Публикации
«Формы и методы работы при реализации воспитательной и образовательной деятельности по ФОП ДО»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формы и методы работы при реализации воспитательной и образовательной деятельности по ФОП ДО»
Автор: Покидько Ирина Васильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формы и методы работы при реализации воспитательной и образовательной деятельности по ФОП ДО»
Автор: Покидько Ирина Васильевна
«Формы и методы работы при реализации воспитательной и образовательной деятельности по ФОП ДО»Применение разнообразных форм и методов работы в процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста необходимо по следующим причинам.Обеспечивается индивидуальный подход. Каждый ребенок уникален и имеет свои особенности, поэтому использование различных форм и методов работы позволяет найти подход к каждому ребенку, учитывая его интересы, потребности и возможности.Также разнообразные формы работы помогают поддерживать интерес детей к обучению, делают обучение более привлекательным и занимательным.Применение форм и методов работы позволяет развивать у детей разнообразные навыки и компетенции, такие как коммуникативные навыки, умение работать в команде, решать проблемы, анализировать информацию и многие другие.Кроме того, это подготовка к школе. Использование разнообразных методов работы помогает подготовить детей к школьной жизни, где им предстоит учиться в классе и адаптироваться к разным формам работы.2023-2024 учебный год – это первый полный учебный год, в котором все детские сады России начали работать по новой Федеральной образовательной программе дошкольного образования. Программа, среди прочего, рассматривает вопросы применения форм и методов работы в детском саду. В соответствии с программой, формы и методы ее реализации педагог определяет самостоятельно в соответствии с задачами воспитания и обучения, возрастными и индивидуальными особенностями детей, спецификой их образовательных потребностей и интересов.Программа предлагает применение форм работы в зависимости от возраста детей.В младенческом возрасте (от 2 месяцев до 1 года) предусматривается непосредственное эмоциональное общение с взрослым; двигательная деятельность (например, тактильно-двигательные игры); манипуляции с предметами; элементарная речевая и музыкальная деятельность.В раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) предполагается предметная деятельность; экспериментирование с материалами и веществами; ситуативно-деловое общение с взрослым и эмоционально-практическое общение со сверстниками под руководством взрослого; двигательная, игровая, речевая, изобразительная деятельность; самообслуживание и элементарные трудовые действия; музыкальная деятельность.Рассмотрим более подробно предлагаемые формы деятельности в дошкольном возрасте (от 3 до 8 лет). Предусматривается организация игровой деятельности детей (сюжетно-ролевая, театрализованная,режиссерская, строительно-конструктивная, дидактическая, подвижная игра). Предполагается организация общения детей с взрослыми и сверстниками.Программа предусматривает организацию речевой деятельности детей (развитие активной диалогической и монологической речи), познавательно- исследовательской деятельности и экспериментирования. Рекомендуется организация изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструирования из разных материалов по образцу, условию и замыслу детей. Также должна проводиться двигательная деятельность (основные виды движений, общие развивающие и спортивные упражнения, подвижные и элементы спортивных игр). Кроме того, рекомендуется организация элементарной трудовой деятельности (самообслуживание, хозяйственно- бытовой труд, труд в природе, ручной труд). Среди форм работы предусматривается организация музыкальной деятельности детей (слушание произведений, пение, игра на детских музыкальных инструментах).В процессе реализации Федеральной образовательной программы педагоги могут применять следующие методы воспитания.Методы организации опыта поведения и деятельности (приучение к положительным формам общественного поведения, упражнение, воспитывающие ситуации, игровые методы); Методы осознания детьми опыта поведения и деятельности (рассказ на моральные темы, разъяснение норм и правил поведения, чтение художественной литературы, этические беседы, обсуждение поступков и жизненных ситуаций, личный пример) Методы мотивации опыта поведения и деятельности (поощрение, методы развития эмоций, игры, соревнования, проектные методы). В Федеральной образовательной программе рекомендуется при организации обучения дополнять традиционные методы (словесные, наглядные, практические) методами, в основу которых положен характер познавательной деятельности детей.Приведем примеры. Так, при использовании информационно-рецептивного метода предъявляется информация, организуются действия детей с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация фильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы педагога или детей, чтение).Репродуктивный метод предполагает создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (это упражнения на основе образца педагога, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель).Применение метода проблемного изложения предполагает постановку проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений.При применении эвристического метода проблемная задача делится на части– проблемы, в решении которых принимают участие дети.Исследовательский метод включает составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты).Для решения задач воспитания и обучения в Федеральной образовательной программе предлагается широко применять метод проектов. Он способствует развитию у детей исследовательской активности, познавательных интересов, коммуникативных и творческих способностей.В программе отмечается, что при выборе методов воспитания и обучения, педагоги должны учитывать возрастные и личностные особенности детей, педагогический потенциал каждого метода, условия его применения, реализуемые цели и задачи, возможные результаты. Для решения задач воспитания и обучения целесообразно использовать комплекс методов. При выборе форм и методов работы педагоги должны учитывать также субъектные проявления детей: интерес; избирательное отношение к разным видам деятельности.Федеральная образовательная программа определяет следующие виды образовательной деятельности в детском саду. Это образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности; образовательная деятельность в ходе режимных процессов; самостоятельная деятельность детей; взаимодействие с семьями детей.Отдельно в программе уделяется внимание такой форме работы, как занятие. Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их. Занятие может проводиться в виде образовательных ситуаций, тематических событий, проектной деятельности, проблемно- обучающих ситуаций, творческих и исследовательских проектов и так далее. Введение термина «занятие» не означает регламентацию процесса. Термин фиксирует форму организации образовательной деятельности. Содержание и педагогически обоснованную методику проведения занятий педагог может выбирать самостоятельно.В программе указываются виды деятельности, рекомендуемые в разный период времени в течение дня. Так, образовательная деятельность утром может включать: игровые ситуации; развивающее общение педагога с детьми, рассматривание картин, иллюстраций, наблюдения за природой; трудовые поручения и дежурства; оздоровительные и закаливающие процедуры, двигательную деятельность и другое.Деятельность во время прогулки включает: наблюдения за объектами и явлениями природы; подвижные игры и спортивные упражнения; экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры; элементарную трудовую деятельность детей на участке; свободное общение педагога с детьми, индивидуальную работу; проведение спортивных праздников.Деятельность во вторую половину дня может включать: элементарную трудовую деятельность детей; проведение развлечений, праздников; игровые ситуации, индивидуальные игры и игры небольшими подгруппами; опыты и эксперименты, практико-ориентированные проекты; чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов; слушание и исполнение музыкальных произведений; работу с родителями и другое.Таким образом, в Федеральной образовательной программе систематизировано все многообразие форм и методов воспитательной и образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
