Публикации «Формы и методы работы при реализации воспитательной и образовательной деятельности по ФОП ДО»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формы и методы работы при реализации воспитательной и образовательной деятельности по ФОП ДО»
Автор: Покидько Ирина Васильевна

«Формы и методы работы при реализации воспитательной и образовательной деятельности по ФОП ДО»Применение разнообразных форм и методов работы в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста необходимо по следующим причинам.Обеспечивается индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален и имеет свои особенности, поэтому использование различных форм и методов работы позволяет найти подход к каждому ребенку, учитывая его интересы, потребности и возможности.Также разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес детей к обучению, делают обучение более привлекательным и занимательным.Применение форм и методов работы позволяет развивать у детей разнообразные навыки и компетенции, такие как коммуникативные навыки, умение работать в команде, решать проблемы, анализировать информацию и многие другие.Кроме того, это подготовка к школе. Использование разнообразных методов работы помогает подготовить детей к школьной жизни, где им предстоит учиться в классе и адаптироваться к разным формам работы.2023-2024 учебный год – это первый полный учебный год, в котором все детские сады России начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Программа, среди прочего, рассматривает вопросы применения форм и методов работы в детском саду. В соответствии с программой, формы и методы ее реализации педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.Программа предлагает применение форм работы в зависимости от возраста детей.В младенческом возрасте (от 2 месяцев до 1 года) предусматривается непосредственное эмоциональное общение с взрослым; двигательная деятельность (например, тактильно-двигательные игры); манипуляции с предметами; элементарная речевая и музыкальная деятельность.В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) предполагается предметная деятельность; экспериментирование с материалами и веществами; ситуативно-деловое общение с взрослым и эмоционально-практическое общение со сверстниками под руководством взрослого; двигательная, игровая, речевая, изобразительная деятельность; самообслуживание и элементарные трудовые действия; музыкальная деятельность.Рассмотрим более подробно предлагаемые формы деятельности в дошкольном возрасте (от 3 до 8 лет). Предусматривается организация игровой деятельности детей (сюжетно-ролевая, театрализованная,режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная игра). Предполагается организация общения детей с взрослыми и сверстниками.Программа предусматривает организацию речевой деятельности детей (развитие активной диалогической и монологической речи), познавательно- исследовательской деятельности и экспериментирования. Рекомендуется организация изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструирования из разных материалов по образцу, условию и замыслу детей. Также должна проводиться двигательная деятельность (основные виды движений, общие развивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр). Кроме того, рекомендуется организация элементарной трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе, ручной труд). Среди форм работы предусматривается организация музыкальной деятельности детей (слушание произведений, пение, игра на детских музыкальных инструментах).В процессе реализации Федеральной образовательной программы педагоги могут применять следующие методы воспитания.
  • Методы организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы);
  • Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример)
  • Методы мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы).
  • В Федеральной образовательной программе рекомендуется при организации обучения дополнять традиционные методы (словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей.Приведем примеры. Так, при использовании информационно-рецептивного метода предъявляется информация, организуются действия детей с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация фильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение).Репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (это упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель).Применение метода проблемного изложения предполагает постановку проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений.При применении эвристического метода проблемная задача делится на части проблемы, в решении которых принимают участие дети.Исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты).Для решения задач воспитания и обучения в Федеральной образовательной программе предлагается широко применять метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей.В программе отмечается, что при выборе методов воспитания и обучения, педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его применения, реализуемые цели и задачи, возможные результаты. Для решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов. При выборе форм и методов работы педагоги должны учитывать также субъектные проявления детей: интерес; избирательное отношение к разным видам деятельности.Федеральная образовательная программа определяет следующие виды образовательной деятельности в детском саду. Это образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательная деятельность в ходе режимных процессов; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.Отдельно в программе уделяется внимание такой форме работы, как занятие. Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их. Занятие может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно- обучающих ситуаций, творческих и исследовательских проектов и так далее. Введение термина «занятие» не означает регламентацию процесса. Термин фиксирует форму организации образовательной деятельности. Содержание и педагогически обоснованную методику проведения занятий педагог может выбирать самостоятельно.В программе указываются виды деятельности, рекомендуемые в разный период времени в течение дня. Так, образовательная деятельность утром может включать: игровые ситуации; развивающее общение педагога с детьми, рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения за природой; трудовые поручения и дежурства; оздоровительные и закаливающие процедуры, двигательную деятельность и другое.Деятельность во время прогулки включает: наблюдения за объектами и явлениями природы; подвижные игры и спортивные упражнения; экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры; элементарную трудовую деятельность детей на участке; свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу; проведение спортивных праздников.Деятельность во вторую половину дня может включать: элементарную трудовую деятельность детей; проведение развлечений, праздников; игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами; опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты; чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов; слушание и исполнение музыкальных произведений; работу с родителями и другое.Таким образом, в Федеральной образовательной программе систематизировано все многообразие форм и методов воспитательной и образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
    -