Публикации Формы музыкально-просветительской работы в классе гитары, домры, аккордеона ДМШ/ДШИ: Тематический концерт-лекция

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы музыкально-просветительской работы в классе гитары, домры, аккордеона ДМШ/ДШИ: Тематический концерт-лекция
Автор: Параева Вероника Игоревна

Формы музыкально-просветительской работы в классе гитары, домры, аккордеона ДМШ/ДШИ: Тематический концерт-лекция Методическая разработка Преподаватель МБУДО ДМШ № 10 г.НовосибирскПараева В.И.
  • Пояснительная записка
  • Одной из ведущих форм музыкально-просветительской работы является тематический концерт, позволяющий соединить решение учебно-педагогической задачи с задачами музыкального просветительства. В подборе тем концертов необходимо ориентироваться на такие направления музыкальной культуры как музыка зарубежных и отечественных композиторов-классиков, современное музыкальное искусство (включая лучшие образцы эстрадной и джазовой музыки).Организация и проведение тематических концертов несет познавательную функцию, так как знакомит исполнителей и слушателей с различными музыкальными инструментами, формами и жанрами музыкального искусства, дает возможность более полного и цельного охвата творчества композитора, определенного музыкального жанра, стилевого направления.Актуальной формой становится организация тематических лекций-концертов исторического плана, где рассматривается определенный стиль или течение в музыкальном искусстве. Здесь невозможно обойтись без использования смежных видов искусств, межпредметных связей. Образцом такого подхода к составлению сценария может быть концерт «Музыка французских клавесинистов». Основой сценария послужил репертуар, состоящий из произведений Ф. Куперена, Ж. Б. Люлли, Ж.Ф.Рамо, К. Дакена, Ф. Дандрие. Для более глубокого понимания манеры исполнения этих пьес было необходимо знакомство со стилем рококо, существовавшим во Франции XVII века. На основе изучения соответствующей литературы составлялись рассказы, характеризующие эпоху, нравы и быт, архитектуру и живопись, присущие этому стилю.Исполнение музыкальных произведений предваряется беседами, сопровождается показом видеоматериалов. Возможен и иной принцип характеристики произведения с разных точек зрения: место произведения в творчестве композитора, в истории музыки, его связи с традициями, его роль в развитии жанра. Эффективны концерты-встречи с композиторами и исполнителями, где сама личность влияет на восприятие музыкальных произведений.Тематические концерты помогают исполнителям и слушателям осваивать опыт предшествующих поколений и своих современников, познавать глубинный смысл общечеловеческих ценностей, заключенных в музыкальных образах, обрести свою индивидуальную позицию в мире культуры. Рамками избранной темы концерта возможно охватывать и синтезировать смежные виды искусств и знания, полученные на предметах общеобразовательного цикла. Такое «погружение» в эпоху предоставляет возможность глубокого осмысления творчества определенного композитора или стиля, совершенствования форм проведения концертов.
  • Тематическая лекция-концерт «Знакомство со стариной танцевальной музыкой XVII-XVIII веков».
  • Цель: Знакомство слушателей с особенностями барочной музыки XVII-XVIII вв. на примере танцевального жанра.Задачи:
  • Расширение музыкального кругозора за счет изучения произведений эпохи барокко
  • Воспитание творческой дисциплины и коллективной ответственности
  • Развитие музыкального мышления в процессе работы над произведением
  • Развитие артистизма и способности владеть своими эмоциями и чувствами
  • Воспитание творчески мыслящей личности
  • В концерте принимают участие ученики преподавателей Полежаевой Б.Е., Параевой В.И.; преподаватели Полежаева Б.Е., Параева В.И.,концертмейстер Лазаренко И.А.III. Сценарий мероприятия.Сегодня мы с вами проведем своеобразный урок в форме тематический концерта с приглашением гостей, небольшим рассказом об особенностях каждого танца, демонстрацией видеороликов и, конечно, исполнением их нашими учениками.Танец существует столько же, сколько существует и человечество, это древнейшее из искусств, оно отражает потребность человека посредством движения своего тела в определенном ритме и темпе выражать все важные события, различные эмоции, чувства: радость, скорбь, победы и поражения в военных действиях. Танец всегда связан с традициями и условиями жизни народов разных исторических эпох. Менуэт – от французского «менУ» маленький шаг, шажок – изначально был сельский танец, но затем превратился в образец французского придворного балета. Характерные черты – трехдольный размер, умеренный темп, церемонные поклоны, приседания, торжественные проходы вперед, вбок, назад, изящные шаги и легкое скольжение. Менуэт считался школой хороших манер. Послушайте, как звучит менуэт на разных инструментах.Просмотр фрагмента видеозаписи:1 .Й. Гайдн Менуэт исп. Ефремов Глеб – аккордеон.2 .И.С. Бах Менуэт исп. Шильцин Андрей – гитара.3. И.С. Бах Менуэт исп. Ефремова Софья – домра.Экосез – является одним из любимых танцев в Англии. Это танец шотландского происхождения, исполняется под аккомпанемент волынки. Размер 3/4, основные движения скользящий шаг. В конце XVIII в. стал бальным.Просмотр фрагмента видеозаписи:М. Джулиани «Экосез» исп. Сыгынбаева Нурайым (гитара)Бурре – французский танец дровосеков (Бурре – вязанка мелких дров). Исполняется тяжело, шутливо, с прыжками, как бы напоминая связку валежника. В XVI-XVIII вв. распространяется в придворном и городском быту и превращается в подвижный веселый танец, размер 2/4, начинается с затакта. Просмотр фрагмента видеозаписи:Г.Берген «Бурре» исп. Горбачев Федор (гитара)Сейчас послушаем лютневую пьесу эпохи Возрождения французского композитора Луи де Мо «Балет»Балетот франц.(бал), танец, вид сценического искусства. Начинает формироваться в XIVXVвв. ,на придворных праздниках Италии.Просмотр фрагмента видеозаписи:Луи де Мо «Балет» исп. Глушко Илья (домра)Сицилиана – старинный итальянский народный танец в характере пастушеской идиллии. Вся Европа полюбила этот танец (размер 6/8 в сочетании с пунктирным ритмом), плавный и грациозный. Сицилиана могла быть частью крупного произведения – сонаты или сюиты. Просмотр фрагмента видеозаписи:Ф. Карулли «Сицилиана» исп. Ветров Вячеслав (гитара)Малагуэнья или малагенья – один из традиционных стилей испанского Фламенко, вышедший из района Малаги, имеет арабские и африканские корни. Это песенная мелодия не сочетается с танцем, так как не имеет четкого постоянного ритма и ее относят к типу свободных песен. Часто между куплетами включаются короткие сольные гитарные проигрыши – фальцеты.Просмотр фрагмента видеозаписи:1. Малагуэнья – исп. Водяницкий Артем (гитара)2. Э. Лекуона Малагуэнья исп. Олейников Роман (гитара)Сарабанда – старинный испанский танец. Получил известность в XVI в. Исполняется медленно и торжественно, в размере 3/4, возник из похоронного обряда, испанское шествие. Музыка печальная, в минорной тональности.Просмотр фрагмента видеозаписи:А. Корелли Сарабанда исп. Дучкова Виктория (домра)V. Список литературы:
  • Сугоняева Е. Музыкальные занятия с малышами.
  • Ляховицкая С. Развитие навыков самостоятельности у юных музыкантов.
  • Ветлгина М. Музыкальное развитие ребенка-М., 1968
  • Лагутин А. Основы педагогики музыкальной школы-М., 1985
  • Пожидаев Г. Рассказы о музыке-М., 1975
  • Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах-М.: Музыка, 1982.
  • -