Публикации Урок-путешествие по теме: «Буквы Е и И в корнях с чередованием» 5 класс.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Урок-путешествие по теме: «Буквы Е и И в корнях с чередованием» 5 класс.
Автор: Безниско Оксана Николаевна

Урок-путешествие по теме: «Буквы Е и И в корнях с чередованием» 5 класс.Цели: Обучающая: познакомить учащихся с правилом правописания Е и И в корнях с чередованием, учить правильно обозначать орфограмму.Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; вовлечение класса в активный процесс познания; развитие воображения.Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку.Оборудование: медиапроектор, компьютер, сигнальные карточки Е-И, карточки, учебник, опорная таблица. Презентация Ход урокаI. Орг. момент.II. Сообщение темы и цели урока. - Ребята, я вас приглашаю совершить космическое путешествие в Галактику «Правописание» под кодовым названием «Буквы Е и И в корнях с чередованием». Цель нашего путешествия – узнать, как правильно выбирать гласную в корнях с чередованием.III. Блиц-опрос. Но сначала нам необходимо получить допуск к полету, пройти небольшое испытание. А для этого давайте вспомним уже известное для нас понятие.- Что такое чередование? (Ответы ребят).- Давайте попросим Дежурного по словарю уточнить нам это понятие.(Дежурный по словарю читает понятие «чередование»).- В 5 классе, путешествуя по стране правописание, мы встречались с чередованием О-А в корнях. В каких корнях происходит этот процесс? Назовите правило.- Давайте на материале пословиц, которые составляют «кладезь народной мудрости», вспомним эти правила. (Ребята объясняют написание гласной в корне, вставляя букву на слайд).Посеяно с лукошко, так и выр..сло немножко.Человек предпол..гает, а Бог распол..гает.Каково дерево, такова и отр..сль.Подр..стешь – свое наживешь.- От чего зависит написание гласной в этих корнях? (От последующего согласного).- Молодцы! Справились с заданием. Все допущены к полету.- Группа корней с чередованием очень большая. Рассмотрите эту группу на опорной таблице. Сегодня мы узнаем еще об одной части этой группы.- Теперь давайте приготовим свои космические корабли. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока. Внимание! Все капитаны кораблей на своих местах. На старт! Пуск! Вот мы направляемся к Галактике, перед нами звездное небо. Работа с текстом. (Учитель читает текст).В Галактике очень и очень много звезд. Они давно служат людям. Моряки определяют по ним положение корабля в океане. Ориентируются по звездам не только морские корабли, но и космические. Звезды служат всем. Для одних это маяки, для других – украшение неба. Для ученых звезды – тайна, которую нужно разгадать.- Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите. Определите основную мысль. Сделайте синтаксический разбор третьего предложения.IV. Исследовательская работа. - Мы в Галактике и нам необходимо провести исследовательскую работу. Чем отличаются слова в каждой паре? (Гласным в корне).(Работа в тетрадях).- А какое фонетическое явление представлено в этих словах? (Чередование гласных).- Какие гласные чередуются? (Е – И).Вывод: В корнях может происходить процесс чередования гласных Е – И.V. Изучение нового материала.- Мы с вами попали на сказочную планету. Здесь нам предлагают послушать интересную сказку. Сказка «Как суффикс - стал vip-персоной».Жили-были на свете два брата – Корень с Е и Корень с И. Они были очень похожи друг на друга, как две капли воды, поэтому люди их часто путали.Корень с Е сам находил себе занятия. Он то гонял мяч, то играл в теннис. Ему не скучно было без друзей. А вот Корень с И очень переживал, что у него нет настоящего верного товарища. Он рассылал свои фотографии в журналы в рубрику «Ищу друга». Вскоре Корень с И получил письмо от суффикса -, который тоже искал товарища. С тех пор Корень с И и суффикс - неразлучные друзья. И людям теперь легко различать братьев. Надо только посмотреть, есть ли рядом vip-персона суффикс . «Тот, что с другом -А, тот Корень с И, а тот, что один, тот Корень с Е»,- говорят окружающие.Вот так суффикс - стал очень важной персоной. Ведь только он поможет написать правильную букву в корне с чередующимися гласными.- Чем же определяется правописание чередующихся гласных в корне? Работа с таблицей.- Рассмотрите таблицу. Перечислите корни, в которых происходит процесс чередования гласных Е и И. - От чего зависит написание гласной в корне? Ответить на этот вопрос нам будет легче с помощниками. - А теперь попробуйте сами сформулировать правило выбора гласной Е или И в чередующихся корнях. (Ответы ребят). - Откройте учебники на странице 245 и найдите это правило, рассмотрите примеры. Как обозначается эта орфограмма? А теперь правило – подсказка. - Что же помогает написать правильно корень с чередующимся гласным?VI. Закрепление изученного.- Вот теперь мы готовы справиться с любым заданием в Галактике.1. Предупредительное списывание. (Учащиеся по очереди выходят к доске, сначала объясняют правописание каждого слова, потом вставляют пропущенную букву. Все работают в тетрадях). Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, расст..лил коврик, пост..лить скатерть, разж..гать костер, зап..раю дверь, проб..ремся к реке.Физкультминутка.2. Распределительный диктант.- Ребята, у жителей «Планеты чередующихся гласных» возникла проблема. Они не могут разобраться в какой дом им нужно поселиться. У каждого дома есть свой герб. Он то вам и подскажет, кого и куда разместить. (Учащиеся распределяют слова в 2 столбика).Застелить, стирает, запер, заберу, задирает, прибирал, блестит, разжигать, настелил, опираться.3. Взаимопроверка.- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга. Поставьте оценку карандашом. - Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы! А кто допустил 2 ошибки?4. Самостоятельная работа учащихся.- А теперь, как и положено в научных экспедициях, нам нужно написать отчет, соблюдая все правила его оформления. Только тогда мы можем отправляться домой. Подготовьте свои космические корабли. На ракете, которая лежит у вас на столе, запишите себя командирами. Вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.VII. Итог урока.- Ну что ж. Пришло время покидать Галактику и отправляться домой. Но для этого нужно пролететь «Звездные врата». А там нас ждет инопланетянин, который задаст несколько вопросов. Если вы ответите на все вопросы правильно, то мы сможем снова вернуться на Землю.- Внимание! Мы на связи со «Звездными вратами».VIII. Домашнее задание.- Молодцы! Мы провели полет успешно. И на пути к Земле должны получить домашнее задание, чтобы ваш отчет был полным. 1. Выучить правило – с.245. 2. Найти и записать 3 пословицы, в которых есть слова на изученную орфограмму.- Вы все успешно справились с полетом и получаете медали за успешное освоение Галактики «Правописание». (Самыми активными капитанами кораблей были…). Спасибо за урок.
-