Публикации
Урок "Три склонения имен существительных"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок "Три склонения имен существительных"
Автор: Людмила Ивановна Богунец
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок "Три склонения имен существительных"
Автор: Людмила Ивановна Богунец
Открытый урок в 4 классе по теме«Три склонения имен существительных. Алгоритм определения склонения существительных»Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 6 г. Калуги Л.И. БогунецЦель урока: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного - склонениемЗадачи урока: ввести понятие о трех типах склонения имен существительных в единственном числе;установить отличительные признаки имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме; Познакомить с алгоритмом определения склонения имен существительных;Формировать умение определять склонение имени существительного, стоящего в начальной форме и в форме косвенного падежа.Формирование универсальный учебных действий.Личностные УУД:Формировать познавательный интерес к новому учебному материалу, готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка.Регулятивные УУД: Умение формулировать тему и цели урока, умение составлять алгоритм и последовательность действий, контроль своей деятельности способом сравнения с образцом, умение видеть ошибку, умение оценивать процесс и результат деятельности.Познавательные УУД:Умение строить устные высказывания, формулирование проблемы и ее решение, поиск необходимой информации, классификация объектов, установление причинно-следственных связей.Коммуникативные УУД:Умение слушать и слышать учителя, вступать в диалог, сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач, адекватно оценивать себя, работу в группе, формулировать собственное мнение. Организация образовательного пространстваОборудование: Рабочая тетрадь. Карточки с заданиями. Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (часть 1) 4 класс, Ресурсы: Мультимедийный проектор. Мультимедийная презентация к уроку. Формы работы: Фронтальная форма. Индивидуальная форма. Работа в группе Используемые технологии: Технология проблемного обучения. Здоровьесберегающие технологии. ИКТ. Игровые технологии.Тип урока – открытие новых знанийХод урока:Организационный момент Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости. Поприветствуем наших гостей.Начать урок русского языка мне хочется словами писателя К.Г. ПаустовскогоСЛАЙД 2«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» Константин Георгиевич Паустовский Стихотворение читают ученики выборочно (каждый по строчке) К.Д. Бальмонт Язык, великолепный наш язык.А девизом нашего урока предлагаю взять пословицу: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому»СЛАЙД 3 Проверка посадки на уроке во время письма Открываем тетрадь. Записываем число. Классная работа.СЛАЙД 4Каллиграфическая минутка. Словарная работа Прочитайте слова. Какую букву будем повторять на минутке каллиграфии, вы поймете, вставив пропущенные буквы в слова.БЕРЕЗА, ВЕДРО, УЧЕНИК, СЕНТЯБРЬ, МЕТЕЛЬ, ПОЛОТЕНЦЕКакая буква пропущена? (буква е)Пропищите на строчке соединения с этой буквой – оценить работуЗапишите словарные слова в тетрадь. Выделите орфограмму, поставьте ударение.СЛАЙД 5 проверка слов по эталону – оценить работу Сколько звуков обозначает буква е в этих словах? (один)Приведите примеры, когда она обозначает два звука?Назовите слова, в которых букв больше, чем звуков? (сентябрь, метель) Почему? По какому признаку можно разделить эти слова на группы? (по родам)Ж.р. – берёза, метельМ.р. – ученик, сентябрьСр.р. – ведро, полотенцеАктуализация опорных знаний Много слов в русском языке. Ученые – языковеды, говорят: «Для всего, что существует в природе…в русском языке есть великое множество хороших слов и названий»Слова какой большой группы русского языка мы изучаем? (существительное)Повторим знания о существительномСЛАЙД 6--что такое имя существительное?--на какие вопросы отвечает?--что обозначает?--назовите постоянные признаки (не изменяются в зависимости от формы сущ.) Бывает одуш. или неодуш. / собств. или нариц./ м.р., ж.р., ср.р.---назовите непостоянные признаки (изменяются в зависимости от формы сущ) Изменяется по числам и падежамПостановка учебной задачи (создание проблемной ситуации) СЛАЙД 7Прочитайте предложениеАвтобус едет по улице Кирова и по площади Победы.Определите падеж выделенных существительных. (по чему? (Д. п.) Определите род эти сущ.? (Ж. р.)Почему у сущ. в одном падеже и одного рода разные окончания?Наверное, у сущ. есть еще какой – то признак, по которому различают эти слова и от которого зависит написание окончаний.Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого слова – ответа---слова близкие по значению? СИНОНИМЫ---главная неизменяемая часть слова? КОРЕНЬ---непроизносимый согласный в слове? СОЛНЦЕ---однокоренное слово в И. п. к слову осенний? ОСЕНЬ---антоним к слову день? НОЧЬ---существительные посуда, морковь, одежда имеют форму только какого числа? ЕДИНСТВ.---часть речи, отвечающая на вопросы как? где? куда? откуда? каким образом? НАРЕЧИЕ---падеж, в котором существительное стоит в начальной форме? ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ---слово, обозначающее лес из ёлок? ЕЛЬНИККакое слово у вас получилось? СКЛОНЕНИЕ (вывесить на доску)О чем сегодня будем говорить на уроке? (о склонении имен существительных)Вспомним что такое склонение? (изменение слова по падежам и вопросам)Тема нашего урока ТРИ СКЛОНЕНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХКак вы думаете, а почему три?СЛАЙД 8Какие цели поставим?Понять… какие сущ. входят в каждую группу склоненийНаучиться… определять склонение существительныхСоставить… алгоритм как определить склонениеПрименять… полученные знания при выполнении заданийСЛАЙД 9 Прочитайте словаРека, дядя, лиса, папа, земляАльбом, сердце, конь, небоПлощадь, мебель, степь, рожьНа сколько групп они разбиты? (Слова разбиты на три группы)---что вы можете сказать про каждую группу слов?---что общего у всех слов? В какой форме они стоят? (все имена сущ., стоят в форме единств. числа)---прочитайте слова каждой группы еще раз. Подумайте по какому признаку сгруппированы существительные? (род и окончание)--- В зависимости от этого признака сущ.-е в русском языке разбили на три склонения.---заполним наблюдения в таблицу (таблицу вывесить на доску)Вывод: ---К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями –а, –я в именительном падеже.---Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, –е в именительном падеже.---К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже Склонение имён существительных зависит от рода, а род – признак постоянный, значит и склонение постоянный морфологический признак.Склонение не может перейти из одного склонения в другое.---Какой сделаем вывод?Вывод: с помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение.Чтобы сегодня на уроке мы могли справиться с заданиями я предлагаю сыграть в игру «Логическая цепочка». Обсудите в группе и составьте цепочку последовательных действий для определения склонения существительного. Обсуждаем все варианты и определяем самый удачный.РАБОТА В ГРУППАХНо перед этим вспомним что такое алгоритм? – это порядок действий для решения проблемыАлгоритмдействий при определении склонения имени существительногоЧтобы определить склонение имени существительного, нужно:1. Определяем род.2. Выделяем окончание.3. Определяем склонениеОбразец рассужденияПолотенце – оно, моё – существительное среднего рода, в именительном падеже единственного числа окончание о; значит существительное солнце второго склоненияПервичное закрепление (установление осознанности ситуации) ---вернемся к словарным словам, с которыми работали вначале урока. Определите склонение существительных (дети устно по алгоритму)БЕРЕЗА, ВЕДРО, УЧЕНИК, СЕНТЯБРЬ, МЕТЕЛЬ, ПОЛОТЕНЦЕ---индивидуальная работа по карточкам1 вариант: подчеркнуть слова 1 склонения2 вариант: подчеркнуть слова 2 склонения3 вариант: подчеркнуть слова 3 склоненияСЛАЙД 10 Проверка задания (оцените свою работу)ФИЗМИНУТКА (музыкальная)Первичное закрепление ----работа в тетрадиСЛАЙД 11Записать в три столбика имена существительные, разбив их по типам склонения.Агроном, родина, молодежь, морковь, дорога, путешествие, ливень, молния, огурец, полночь, товарищ, речь, шалаш, шерсть, болото, вьюга, деревня, дверь, Проверка выполненной работы. (дети читают каждую группу сущ.) – оцените свою работуВключение нового знания в систему знаний СЛАЙД 12Вернемся к нашему предложению.Автобус едет по улице Кирова и по площади Победы.Определить склонение имен осуществит.? Не можем…Какого пункта не хватает в нашем алгоритме? (поставить сущ. в начальную форму – это И.п., чтобы оно отвечало на вопрос кто? или что?)Почему же у сущ. в одном и том же падеже, и роде разные окончания? Вывод: они разного типа склоненияСамостоятельная работа с самопроверкой (деятельность по применению новых знаний) Закрепление нового материала (с дифференцированными заданиями)Уровень 1.Запиши только имена существительные 3 склонения:Жизнь, фасоль, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, конь, день, лень, пень, боль, сушь.________________________________________________________________________________________________________________________________Уровень 2.Запиши имена существительные в начальной форме, укажи склонение.От помощи - _____________ от ключа - _____________У плаща - ______________ с товарищем - ______________ В тиши - _____________ в глуши - ______________Около ржи - _____________ около печи - ________________В камыше - _______________ с дочерью - _________________Уровень 3.Определи склонение имен существительных. Он раздвинул кусты жимолости и сирени и скрылся в зелени, под стеной часовни. Сколько прелести в этой тишине, в вяжущем запахе полыни, в ясности осеннего неба, в мерцании первой звезды! Проверка выполненного задания учителемПодведение итога урока. — Над какой темой мы работали сегодня? — Какие цели перед собой ставили? — Достигли мы целей урока? ---Для чего нам пригодится знание склонений имён существительных? (… чтобы правильно писать окончания им. сущ.) Рефлексия деятельности (самооценка собственной деятельности, соотносить цель и результаты)– Оцените свою работу на уроке словами, которые начинаются с первыхбукв слова «Урок»СЛАЙД 13У – удивил, убеждал, усвоил, уяснил, учился.Р – размышлял, рассуждал, разобрался, работал.О – объяснял, общался, обсуждал, обменивался, осознал.К – комментировал, корректировал, контролировал, критиковал.СЛАЙД 14Я говорю вам – спасибо и надеюсь, что те знания, которые вы получили сегодня на уроке, пригодятся вам на последующих уроках и в дальнейшем обучении.
