Публикации Работа с обучающимися с ОВЗ на уроках русского языка и литературы

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Работа с обучающимися с ОВЗ на уроках русского языка и литературы
Автор: Кирина Ольга Владимировна

Кирина Ольга Владимировна Учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 76» Г. Оренбург Работа с обучающимися с ОВЗ на уроках русского языка и литературыОбразование — это основа развития личности, и особенно важно уделять внимание обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В контексте уроков русского языка и литературы работа с такими учениками требует особого подхода, который учитывает их индивидуальные потребности и возможности.Кто относится к обучающимся с ОВЗОбучающиеся с ОВЗ — это дети, имеющие различные нарушения в развитии, которые могут затруднять их обучение. К этой категории относятся дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также с интеллектуальными нарушениями и расстройствами аутистического спектра. Важно понимать, что каждый из этих учеников уникален, и подход к ним должен быть индивидуализированным.Обучающийся с ОВЗ – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273)Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа – ПМПК.Изучение новой темы с обучающимися с ОВЗПри введении новой темы на уроках русского языка и литературы необходимо учитывать особенности восприятия информации обучающимися с ОВЗ. Прежде всего, следует использовать наглядные материалы: картинки, схемы, видеоролики. Это поможет сделать информацию более доступной и понятной. Также важно разбивать материал на небольшие части, чтобы ученики могли усваивать его постепенно. Использование интерактивных методов обучения, таких как групповые обсуждения и ролевые игры, может значительно повысить интерес к изучаемому материалу.Необходимо учитывать, что при опросе учащиеся с ОВЗ часто не могут привести свои примеры к правилу, и не только дети с ЗПР, но и с др.заболеваниями в силу своего состояния, а лишь по возможности заучивают теорию с уже существующими примерами. Максимально использую наглядные средства обучения, большое внимание уделяю практической работе, выполнению простейших заданий, если это ребенок с ЗПР. Положительную роль в развитии внимания, мышления, памяти, развитии речи играет словарно-орфографическая работа, которую я провожу на каждом уроке. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся. При этом обязательно пишем на доске слова для зрительного восприятия. На доске написано слово, производится подбор однокоренных слов, составляется предложение с этим словом: если изучается сложное предложение, то сложное составляется, если диалог, то несколько реплик. Если изучается тема «Причастный оборот», то составляется предложение с данным словом и причастным оборотом. Стимулы, повышающие интерес к предмету у обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературыДля повышения интереса к урокам русского языка и литературы у обучающихся с ОВЗ важно использовать разнообразные стимулы. Это могут быть игровые элементы, конкурсы, творческие задания. Например, создание мини-проектов по изучаемым произведениям или написание собственных рассказов может вдохновить учеников и дать им возможность проявить свои творческие способности. Также стоит уделять внимание положительной обратной связи, поощряя успехи и достижения каждого ученика, что способствует формированию уверенности в своих силах.
  • занимательность (дети данной категории чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям);
  • заинтересованность учащихся в конечном результате учебной деятельности;
  • похвала со стороны учителя, положительная оценка деятельности, стараниям для таких учащихся очень важна.
  • Для формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ рекомендую использовать занимательный материал. Он прекрасно воздействует на развитие ребенка в учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках помогает разнообразить учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей, придаёт позитивное настроение. Уроки развития речи у обучающихся с ОВЗРазвитие речи — одна из ключевых задач на уроках русского языка и литературы для обучающихся с ОВЗ. Для этого можно использовать специальные упражнения, направленные на улучшение фонематического слуха, расширение словарного запаса и развитие грамматических навыков. Чтение вслух, пересказ прочитанного, обсуждение литературных произведений — все это способствует не только развитию речи, но и формированию критического мышления. Важно также включать в уроки элементы театрализации, что поможет ученикам лучше понять и запомнить материал.Повышение внимания на уроках русского языка и литературы у обучающихся с ОВЗДля повышения внимания обучающихся с ОВЗ на уроках русского языка и литературы необходимо создавать комфортную и поддерживающую атмосферу. Это можно сделать, используя разнообразные методы и приемы. Например, чередование видов деятельности (работа в группе, индивидуальные задания, практические упражнения) помогает избежать утомления и поддерживать интерес к уроку. Также важно учитывать темп урока: он должен быть адаптирован под возможности учеников, чтобы каждый мог успевать за материалом.В заключение, работа с обучающимися с ОВЗ на уроках русского языка и литературы требует от учителя терпения, креативности и профессионализма. Индивидуальный подход, использование разнообразных методов и средств обучения, а также создание поддерживающей атмосферы — все это способствует успешному обучению и развитию этих детей. Образование должно быть доступным для всех, и задача каждого педагога — сделать так, чтобы каждый ученик чувствовал себя успешным и уверенным в своих силах.1.Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации 2.Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015). // Официальный интернет-портал правовой информации 3.Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 1128-1139..4.Кинаш Е.А. Проблема преемственности коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта [Текст] : сб. статей // Специальное образование: материалы VII междунар. науч. конф., 21-22 апреля 2011 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Скворцова - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. - Т. II. - C. 153-156.5.Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. М.: Новая школа, 1994 . - С. 726.Полат, Е.С., Бухаркина, М.Ю., Моисеева, М.В. Петров, А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. [Текст]: Учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. -272 с.7.Соловейчик М.С. Развитие речи : теория и практика – М.1990. 8. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся – М.,1991 9.Лосева Л.М.Как строится текст. – М., 1980.
    -