Публикации Логопедическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Логопедическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Автор: Южакова Лариса Геннадьевна

Логопедическое сопровождение детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Логопедическое сопровождение детей с отклонениями в развитии строится с учётом наличия двух составляющих, определяющих специфику речевой деятельности. Это, во-первых, особенности формирования речевой системы, обусловленные самим нарушением развития, и речевая патология, которая может быть квалифицирована исходя из клинико-педагогической классификации нарушений речи. Таким образом, структура недоразвития речи при нарушениях психического развития оказывается более сложной. Аналогичная картина выявляется и при анализе состояния речевой функции у ребёнка с СДВГ. Вместе с тем, несмотря на высокий интерес к проблеме дефицита внимания и гиперактивности у детей, вопрос об их речевом развитии освещён крайне фрагментарно. Исходя из имеющихся на данный момент сведений, структуру нарушений развития речи при СДВГ можно представить следующим образом. 1. Клиническая форма речевой патологии. Согласно литературным данным (Леонова А.В., Раева Т.В., 2018; Ливинская А.В., 2007), наблюдается высокая коморбидность СДВГ и речевой патологии, в частности алалии, стёртой дизартрии. Однако, сведения о наличии специфических форм нарушений речи при СДВГ либо специфических проявлениях известных форм речевых расстройств отсутствуют. 2. Нарушения формирование регулирующий функции речи, обусловленные дефицитом функций программирования, регуляции и контроля. Такие нарушения оказывают отрицательное влияние на учебную деятельность ребёнка, в том числе, на усвоение специфических школьных навыков, а также усвоение навыков, формируемых в процессе логопедических занятий. Вышесказанное предполагает, что учёт особых образовательных потребностей детей с СДВГ в рамках логопедического сопровождения может реализовываться через два направления:
  • Через адаптацию методик коррекции нарушений речи с учётом особенностей психического развития данной категории детей;
  • Через включение в логопедическую работу целенаправленного формирования и развития регулирующей функции речи на основе диагностики и динамического наблюдения за речевыми возможностями ребёнка.
  • Для эффективной логопедической работы необходимо создать условия, способствующие снижению проявлений отвлекаемости и гиперпереключаемости внимания детей, его высокой истощаемости; позволяющие минимизировать возникновение трудностей, обусловленных недостаточной сформированностью программирования деятельности, самоконтроля; учитывающие гипердинамические проявления. К таким условиям можно отнести дизайн пространства, дизайн учебного материала и заданий, включение дополнительных технологий и адаптацию стратегии логопедической коррекции. Во время занятия ребёнок с СДВГ требует значительного внимания со стороны педагога, направленного на осуществление контроля за реализацией программы деятельности и качества деятельности. Поэтому в начале коррекционного курса более продуктивными будут индивидуальные занятия и занятия в малых группах. При подгрупповой работе важно, чтобы рабочее место ребёнка располагалось близко к педагогу и не создавало условий, провоцирующих отвлечения внимания. Например, не следует сажать ребёнка лицом к окну или рядом с окном и дверью в кабинет. Целесообразно при подготовке к занятию уменьшить количество отвлекающих стимулов в помещении логопедического кабинета (например, закрыть зеркало; закрыть шкафы с пособиями и материалами учителя-логопеда; убрать наглядные и иные пособия, которые не будут использоваться во время занятия; разместить необходимые для занятия пособия в закрытые коробки и др.). Это не обозначает создания обеднённой среды, но логопеду необходимо снизить влияние сенсорного поля на ребёнка, создать условия, способствующие концентрации внимания на учебном задании (Брязгунов И.П., Касатикава И.В., 2002; Романчук О.И., 2010; Чурило Н.В., 2017). Поскольку дети с СДВГ нуждаются в высокой двигательной активности, в структуру логопедического занятия следует включить дополнительные динамические паузы. Частота их проведения подбирается учителем-логопедом индивидуально, в зависимости от потребности ребёнка с СДВГ в движении. Кроме этого, можно предусмотреть перемещения по кабинету при смене видов деятельности (задания, выполняемые за рабочим столом; задания на ковре; задания перед зеркалом и пр.). При этом важно, чтобы такие перемещения были строго регламентированы инструкцией взрослого, который четко формулирует действия ребёнка и обозначает конечную точку перемещения (Брязгунов И.П., Касатикова И.В., 2002; Романчук О.И., 2010; Чурило Н.В., 2017). Структура логопедического занятия должна соответствовать возможностям ребёнка и в сфере концентрации произвольного внимания. В общем виде схема варьирования степени сложности заданий в течение занятия может быть представлена следующим образом: - в начале логопедического занятия ребёнку предлагаются простые для него задания, позволяющие включиться в деятельность;- в середине занятия предлагаются наиболее сложные задания;- в конце – снова простые, доступные для выполнения, даже когда у ребенка нарастают признаки утомления. Для поддержания мотивации к коррекции нарушений речи менее предпочитаемые детьми виды деятельности должны предшествовать более предпочитаемым. В рамках этой схемы необходимо предусмотреть достаточно высокую частоту смены видов деятельности, которая определяется исходя из индивидуальных возможностей конкретного ребёнка и гиперпереключаемости внимания всех детей.
    -