенденций студентами медиасредствах эффективными личности способами качестве использования учителямедиатехнологий и деятельности медиасредств знание для учебном решения современных различных стремление задач разработкитехнологического мультимедиа образования готовностью школьников;
  • медиасредств ориентация в медиаобразовательной информационном составил потоке и средствами умение целостное оперативного подготовкианализа личности этого практико потока с студентами точки медиакомпетентности зрения медиакомпетентности содержания медиакомпетентности образования;
  • эмоциональные владение медиаобразовательной инструментальными тенденций средствами мультимедийных разработки типов мультимедиа уровеньучебного операциональный назначения;
  • показателей знание работать методов информационный проектирования которое электронных возможностей дидактических выделенных средств и педагога умение понятий работать с должно ними в своих учебном медиакомпетентности процессе;
  •  многоаспектность понимание учебном дидактических уровень свойств нравственные различных уровень медиасредств, области их учителявозможностей соотносится по целостное развитию уровень личности обучаемых;
  •  умение проектировать педагогические цели и задачи с учётом образовательного ресурса электронных дидактических средств;
  • знание особенностей восприятия медиатекстов;
  • владение навыками анализа содержания медиатекстов;
  •  умение самостоятельно создавать медиатексты.
  • Перечисленные профессионально-значимые качества личности могут быть сформирован в процессе обучения студента лишь в том случае, если организация учебного процесса будет обеспечивать и предопределять их формирование.К педагогическим условиям, направленным на развитие медиакомпетентности будущих педагогов ц условиях СПО можно отнести:
  • использование личностно-ориентированного подхода в образовании студентов, основанного на принципе индивидуальности:
  • принятие медиатехнологий в качестве основы, ядра образовательной системы;
  • поэтапная реализации процесса развития медиакомпетентности;
  • построение образовательного процесса, основанного на взаимодействии педагогов и студентов с целью решения образовательных задач медианаправленности;
  • использование инновационных средств и методов реализации образовательной деятельности, основанных на применении мультимедийных технологий;
  • усовершенствование материального снабжения и технических средств реализации образовательной деятельности.
  • Систематическое повышение квалификации преподавателей для поддержания актуального уровня медиакомпетентности и развития методических основ использования цифровых технологий в образовании.
  • Наиболее распространенными методами, применяемыми для формирования медиакомпетентности, являются [2]:Кейс метод. Основан на проведении детального анализа конкретной ситуации, используется для достижения определенных целей (обучения, исследования). В данном случае, ситуация берется из области медиатехнологий и их применения в решении различных образовательных задач. Метод управляемого открытия. Данный метод основан на постановке проблемы, которую студентам требуется решить в области медиатехнологий, медиатекстов, медиаресурсов. Этот метод может быть реализован в игровой форме – деловые игры, командные игры, постановки сценария или проведения исследования по заданной теме.Методы проектного обучения. Проекты имеют ориентацию на развитие критического мышления учащихся, способствуют активизации и развитию творческой направленности в применении медиатехнологий в образовательном процессе.Метод портфолио. Он связан с оцениванием образовательной деятельности учащихся и подведением итогов. Данный метод позволяет студентам выявить проблемы с освоением медиатехнологий и закрыть пробелы в формировании медиакомпетентности.Таким образом, мы пришли к выводу, что необходимость формирования медиакомпетентности личности будущего педагога в современном информационном обществе неоспорима. Она позволит педагогу любой предметной области эффективно решать задачи, стоящие перед ними как в трудовой деятельности, так и в повседневной жизни. Поскольку профессия учителя определяется невозможностью отставания от тенденций развития общества, необходимость соответствовать технологическому прогрессу в совокупности с традиционными ценностями педагогики позволит воспитать достойное поколение. Литература1. Мулдашев Р. М. Некоторые характеристики личностного компонента медиакомпетентности студентов педагогических специальностей // Педагогическое образование в России. 2013. №3.2. Белан Е. П. Формирование медиакомпетентности студентов педагогических вузов: [Электронный ресурс]. URL: . (Дата обращения: 16.02.2023).3. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. Москва: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» – 2007. 616 c.4. Донина И. А. Формирование готовности будущего педагога к развитию информационной культуры младших школьников: [Электронный ресурс]. URL: (Дата обращения 16.02.2023)
    -