Публикации "Внимание детей раннего возраста"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Внимание детей раннего возраста"
Автор: Шадрина Надежда Ивановна

Консультация для воспитателей ДОУВнимание детей раннего возрастаВ практике воспитания и обучения детей раннего возраста часто не учитывается использование специальных приемов, вызывающих непроизвольное и произвольное внимание. Одно из наиболее сложных направлений в обучении ребенка – это речевое развитие. Несмотря на высокую чувствительность детей, встречается много причин, которые задерживают его. Например, зрительное восприятие значит для малыша гораздо больше, чем слуховое.Естественно, что одна из ведущих мотиваций, способствующих возникновению внимания к объекту – это интерес. Например, на речевых занятиях с детьми 2-3 лет, где использовались картинки особый интерес вызывала яркость изображения. И если по указанию взрослого требовалось выбрать из двух картинок одну, внимание детей привлекало не это указание, а наибольшая яркость. Поскольку внимание детей неустойчиво, и привлечь его не так просто, в занятии с картинками хорошо действуют приемы внезапного появления и исчезновения изображения. И если до показа дается эмоциональная словесная установка «Кто там?», это вызывает сосредоточение, а неожиданное появление картинки и ее называние позволяет ребенку сконцентрироваться ни изображении и связать его с тем, что сказал взрослый. И прежде, чем малыш сам отвлечется – картинка исчезает со словами взрослого «Ай, нет». Затем вновь вызывается ориентировочная реакция на появление изображения. Таким образом необходимо разделить зрительное и речеслуховое восприятие. Итак, сначала вызывается ориентировочная реакция на фразу «Кто там?», затем дается словесная инструкция «Где то-то?», и после этого показываются изображения двух предметов (действий, сюжетов), один из которых ребенок должен найти. Словесная установка направляет ребенка, служит элементом начальных форм произвольного внимания. При подборе предметов или изображений нужно учитывать эмоциональное отношение малыша к ним. Часто дети выбирают то, что им более интересно. Так, если мальчику, например, предложить выбрать из двух картинок с изображениями машинки и курочки, он все равно выберет машинку.Большое значение в занятиях с картинками имеет двигательный анализатор. Поэтому можно использовать активное участие руки, пальчиков ребенка: «Покажи, где, спрячь, найди, дай, возьми» и т.д. Внимание малыша продлевается, вызываются положительные эмоции, игровые действия, устанавливаются многочисленные связи с изображением: зрительные, двигательные, слуховые.Часто приходится наблюдать, как скучно, неинтересно для детей проходит речевое занятие. Показывается и называется предмет, медленно и методично рассматриваются его части и т.д. Дети, естественно отвлекаются, им просто надоедает все это. Их привлекают динамичность процесса, характерные для него действия, выразительные, эмоциональные, внезапно меняющиеся.Следует использовать деятельность ребенка, которая привлекает его, интересна ему и может стать достаточно длительной.Более продолжительными могут быть занятия со сменой видов деятельности, преобладанием двигательной активности, музыкальные. К ним относятся и занятия с природными материалами – песком и особенно водой, которые привлекают детей возбудимого типа, успокаивая их. Продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, конструирование), связанные с работой рук, помогают ребенку сосредоточиться и тоже могут быть достаточно длительными. Наиболее сложны для понимания и обучения речевые занятия с картинками, и особенно рассказывание без показа, поскольку опираются на речеслуховое восприятие.Иногда, используя так называемые инновации, в ДОУ для поднятия интереса вклинивают в подобные занятия физкультминутки, не имеющие никакого отношения к теме. Теряется смысл работы, у ребенка пропадает умение слушать речь взрослого и понимать сюжет. Пусть занятие будет кратковременным, но полноценным.На третьем году жизни ребенка необходимо проводить специальные занятия, направленные на развитие произвольного внимания и памяти: слуховых («Послушаем, что слышно», «Что звучит?»), зрительных («Чего не стало?» и «Что изменилось?»). Этому способствуют и такие речевые занятия, как «Выполнение поручения», когда малыши должны ориентироваться именно на словесные указания взрослых, а не на действия сверстников, что характерно для детей второго и даже третьего года жизни.Все указанные методические приемы развивают непроизвольное внимание и готовность к формированию внимания произвольного.
-